Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Христиане и язычники. Генрик Сенкевич. Камо грядеши

«Камо грядеши», может быть, самый знаменитый исторический роман польского писателя Генрика Сенкевича и один из самых знаменитых и впечатляющих исторических романов вообще. В этой книге Нобелевский лауреат 1905 года с поразительными подробностями воссоздал жизнь римского государства в поздний период правления Нерона. Эта жизнь показана не глазами абстрактного народа, а глазами облеченных властью - патрициев, трибунов, арбитров изящества и самого императора. Начав властвовать, Нерон занимал пронародную позицию, заботясь о своей популярности у простых людей, однако в последние годы сделался почти безумным - допустил сожжение Рима (либо сам его начал), начал массовые гонения на христиан, довел до гибели многих выдающихся граждан из своего окружения. История запомнила его как чудовищного тирана, озабоченного только исполнением своих прихотей. Проводя время на пирах за декламированием стихов, Нерон перепутал сцену и реальную жизнь. В итоге то, что он воспринимал как актерскую игру, привело к тяжелейшим последствиям. Сенкевич таким и изобразил императора - безумным актером, окруженным льстецами. И особенное внимание автора заслужила христианская тема.

Главные действующие лица романа, помимо императора, это молодой патриций Виниций, девушка Лигия, удерживаемая в Риме как дочь царя покоренного римлянами государства, и приближенный к императору арбитр изящества Петроний. Виниций - герой боевых действий, подлинный сын римской цивилизации, способный избивать рабов для удовольствия. Увидев однажды Лигию, он теряет сон. Считая ее рабыней, он хочет завладеть ею силой. Однако сделать этого не получается, даже с помощью козней, которые начинает плести его дядя Петроний. Чуть позже выясняется, что Лигия христианка и посещает проповеди апостола Петра. Тогда Виниций решает забрать ее силой у христиан. Но на защиту своей госпожи встает раб-великан Лигии по имени Урс, сила которого очень велика. Виниций от удара великана теряет сознание, а когда приходит в себя, то встречает заботу христианской общины, а вовсе не месть. Так начинает меняться его мировоззрение. Он проходит путь от слабых сомнений, до полного перевоплощения в подлинного христианина, готового пожертвовать жизнью ради обретения Небесного Царства. Главная интрига романа связана с пленением Лигии как христианки. Теперь ее ожидает смерть от лап разъяренных животных на арене - именно такое зрелище уготовил Нерон народу, обвинив именно христиан в сожжении Рима. Спасти Лигию может только чудо, ибо даже Петроний, имеющий наибольшее влияние на императора, ничего не может противопоставить своенравию этого молодого самодура. Казни христиан носят массовый и ужасающий характер. Их скармливают голодным экзотическим зверям, их распинают на крестах и сжигают. И никто не может остановить императора, даже когда, кажется, уже сам народ понимает, что в своей жажде зрелищ зашел слишком далеко. Лишь придворные льстецы всем довольны.

Генрик Сенкевич вывел драму двух влюбленных на высокий религиозно-метафизический уровень. Виниций и Лигия не просто влюбленные люди, а может быть, первые в Риме, кто полюбил через веру. Любовь Виниция начиналась как слепое желание обладать, причем молодой патриций и помыслить не мог о каком-либо сопротивлении со стороны девушки. Но урок смирения, преподанный ему христианами, заронил сомнения в его душе. Постепенно он принял христианское учение, причем принял его в высшей форме, признав, что жизнь может стать жертвой. Он не верит в спасение Лигии, но верит, что Христос вернет ему ее на небесах. Не нужно говорить о том, что Виниций сильно изменился как человек. Раньше он мог повелеть избить рабов просто по причине плохого настроения, теперь же считает любое насилие ошибкой. Он не готов бросить вызов Нерону, но уже не считает себя частью римского мира.

При чтении романа становится совершенно ясно, что автор сам в восторге от христианского учения. Конечно, в первом веке христианство только зарождалось, общины жили в полупещерах, а изощренной и мощной христианской метафизики еще не было. Поэтому в целом Сенкевич скорее с восторгом передает фундаментальные основы учения Христа, чем пытается пойти дальше и встать, скажем, на сторону будущих отцов церкви, создавших на основе Нового Завета сложную и богатую картину мира. Христианство у Сенкевича очень примитивно. Сводится оно к простой формуле: главное верить в Христа, если надо, необходимо претерпевать муки, и тогда на небе все воздастся. Тем не менее эта простая идея в романе даже откровенных подлецов ставит на пусть христианской истины, позволяя им смертью искупить грехи.

Но «Камо грядеши» роман не только христианский, но еще и античный, языческий. Трудно найти произведение, где бы с такой силой защищались ценности языческого мира. Главный их защитник - арбитр изящества Петроний, которого новообращенный христианин Виниций так и не может привлечь на свою сторону. Петроний приближен к Нерону как никто другой. Одержимый пением, стихами и театром, Нерон очень дорожит теми оценками, которые Петроний дает его откровенно посредственному таланту. Петроний умеет когда надо польстить, но не боится и упрекнуть. Он привык жить с мыслью, что каждый день может стать для него последним, ведь он окружён врагами, которые стремятся унизить его в глазах императора. Но он, что удивительно, любит римский мир. Хождение по лезвию только обостряет его чувства. Смерти он не боится, и в этом равен христианам, но отказывается от христианского аскетизма, любя чувственные проявления жизни. За столь убедительный и апологетичный образ, по-видимому, католическая церковь позднее и переменила отношение к книге - слишком уж симпатичными вышли в ней язычники.

Сенкевич проделал колоссальную историческую работу в своей книге. Римский быт был воссоздан им с потрясающей глубиной. Все виды римских помещений и все виды рабов, будь они носильщиками или служителями в термах, названы своими латинизированными именами. Не обойдены вниманием элементы материальной культуры, римская экономика и геополитика, топография древнего Рима, отдельные аспекты римской и греческой культур, быт ранних христиан и римские верования. В общем «Камо грядеши» - это образцовый исторический роман. В центре его - революция духа, которую осуществил Христос и его первые последователи. Их история полна страдания и величия. Сенкевич однозначно на стороне христиан, однако стремление к исторической достоверности позволило ему много сказать в защиту уходящего античного мира. Даже Нерон получает право высказаться в свою защиту: мать и жену, а позже христиан он убивает для того, чтобы открыть для себя новые горизонты. Сенкевич, безусловно, осуждает его вместе со своими героями Петронием и Виницием, однако отказывается упрощать его образ. Его книга вовсе не религиозная сказка из популярных брошюр, а сложное произведение о реальном историческом мире, где, правда, правили безумцы.

Сергей Сиротин

There are 2 Comments

Спасибо за рецензию. Интересно будет почитать. Кстати, ничего не заешь об экранизациях? Как они?

Читать надо, но книга громадная по объему. Я лет десять назад смотрел польскую экранизацию с выдающимся актером Богуславом Линдой в роли Петрония.