Автор Тема: премия 2022 года  (Прочитано 26064 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн bibliographer

  • Секретарь
  • *****
  • Сообщений: 2652
  • Рейтинг: 56
    • Просмотр профиля
Re: премия 2022 года
« Ответ #75 : 02.11.2022, 17:46:01 »
Любопытно, что это уже третий подряд лауреат, о котором ни слова в Большой российской энциклопедии.

Оффлайн SiR

  • Петер Энглунд
  • *****
  • Сообщений: 662
  • Рейтинг: 48
  • Редактор сайта NobLit.Ru
    • Просмотр профиля
    • Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
Re: премия 2022 года
« Ответ #76 : 03.11.2022, 08:59:45 »
И кто в этом виноват? Мы (потому что плохо знаем мир вокруг) или лауреат (не такой уж и важный, чтобы о нем знать)?
Какую можно вести дискуссию, если одного участника удивляет, что другой прочитал 26 из 103 лауреатов, т.е. одну четверть?! И это называется редким примером начитанности! (c) bibliographer

Оффлайн sibkron

  • Секретарь
  • *****
  • Сообщений: 1467
  • Рейтинг: 57
    • Просмотр профиля
    • Мой литературный блог
Re: премия 2022 года
« Ответ #77 : 03.11.2022, 09:28:34 »
И кто в этом виноват? Мы (потому что плохо знаем мир вокруг) или лауреат (не такой уж и важный, чтобы о нем знать)?

Скорее всего не у нас одних такая проблема. Не зря же Кутзее свой "Полюс" сначала выпустил на испанском в знак протеста против гегемонии английского языка)

Да и издателям (а значит и нам) в ближайшее время точно предстоит открывать новые географические литературные горизонты в виду ограничений. По мне так в любой стране можно найти сильных и интересных авторов, не только в Европе и США.
« Последнее редактирование: 03.11.2022, 10:08:44 от sibkron »
«Pour moi, les grands livres ont une ambition philosophique» Jean-Yves Tadié

Оффлайн SiR

  • Петер Энглунд
  • *****
  • Сообщений: 662
  • Рейтинг: 48
  • Редактор сайта NobLit.Ru
    • Просмотр профиля
    • Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
Re: премия 2022 года
« Ответ #78 : 03.11.2022, 19:04:53 »
Я вот только что прочитал "Венерин волос" Шишкина. У меня возникли разные соображения по поводу книги, но одного я точно понять не могу. Почему Леклезио теперь переводят на все языки мира, а Шишкина (скорее всего) нет? И чем Елизаров хуже Модиано? Мой тезис такой: реальных гениев, тут же и однозначно заслуживающих Нобелевской премии, я почти не знаю (из того, что издается). Речь в мировом и отечественном контексте идет только о миддл-литературе. А значит зарубежное не лучше нашего, потому что и там, и там миддл. Впрочем, наша литература, может, и лучше даже за счет своего разнообразия. У нас и реалисты, и метафизики, и религиозные искатели, и постмодернисты есть. А переводная проза и зарубежные премиальные списки - большей частью стандартный мэйнстрим.
Какую можно вести дискуссию, если одного участника удивляет, что другой прочитал 26 из 103 лауреатов, т.е. одну четверть?! И это называется редким примером начитанности! (c) bibliographer

Оффлайн sibkron

  • Секретарь
  • *****
  • Сообщений: 1467
  • Рейтинг: 57
    • Просмотр профиля
    • Мой литературный блог
Re: премия 2022 года
« Ответ #79 : 04.11.2022, 08:47:03 »
Я вот только что прочитал "Венерин волос" Шишкина. У меня возникли разные соображения по поводу книги, но одного я точно понять не могу. Почему Леклезио теперь переводят на все языки мира, а Шишкина (скорее всего) нет? И чем Елизаров хуже Модиано? Мой тезис такой: реальных гениев, тут же и однозначно заслуживающих Нобелевской премии, я почти не знаю (из того, что издается). Речь в мировом и отечественном контексте идет только о миддл-литературе. А значит зарубежное не лучше нашего, потому что и там, и там миддл. Впрочем, наша литература, может, и лучше даже за счет своего разнообразия. У нас и реалисты, и метафизики, и религиозные искатели, и постмодернисты есть. А переводная проза и зарубежные премиальные списки - большей частью стандартный мэйнстрим.

Отчасти соглашусь. Поэтому как-то постепенно у самого фильтры отсеялись ещё уже по своим интересам. Сам больше предпочитаю премии life achievement (типа Нобеля или Международного букера до 2016-ого) или премии за экспериментальную, инновационную литературу (типа Премии университета Голдсмитс, Андрея Белого, Премии Сукеника от FC2 или на крайний случай арт-мейнстримную Премию Медичи). Кроме того слежу за отдельными критиками, которые коррелируют с собственными интересами (Ольга Балла, Александр Чанцев, Дима Бавильский, отчасти возможно Денис Безносов), переводчиками (Шаши Мартынова, Настя Грызунова, Максим Немцов, Татьяна Баскакова, Лариса Савельева, Дарья Синицина, Богдановский), инди-издательствами (например, интересны книги Dalkey Archive/Open Letter/Deep Vellum, ещё ряд небольших, в России No Kidding Press, Kongress W Press, Pollen, и т.д.)

За мейнстримными премиями, вручающимися за отдельную книгу, краем глаза слежу, на сколько следит M.A.Orthofer с сайта the Literary Saloon (у самого времени за ними следить нет). Читать книги этих премий, к сожалению, времени нет, хотя бы потому что КПД лично для меня не дойдет и до 20 процентов.

Хотя обнаружил интересный плюс для себя относительно обновленного международного букера. Он же вручается не только автору за книгу, но и переводчику, а вот посмотреть, что ещё переводили переводчики-лауреаты вполне даже интересно.
«Pour moi, les grands livres ont une ambition philosophique» Jean-Yves Tadié

Оффлайн sibkron

  • Секретарь
  • *****
  • Сообщений: 1467
  • Рейтинг: 57
    • Просмотр профиля
    • Мой литературный блог
Re: премия 2022 года
« Ответ #80 : 04.11.2022, 08:53:26 »
Я вот только что прочитал "Венерин волос" Шишкина. У меня возникли разные соображения по поводу книги, но одного я точно понять не могу. Почему Леклезио теперь переводят на все языки мира, а Шишкина (скорее всего) нет? И чем Елизаров хуже Модиано? Мой тезис такой: реальных гениев, тут же и однозначно заслуживающих Нобелевской премии, я почти не знаю (из того, что издается). Речь в мировом и отечественном контексте идет только о миддл-литературе. А значит зарубежное не лучше нашего, потому что и там, и там миддл. Впрочем, наша литература, может, и лучше даже за счет своего разнообразия. У нас и реалисты, и метафизики, и религиозные искатели, и постмодернисты есть. А переводная проза и зарубежные премиальные списки - большей частью стандартный мэйнстрим.

А про современную русскую литературу. Сейчас я того же мнения, что и у нас есть разнообразная и интересная литература. Каждый может найти себе что-нибудь по вкусу. И она не лучше и не хуже зарубежной. Просто русскую литературу лично мне труднее выбирать. Книги нравятся через раз, а то и меньше. Да и вопрос как выбирать что-то из русской? Большинство русских критиков читают и рецензируют только российский мейнстрим, от чтения которого для меня КПД низкий. Интересные авторы находятся абсолютно случайно без какой-либо логики. Шарова случайно открыл для себя в нулевых, когда Данилкин, наверное, тоже случайно что-то о нем написал (мож из-за того что скандальному Топорову творчество Шарова нравилось, мож по какой другой причине). 
« Последнее редактирование: 04.11.2022, 09:00:32 от sibkron »
«Pour moi, les grands livres ont une ambition philosophique» Jean-Yves Tadié

Оффлайн sibkron

  • Секретарь
  • *****
  • Сообщений: 1467
  • Рейтинг: 57
    • Просмотр профиля
    • Мой литературный блог
Re: премия 2022 года
« Ответ #81 : 04.11.2022, 14:47:30 »
Лично я меньше русской литературы читаю, потому что по своему вкусу её трудно подобрать (не потому что её нет, а просто выбор слишком велик). Зарубежную легче.
«Pour moi, les grands livres ont une ambition philosophique» Jean-Yves Tadié

Оффлайн SiR

  • Петер Энглунд
  • *****
  • Сообщений: 662
  • Рейтинг: 48
  • Редактор сайта NobLit.Ru
    • Просмотр профиля
    • Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
Re: премия 2022 года
« Ответ #82 : 04.11.2022, 20:41:57 »
Да, действительно, возможно, лучше ориентироваться на переводчиков. Меня в свое время поразил перевод Ханса Хенни Янна, сделанный Баскаковой. Автор, по-моему, масштаба Томаса Манна. Мы бы о таком таланте и не узнали без перевода. Вот уж кому можно было дать Нобелевскую премию без разговоров. Но все же по старинке больше приходится ориентироваться на премии. Все же от премии ждешь какого-то очень многоэтапного коллективного решения. Сначала автор убедил издательство себя опубликовать. Потом издательство решило продвигать автора, номинируя на премии. Потом автор поднимается до длинного и короткого списков, и еще потом целый коллектив выбирает его как лучшего. Когда читаешь лауреата крупной премии и он тебе не нравится, невольно начинаешь думать, что чего-то не понимаешь. Хотя иногда нужно быть просто строже, учитывая, что премию все равно каждый год надо кому-то присуждать.
Какую можно вести дискуссию, если одного участника удивляет, что другой прочитал 26 из 103 лауреатов, т.е. одну четверть?! И это называется редким примером начитанности! (c) bibliographer

Оффлайн innamorato

  • Академик
  • ****
  • Сообщений: 279
  • Рейтинг: 56
    • Просмотр профиля
Re: премия 2022 года
« Ответ #83 : 05.11.2022, 21:23:05 »
У меня нет позиции относительно современной русской литературы. Она есть, разнообразна, тематически и стилистически, явно не хуже усредненно прочей, часто свободнее, то ли в методе, то ли во взгляде, то ли в интеоризированной дискуссии о разном. Не думаю, что тут есть гении или визионеры, ну а где они есть с другой стороны.
Сомневаюсь, что буду читать систематически, поэзию на русском я не читаю вовсе, отдельные фрагменты.
Жизнь - очень короткая штука. Я читаю в основном на итальянском, включая итальянские переводы испаноязычной литературы, которую люблю, пока на это хватает сил и времени. В этом смысле фокусировка вокруг языка идёт. Не уверен, что я готов пожертвовать какой-нибудь итальянской книгой ради Шишкина. Не потому, что он плохой, просто это издержки выбора.
И да, я горячо поддерживаю мысль, что ориентироваться надо на переводчика. Плохие переводы на русский не стоит открывать вовсе, зачем. А вот хорошие переводчики у нас - порой лучше собственно русскоязычных авторов в плане владения языком и его регистрами.

 

Яндекс.Метрика