Такое ощущение, что Грандилла придерживается больше чувственного восприятия жизни, Александр - философского, ищущего через духовное. Спор немного напоминает диалоги персонажей Манна "Волшебной горы" Сеттембрини и Нафты. Мне кажется все-таки надо искать какую-нибудь середину между духовным и чувственным восприятием. Получать от жизни все.
Интересно было читать. Я подумала, пощупала то, что вы сказали. на первый взгляд, очень похоже на правду. Но что-то меня не удовлетворило. Что-то в этом не то. Может быть, в слове "
духовный". Я бы сказала, что, говоря о персике, я описывала чувственный, с одной стороны, и рациональный
, интеллектуальный способ восприятия жизни. А духовность это соединение чувств и разума. Или даже некое пространство, где есть и то, и другое. Для меня
чувственное восприятие книги - переживание духовного опыта. Я знаю, что у меня есть склонность к гедонизму, я стремлюсь к получению удовольствия. Удовольствие меня мотивирует. Но можно получать удовольствие и от чисто интеллектуального опыта, интеллектуальных упражнений. Когда приходится ломать голову над какой-нибудь особенно трудной но очень интересной задачкой, и удается найти красивое решение - я могу испытывать физическое удовольствие и от процесса, и от результата.
Осмысление чувственного опыта лежит в сфере духовности. Так, наверное.
А в остальном, я с вами согласна. И сегодняшний мир стремится к рациональному. Это очень заметно по теме "5 лучших". Там преобладают авторы, действовавшие скорее в области интеллектуальных изысканий. Постмодернизм опять же, ернический, интеллектуальный, сплошные бисерные ИГРЫ РАЗУМА . Поэтому очень люблю 19 век и первую половину 20. Там было полноценное сочетание "разума и чувств". В результате литература получалась именно про духовность.
Наверное, протестуя против чистого разума, я отклоняюсь слишком далеко в противоположную сторону.
