Автор Тема: Массовая литература.  (Прочитано 88277 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн диль дивана

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 35
  • Рейтинг: 5
    • Просмотр профиля
    • Эльбрусоид
Массовая литература.
« : 25.09.2006, 14:36:18 »
Словосочетание «массовая литература» имеет много синонимов – бульварная, тривиальная, псевдолитература и т.д. В широком смысле эта та литература, которая не получила высокой оценки художественно образованной публики: либо вызвала её негативное отношение, либо осталось незамеченной. Но прежде всего массовая литература обозначает «ценностный» низ литературной иерархии. Говорят, Россия – самая читающая в мире страна. Но простите, что читают люди? Литературу несерьезную, обладающую общностью тематики, устоявшимся набором действующих лиц и стилевых клише. Кроме всего прочего, абсолютно лишенную эстетической ценности.
Мне интересно, как пользователи сайта относятся к такой литературе, читают ли они ее. Какие факторы, на Ваш взгляд, оказали влияние на возникновение и популяризацию бульварной литературы.

Как Вы определяете, какая это литература: высокая или бульварная? Понятно, Толстой - это классика, она находится вне современности читателей, и за этим словом стоит представление о порядке, мере, гармонии. Но, например, английская классика,  в частности Шекспир, в свое время трактовался неоднозначно. Чего стоит хотя бы отзыв Вольтера о "Гамлете:" "Можно подумать, что это произведение - плод воображения пьяного дикаря." Многие значительные художественные произведения далеко не сразу завоевывают широкое признание и попадают на вершину литертурной пирамиды. Раннее творчество Тютчева в пушкинскую эпоху тоже считали бульварной литературой. Кто-то назовет Дюму, Агату Кристи, Акунина классиками, а кто-то будет возражать.
В мире всегда будет существовать романтика для тех, кто ее достоин.
Андре Моруа

Оффлайн SiR

  • Петер Энглунд
  • *****
  • Сообщений: 662
  • Рейтинг: 48
  • Редактор сайта NobLit.Ru
    • Просмотр профиля
    • Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
Re: Массовая литература.
« Ответ #1 : 25.09.2006, 21:02:07 »
Проблема массовой литературы и вообще массовой культуры в том, что она становится первичнее запросов потребителя. Сначала появляется продукт, потом появляется ваше мнение, которое, впрочем, ничего не меняет. Поэтому все массовое, как правило, плохое. Просто на создание плохого можно тратить меньше сил. Плохое включается в себя самые разные категории: пошлое, банальное, некачественное. И самое обидное то, что от морализаторства здесь нет никакого толка. Не нравится - не смотри, как говорится. А кто это говорит? Те, кто смотрят.

Но простите, что читают люди? Литературу несерьезную, обладающую общностью тематики, устоявшимся набором действующих лиц и стилевых клише. Кроме всего прочего, абсолютно лишенную эстетической ценности.
Я вот тоже так думал, даже описал собственные впечатления от прочитанных книг известных детективщиц. Сейчас чувствую, что нужно быть более сдержанным что ли. Есть же ведь ярмарки, выставки нон-фикшн литературы, и там тоже толпы людей. Вообще довольно сложно судить в таких масштабах. Кроме того, создается иногда такое впечатление, что никто ничего не принимает всерьез и как бы просто так покупает продукты масс-культа. То есть подыгрывает рекламам и машине маркетинга сознательно и вроде как для собственного удовольствия. Тут уж вообще никакие обвинения не работают. Да и от кого они могут исходить? Посмотрите на современный интститут критики. Чем он занимается? Славистскими конференциями, куда приходят посвященные, да статейками в газетах, где места только и хватит, что сказать "хорошо" или "плохо". И что самое интересное, любой ответ из этих двух будет работать как реклама. Сама идея протеста против этого обрекает ее обладателя на одинокое геройство для самого себя.
Какую можно вести дискуссию, если одного участника удивляет, что другой прочитал 26 из 103 лауреатов, т.е. одну четверть?! И это называется редким примером начитанности! (c) bibliographer

Оффлайн Architect

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 718
  • Рейтинг: 30
  • Администратор сайта noblit.ru
    • Просмотр профиля
    • noblit
Re: Массовая литература.
« Ответ #2 : 28.09.2006, 10:24:20 »
Мне вот интересно, всегда ли так было? Просто в том, что сейчас вокруг, чувствуется какое-то противоречие, то есть, содержание не соответствует форме. Думаю, что понятие критики, например, должно просто вымереть со временем в виду своей ненужности. Мне кажется, что литература должна окончательно перейти в русло товара, как это произошло с кино. Конечно, остаются редкие индивидуальности, но это исключение. Мы вот тянем за собой эти понятия качественной, или не качественной литературы, а ведь их и нет уже на самом деле. Мы перестанем тянуть - и они вовсе исчезнут.

Оффлайн Jozy

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 1
  • Рейтинг: 0
    • Просмотр профиля
Re: Массовая литература.
« Ответ #3 : 28.09.2006, 21:57:35 »
Словосочетание «массовая литература» имеет много синонимов – бульварная, тривиальная, псевдолитература и т.д. В широком смысле эта та литература, которая не получила высокой оценки художественно образованной публики: либо вызвала её негативное отношение, либо осталось незамеченной.
Это не совсем синонимы. Доступность многим ещё не означает некачественности книги. Да и грань между "массовой" литературой и "элитарной" весьма условна. То, что когда - то было доступно избранным,  входит в широкий обиход  (демократизация и т.д. ). Я бы заменила оценку "образованной публики" на проверку временем.

Цитировать
Как Вы определяете, какая это литература: высокая или бульварная?
Руководствуюсь своим субъективным вкусом.  Я, допустим, не читаю Коэльо, Акунина,  Донцову и т.д., но не осуждаю тех, кто читает подобные бестселлеры для отдыха  или в дороге. Вот если человек не читает больше ничего – это другой вопрос.

Проблема массовой литературы и вообще массовой культуры в том, что она становится первичнее запросов потребителя. Сначала появляется продукт, потом появляется ваше мнение, которое, впрочем, ничего не меняет.
Имхо, как раз наоборот. Спрос рождает предложение. Скажем, в России в кон. 80-х – нач. 90-х люди лишились традиционных ценностей, не получив ничего нового взамен.  Возросла потребность в психологической разрядке (постоянные экономические кризисы, обеднение, интенсификация жизни и т.д.)  Вот и появилось множество писателей, которые эту разрядку готовы предоставить в виде нехитрых детективов, спекуляций на эзотерических темах, фэнтези и т.п.

Кроме того, к качеству литературы перестали предъявляться со стороны государства какие-либо требования.


Мне кажется, что литература должна окончательно перейти в русло товара, как это произошло с кино. Конечно, остаются редкие индивидуальности, но это исключение.
Например? По-моему, коммерциализация в этой сфере уже практически завершена.

Оффлайн Architect

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 718
  • Рейтинг: 30
  • Администратор сайта noblit.ru
    • Просмотр профиля
    • noblit
Re: Массовая литература.
« Ответ #4 : 29.09.2006, 12:39:32 »
Например? По-моему, коммерциализация в этой сфере уже практически завершена.
Не могу тут с вами достойно спорить, так как ничего современного не читаю практически (кроме Пелевина) и не компетентен, но то что кино выродилось окончательно в Крепкие Орешки - это очевидно. То же самое и с литературой.

Оффлайн Leeb

  • Номинатор
  • ***
  • Сообщений: 163
  • Рейтинг: 6
  • ZAVRathustra shall speak!
    • Просмотр профиля
Re: Массовая литература.
« Ответ #5 : 29.09.2006, 18:16:09 »
Цитировать
Имхо, как раз наоборот. Спрос рождает предложение. Скажем, в России в кон. 80-х – нач. 90-х люди лишились традиционных ценностей, не получив ничего нового взамен.  Возросла потребность в психологической разрядке (постоянные экономические кризисы, обеднение, интенсификация жизни и т.д.)  Вот и появилось множество писателей, которые эту разрядку готовы предоставить в виде нехитрых детективов, спекуляций на эзотерических темах, фэнтези и т.п.
Хорощо подмечено. Надо только добавить, что традиционных ценностей лишились сейчас все "цивилизованные общества", и даже в этом плане мы от них отстаем, поэтому те же фэнтези и эзотерические детективы появились впервые не у нас.
Цитировать
Проблема массовой литературы и вообще массовой культуры в том, что она становится первичнее запросов потребителя. Сначала появляется продукт, потом появляется ваше мнение, которое, впрочем, ничего не меняет.
И да и нет.
Да, народ пичкают всяким шлаком независимо от его желаний и ставят его в этих условиях в безвыходное положение: не нравится - не связывайся. Но что остается делать большенству людей, в силу низкого культурного развития не способных выработать свой собственный вкус и определить потребности? Здесь в игру вступает общественное мнение и, как следствие, большинство людей приобщаются к ширпотребу. Телевизор - яркий тому пример. Сейчас все прекрасно знают, что телевидение - это зло, но ведь смотрят же. Телевизор и прочие отрасли массовой культуры - это утешение для "глобальных бедняков", средство убийства времени. З.Бауман так пишет про бедняков и богачей эпохи глобализации:
"То, что для одних - свобода выбора, для других - не знающая пощады судьба".
"Люди, вынужденные жить во втором настоящем, согнуты и придавлены грузом изобильного, лишнего времени, которое они ничем не могут заполнить. В их времени "никогда ничего не происходит". Они не "контролируют" время, но и оно не контролирует их, как контролировало когда-то их предков, подчиненных обезличенному ритму фабричного труда. Они могут лишь убивать время, а оно в свою очередь медленно убивает их самих".
Но с другой стороны закон спроса и предложения никто не отменял. Шлакмейкеры сознательно ориентируются на массы, желая в той или иной степени предугадать, что они проглотят, поэтому нельзя со всей уверенностью говорить, что массовка первичнее запросов потребителей.

Оффлайн Architect

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 718
  • Рейтинг: 30
  • Администратор сайта noblit.ru
    • Просмотр профиля
    • noblit
Re: Массовая литература.
« Ответ #6 : 30.09.2006, 09:38:36 »
Вот про телевизор немного любимого из Пелевина:
Цитировать
Сев за стол, Татарский заметил, что телевизор стоит вверх ногами.
...
— Ты чего, телевизор пришел смотреть? — спросил он.
— Да нет. Просто странно — чего это он перевернут?
...
— Есть три буддийских способа смотреть телевизор. В сущности, это один и тот же способ, но на разных стадиях тренировки он выглядит по-разному. Сначала ты смотришь телевизор с выключенным звуком. Примерно полчаса в день, свои любимые передачи. Когда возникает мысль, что по телевизору говорят что-то важное и интересное, ты осознаешь ее в момент появления и тем самым нейтрализуешь. Сперва ты будешь срываться и включать звук, но постепенно привыкнешь. Главное, чтобы не возникало чувства вины, когда не можешь удержаться. Сначала так со всеми бывает, даже с ламами. Потом ты начинаешь смотреть телевизор с включенным звуком, но отключенным изображением. И наконец, начинаешь смотреть выключенный телевизор. Это, собственно, главная техника, а первые две — подготовительные. Смотришь все программы новостей, но телевизор не включаешь. Очень важно, чтобы при этом была прямая спина, а руки лучше всего складывать на животе — правая ладонь снизу, левая сверху. Это для мужчин, а для женщин наоборот. И ни на секунду не отвлекаться. Если так смотреть телевизор десять лет подряд хотя бы по часу в день, можно понять природу телевидения. Да и всего остального тоже.
— А чего ты его тогда переворачиваешь?
— Это четвертый буддийский способ. Он используется в случае необходимости все же посмотреть телевизор. Например, если ты курс доллара хочешь узнать, но не знаешь, когда именно его объявят и каким образом — вслух скажут или таблички у обменных пунктов будут показывать.
— А зачем переворачивать-то?
— Опять долго объяснять.
...
ну и так далее. Очень мне этот момент нравится :) То есть, вот я, например, понимаю, что телевизор мне не нужен и у меня дома его нет, но для тех, кто уже на него подсел, можно попробовать почитать Generation П :) А вообще, борьба с телевиденьем - это святой долг каждого, хотя бы на уровне отвоевывания обратно своего мозга  ;)

Оффлайн Дмитрий

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 1
  • Рейтинг: 0
    • Просмотр профиля
Re: Массовая литература.
« Ответ #7 : 17.10.2006, 18:12:17 »
Например? По-моему, коммерциализация в этой сфере уже практически завершена.
Не могу тут с вами достойно спорить, так как ничего современного не читаю практически (кроме Пелевина) и не компетентен, но то что кино выродилось окончательно в Крепкие Орешки - это очевидно. То же самое и с литературой.
Извините, но я не совсем согласен, что кино "выродилось"  Просто, не надо ходить в кинотеатры или смотрет туповато-пошловатый арт-хаус снятый (невротоподобными, психоастеничными, истеричными на почве собственной импотенции) бездарями всяких "заслуженных" "киноакадемий". Посмотрите дипломные работы с реж.фака наших ВУЗов, интересное кино можно увиде в Музее Кино ( сейчас он в ЦДХ), там как и старые произведения., так и частенько новое интересноье кино. Но и там, конечно, же нужно научиться отделять зерна от плевел:)

Оффлайн Stranger in the Night

  • Академик
  • ****
  • Сообщений: 390
  • Рейтинг: 7
  • Amor stat
    • Просмотр профиля
    • моя нора
Re: Массовая литература.
« Ответ #8 : 17.10.2006, 21:18:17 »
!
Не знаю, как в кино (не люблю синематограф), но в литературе это железно. Сколько талантливых студентов, и куда они потом деваются?
Так   вот, единственное,  чему можно
верить, -  это  шуму и  пению, они настоящие,  а  все  остальное  - обман.
Кафка "Замок"

Оффлайн sibkron

  • Секретарь
  • *****
  • Сообщений: 1467
  • Рейтинг: 57
    • Просмотр профиля
    • Мой литературный блог
Re: Массовая литература.
« Ответ #9 : 23.10.2006, 07:26:33 »
 Не совсем понятно о чем тут ведется дискуссия. Объясню. Дело в том, что большая часть населения работает физически, умственно и т. д. Прдположим Вы рабочий какого-нибудь завода, работаете посменно, по 12 часов в день. У Вас времени хватает лишь малость посмотреть телевизор, если же удается выделить времени на прочтение каких-либо книг, то это будут какие-нибудь второсортные детективы, боевики, гротеск или любовные романчики, чтобы отвлечься, потому что голова и так забита бытовыми проблемами, работой и т. д. Хорошо если иногда хватает времени на прочтение каких-нибудь газетных новостей или публицистических статей.
 Есть, конечно, другая прослойка бизнесмены и бизнесвумен. Таких людей тоже стало на данный момент очень много. Тут выступает на первый план трудоголизм и зарабатывание денег на жизнь и решение бытовых проблем, у кого-то на роскошь и хорошую жизнь.
 У остальных людей умственного труда, не думаю, что времени больше. На личную жизнь бы хватило.
 Возможно у людей, связанных с литературной деятельностью может хватить времени на прочтение классики, интеллектуальной, филососфской, психологической литературы, но эта прослойка не такая уж большая в обществе.
 Можно предположить, что остались домохозяйки, дети и студенты, старики. Домохозяйки могли бы почитать достойную литературу, но у них не всегда есть возможность размышлять о чем-либо, потому что загружены бытовыми проблемами. Дети в основном читают детскую и подростковую литературу. Остаются студенты. Тут я бы мог сказать, что многие, говорят, что студенческие годы самые лучшие, и они пытаются успеть за 5 или 6 лет пережить как можно больше. Хотя времени у них хватает на прочтение серьезных писателей. Вот тут выступает доступность, воспитание и многие другие факторы. Если бы я в школе знал о таких писателях как Томас Манн, Франц Кафка, Герман Гессе, Альбер Камю и др., то обязательно прочитал бы. В технических ВУЗах, к примеру, такие книги не на слуху. Максиму, что можно вспомнить по философии указывали на фигуры Сартра и Камю, и то как философов-экзистенциалистов. Я сам учился на информатика-экономиста, всю информацию о пистаелях получил сам (интернет, учебники, энциклопедии), а началось все просто. Хотел в школе почитать Вольтера, почитал, уже не в школе, конечно, в университете. Затем мне посоветовали почитать П. Коэльо, Р. Баха. Везде указывалосб, что это интеллектуальная проза. Меня она заинтересовала. Вышел на Томаса Манна, Олдоса Хаксли и др. Я бы назвал это исключением. Многи из современных классиков не на слуху, скорее из-за плохой рекламы и пиара. Все-таки книга товар. Как всякий товар ее нужно рекламировать, даже если она хороша.
 В итоге можно сказать, что многоим людям хорошошие книги не читаемы: по незнанию, из-за нехватки времени и нагруженности на работе, бытовыми проблемами.
 Есть еще один немаловажный фактор. Я живу в не таком большом городке - 15 тыс жителей. До этого учился в Красноярске, там, конечно, доступ был открыт к серьезной литературе. У нас в местной библиотеке довольно скудный выбор, а классиках и интеллектуальных прозаиках нечего говорить. В библиотеке такой литературы мало, а в магазинах ее попросту нет. Благо у меня есть доступ к интернету. Я хотть иногда могу заказывать Томаса Манна, Германа Гессе, Жан-Поял Сартра, Харуки Мураками, Юкио Мисиму.
«Pour moi, les grands livres ont une ambition philosophique» Jean-Yves Tadié

Оффлайн sibkron

  • Секретарь
  • *****
  • Сообщений: 1467
  • Рейтинг: 57
    • Просмотр профиля
    • Мой литературный блог
Re: Массовая литература.
« Ответ #10 : 23.10.2006, 07:28:58 »
..либо доставать электронные тексты у меня есть возможность, которая есть не у всех.
«Pour moi, les grands livres ont une ambition philosophique» Jean-Yves Tadié

Оффлайн Татьяна

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 10
  • Рейтинг: 0
    • Просмотр профиля
Re: Массовая литература.
« Ответ #11 : 23.10.2006, 16:12:04 »
Я немного потеряла ориентацию в мире русской литературы.Классика,массовая,новая русская.Читаю сейчас в основном всё новое ,сидя у комьютера.Это довольно трудно,потому что часто к слову хочется вернуться,подумать.Живу много лет в Германии,а здесь в русских каталогах и так называемых русских магазинах только коммерческое чтиво.И люди покупают,обмениваются.Мне удалось и здесь снова обзавестись своими любимыми книгами,но у меня никто не просит их почитать.Мир наживы,убийств,насилия ,жестокости -вот что привлекает людей сейчас.И такие книги ещё и собирают,ставят на полку,гордятся тем,что их много.И делают это в общем-то неплохие люди.Пробовала спорить,но люди смотрят на тебя как на дуру.Так пусть читают,это их время,их интересы,их жизнь.Но ,наверное, и напечать книгу сейчас может любой? Были бы деньги?!

Оффлайн Ламия

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 1
  • Рейтинг: 0
    • Просмотр профиля
Re: Массовая литература.
« Ответ #12 : 24.10.2006, 20:54:00 »
Я снисходительно отношусь к предпочтениям масс. Хотелось бы все-таки, вернутся к значению «массовая». «Массовая» в смысле «популярная»?
Я согласна с тем, что литературу, как впрочем, и любой другой продукт, можно поделить на «качественную» и «некачественную». К примеру, Хэйли – качественный коммерческий автор или даже какой-нибудь Акунин (хотя это спорно), с другой стороны, Донцова - … ну Вы меня поняли.
А если человек первоначально не искушён в вопросах «литературной иерархии»? Ведь надо с чего-то начинать, если в школе «не привили» любовь к классике или даже «отвратили» от книг вовсе. Глядишь, сначала прочитает Донцову, потом Кристи, а там и до Умберто Эко доберутся. Я верю в эволюцию ;)
Признаться, время от времени почитываю «шедевры» новоявленных авторов. Конечно не для того, чтобы потешить эстетический вкус, а для того, чтобы быть «в курсе», чтобы квалифицированно судить о том или ином явлении в современной литературе.
Жаль, что большинство этих книг заставляют вспомнить сюжет «1984».

Оффлайн SiR

  • Петер Энглунд
  • *****
  • Сообщений: 662
  • Рейтинг: 48
  • Редактор сайта NobLit.Ru
    • Просмотр профиля
    • Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
Re: Массовая литература.
« Ответ #13 : 31.10.2006, 17:33:41 »
to sibkron
Дело в том, что большая часть населения работает физически, умственно и т. д. Прдположим Вы рабочий какого-нибудь завода, работаете посменно, по 12 часов в день. У Вас времени хватает лишь малость посмотреть телевизор, если же удается выделить времени на прочтение каких-либо книг, то это будут какие-нибудь второсортные детективы, боевики, гротеск или любовные романчики, чтобы отвлечься, потому что голова и так забита бытовыми проблемами, работой и т. д.
Я лично не думаю, что в этом есть очевидная связь. Те, кто после работы читает второсортные детективы, будут читать их даже если бы они и не работали. В среднем заняты все примерно одинаково. Даже если ты какой-нибудь секретарь в офисе по продаже компьютеров, ты те же 8 часов своей жизни каждый день отдаешь сидению на одном месте, где от одного звонка до другого больше пяти минут, как правило, не проходит. А то, что ты читаешь дома в свое свободное время -  только твое дело. Чтобы читать Гессе вместо Донцовой много не надо. Требуется только ощущение того, что чего-то не хватает. Интересных мыслей что ли. А если тебя устраивает простота и хэппи-энды, значит, и так все в порядке. Наверное.

Домохозяйки могли бы почитать достойную литературу, но у них не всегда есть возможность размышлять о чем-либо, потому что загружены бытовыми проблемами.
Я предлагаю просто ввести категорию тупых людей. И сразу станет легче жить. Тупые люди есть, нет даже необходимости тут пытаться выражаться по-другому. В XIX веке русская дама, даже имея в подчинении два десятка служанок, никогда не бездельничала. И в самом худшем случае, когда за нее уже все было сделано, она сидела и вязала что-нибудь для сыночка. Притом, приходя в салон, она могла поддержать разговор на любую тему. Нашим современным дамам до этого далеко. Обвинять тут кого-либо бессмысленно (время другое), но и защищать тоже. Впрочем, во все времена те, кому было по-настоящему надо, всего добивались своим трудом.

У нас в местной библиотеке довольно скудный выбор, а классиках и интеллектуальных прозаиках нечего говорить. В библиотеке такой литературы мало, а в магазинах ее попросту нет.
Опять же, нужно только поставить себе цель. По-настоящему сложная проблема только одна - откуда-то получить знание о том, что где-то есть что-то важное и это что-то надо достать. А интернет сейчас вроде у всех есть. Это давно уже не роскошь.

to Татьяна
По правде говоря, меня сильно удивили ваши слова. Я как-то идеализировал Европу. А точнее, не Европу, а непрочность русского негатива, от которого у нее должен быть заслон. Я, допустим, имею представление о том, что из себя по преимуществу представляет, скажем, французское телевидение (и из надежных источников), но что русская коммерческая литература так глубоко пустила корни по миру - это неожиданно. Это даже не плохо, это просто странно. Если уж заграницей так воосприимчивы к этому типу литературы, то, если поразмыслить, окажется, что даже на этом поприще мы ничего не можем предложить достойного. Гарри Поттер - это мировой бестселлер, а Турецкий гамбит - только русский. Или я ошибаюсь? Турецкий гамбит (переведенный) можно найти в Германии (США, Австралии)?
Какую можно вести дискуссию, если одного участника удивляет, что другой прочитал 26 из 103 лауреатов, т.е. одну четверть?! И это называется редким примером начитанности! (c) bibliographer

Оффлайн Architect

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 718
  • Рейтинг: 30
  • Администратор сайта noblit.ru
    • Просмотр профиля
    • noblit
Re: Массовая литература.
« Ответ #14 : 31.10.2006, 17:52:13 »
Я так понял, что Татьяна говорит о русских людях, живущих в Германии. Поэтому ничего удивительного, что они читают то, что сейчас продается в России. Был бы спрос на эти книги, а экспортеров тут и импортеров там наверняка хватает, раз это приносит деньги. Вспоминаю, как Солженицын в госдуме говорил "Россия, ты одурела", а депутаты глядели на него и думали "Интересно, о чем это старик глаголит" :)

 

Яндекс.Метрика