Автор Тема: Школьная программа.  (Прочитано 48816 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Primitive

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 48
  • Рейтинг: 1
    • Просмотр профиля
Школьная программа.
« : 03.01.2007, 15:53:46 »
Недавно, совершенно случайно, наткнулся в сети на список литературы для 1-11 классов. Вот он:

Произведения для 1 класса:
Барто А. _Зайка_
Благинина Е. _Посидим в тишине_
Высоцкая О. _Одуванчик_
Заходер Б. _Кискино горе_
Заходер Б. _Кит и кот _
Михалков С. _А что у вас?_, _Мой щенок_, _Котята_, _Чистописание_
Осеева В._Волшебное слово_
Осеева В. _Сыновья_
Русская народная песня _Берёзонька_
Русская народная сказка _Гуси-лебеди_
Русская народная сказка _Два мороза_
Русская народная сказка _Каша из топора_
Русская народная сказка _Лиса и журавль_
Русская народная сказка _Лиса и тетерев_
Русская народная сказка _Петушок и бобовое зернышко_
Русская народная сказка _Снегурушка и лиса_
Толстой Л. _Стрекоза и муравьи_
Ушинский К. _Ветер и солнце_ (сказка)
Чуковский К. _Краденое солнце_
Чуковский К. _Телефон_

Произведения для 2 класса:
Аксаков С.Т. _Аленький цветочек_
Бальмонт К.Д. _Осень_
Бунин И.А. _ Густой зеленый ельник у дороги..._
Бунин И.А. _Детство_
Бунин И.А. _Полевые цветы_
Былины о Добрыне Никитиче
Былина _Илья Муромец и Соловей Разбойник_
Былина _Исцеление Ильи Муромца_
Былина _Никита Кожемяка_
Гаршин В.М. _Лягушка- путешественница_
Крылов И.А. _Зеркало и обезьяна_
Крылов И. А. _Мартышка и очки_
Куприн А.И. _Слон_
Лермонтов М. Ю. _Два великана_
Лермонтов М. Ю. _Осень_
Лермонтов М. Ю. _Утес_
Майков А.Н. _ Весна_ (_Голубенький,чистый..._)
Майков А.Н. _ Весна_ (_Уходи, зима седая!.._)
Майков А. Н. _ Колыбельная песня_
Майков А. Н. _ Летний дождь_
Мамин-Сибиряк Д.Н. _Алёнушкины сказки_
Некрасов Н.А. _Дедушка Мазай и зайцы_
Некрасов Н.А. _Перед дождем_
Некрасов Н.А. _Славная осень_
Никитин И.С. _Встреча зимы_
Никитин И.С. _Утро_
Одоевский В.Ф. _Мороз Иванович_
Плещеев А.Н. _Весна_ (_Опять весной в окно мое пахнуло..._)
Плещеев А.Н. _Весна_ (_Уж тает снег..._)
Пушкин А. С. _Зимний вечер_
Пушкин А. С. _Зимнее утро_
Пушкин А. С. _Сказка о царе Салтане_
Пушкин А.С. _Уж небо осенью дышало_
Русская народная сказка _Иван царевич и серый волк_
Русская народная сказка _Сестрица Алёнушка и братец Иванушка_
Русская народная сказка _Сивка-бурка_
Толстой А.К. _Вот уж снег последний в поле тает..._
Толстой А. К. _Звонче жаворонка пенье_
Толстой Л.Н. _Акула_
Толстой Л.Н. _Лев и собачка _
Толстой Л.Н. _Прыжок_
Тютчев Ф.И. _Зима недаром злится_
Тютчев Ф. И. _Весенняя гроза _
Фет А.А. _Ласточки пропали..._

Произведения для 3 класса:
Андерсен Г.Х. _Дикие лебеди_
Астафьев В.П. _Капалуха_
Бажов П. _Серебряное копытце_
Барто А. _Вовка - добрая душа_
Барто А. _Лешенька, Лешенька_
Барто А. _Шуточка про Шурочку_
Бондарев Ю. _Поздним вечером_
Бунин И.А. _Бушует полая вода_
Бунин И.А. _Все темней и кудрявей березовый лес..._
Гайдар А. _Голубая чашка_
Драгунский В. Ю. _Сверху вниз, наискосок_
Есенин С. А. _Черемуха_
Заходер Б. _Вредный кот_
Заходер Б. _Никто_
Заходер Б. _Перемена_
Крылов И.А. _Ворона и лисица_
Крылов И.А. _Зеркало и обезьяна_
Крылов И. А. _Мартышка и очки_
Лермонтов М. Ю. _Из Гёте _
Лермонтов М. Ю. _Утес_
Маршак С. Я. _Двенадцать месяцев_
Маршак С. Я. _Кот и лодыри_
Михалков С. В. _ Важный день_
Михалков С.В. _Штиль_
Паустовский К.Г. _Дремучий медведь_
Паустовский К.Г. _Заячьи лапы _
Паустовский К.Г. _Подарок_
Полевой Б. _Последний день Матвея Кузьмина_
Пришвин М.М. Очерки из книги _Календарь природы_
Пушкин А. С. _Зимнее утро_
Пушкин А. С. _Зимний вечер_
Пушкин А. С. _Няне_
Пушкин А.С. _Сказка о попе и работнике его балде_
Пушкин А.С. _Лукоморье_
Скребицкий Г. А. _Счастливый жучок_
Твардовский А. Т. _Рожь, рожь..._
Толстой Л.Н. _Детство_
Толстой Л.Н. _Кавказский пленник_
Тургенев И.С. _Бежин луг_
Фет А.А. _Зреет рожь над жаркой нивой..._
Фет А.А. _Мама! глянь-ка из окошка..._
Чехов А.П. _Белолобый_
Чехов А.П. _Ванька_
Чехов А.П. _Каштанка_

Произведения для 4 класса:
Андерсен Г. Х. _Русалочка_
Астафьев В. П. _Стрижонок Скрип_
Бажов П. _Серебряное копытце_
Баратынский Е. А. _Весна, весна!.._
Брюсов В. Я. _Опять сон_
Булычев К. _Консилиум_
Бунин И. А. _Листопад_
Бунин И. А. _Родина_
Былина _Садко_
Велтистов Е. С. _Миллион и один день каникул_
Гаршин В. М. _Сказка о жабе и розе_
Гумилев Н. С. _Детство_
Драгунский В. Ю. _Англичанин Павля_
Драгунский В. Ю. _Что любит Мишка_
Ершов П. П. _ Конек-горбунок_
Есенин С. А. _Бабушкины сказки_
Есенин С. А. _Лебедушка_
Есенин С. А. _Я покинул родимый дом..._
Жигулин А. В. _О, Родина!.._
Житков Б. С. _ Как я ловил человечков_
Жуковский В. А. _Сказка о царе Берендее_
Зощенко М. М. _Ёлка_
Кедрин Д. Б. _Бабье лето_
Козлов И. И. _Вечерний звон_
Козлов И. И. _Киев_
Кольцов А. В. _Урожай_
Куприн А. И. _Барбос и Жулька_
Лагерлёф С. _Легенды о Христе_
Лермонтов М. Ю. _Ашик-Кериб_
Лермонтов М. Ю. _Дары Терека_
Мамин - Сибиряк Д. Н. _Приемыш_
Набоков В. В. _Бабочки_
Набоков В. В. _Первая любовь_
Никитин И. С. _Воспоминание о детстве_
Никитин И. С. _В синем небе плывут над полями_
Никитин И. С. _Музыка леса_
Одоевский В. Ф. _Городок в табакерке_
Пастернак Б. Л. _Золотая осень_
Паустовский К. Г. _Скрипучие половицы_
Платонов А. П. _Сухой хлеб_
Прокофьев А. А. _Закат_
Прокофьев А. А. _Я поднял дерево..._
Пушкин А. С. _Няне_
Пушкин А. С. _Осень_
Пушкин А. С. _Птичка_
Пушкин А. С. _Птичка божия не знает..._
Пушкин А. С. _Сказка о мертвой царевне и семи богатырях_
Пушкин А. С. _Туча_
Распе Р.Э. _Приключения барона Мюнхгаузена_
Рубцов Н. М. _Сентябрь_
Рубцов Н. М. _Тихая моя родина_
Рубцов Н. М. _Хлеб_
Рылеев К. Ф. _Иван Сусанин_
Свифт Д. _Путешествие Гулливера_
Твен М. _Приключения Тома Сойера_
Толстой Л.Н. _Детство_
Тушнова В. М. _Стихи о дочери_
Тютчев Ф. И. _Еще земли печален вид..._
Тютчев Ф. И. _Эти бедные селенья..._
Фет А. А. _Бабочка_
Цветаева М. И. _Бежит тропинка с бугорка..._
Цветаева М. И. За книгами_
Шварц Е. Л. _Сказка о потерянном времени_
Шмелев И. С. _Егорьев день_

Произведения для 5 класса:
Алексин А.Г. _Как ваше здоровье?_
Алексин А.Г. _Самый счастливый день_
Андерсен Г. Х. _Соловей_
Арабские народные сказки из книги _Тысяча и одна ночь_
Астафьев В.П. _Васюткино озеро_
Бальмонт К.Д. _Как я пишу стихи_
Бальмонт К.Д. _Осень_
Бальмонт К.Д. _У чудищ_
Библия для детей _Ветхий завет_
Брюсов В.Я. _Хвала человеку_
Булычев К. _Миллион приключений_
Бунин И.А. _Детство_
Вяземский П.А. _Степь_
Гоголь Н.В. _Майская ночь, или Утопленница_
Даррел Дж. _Говорящий свёрток_
Дефо Д. _Робинзон Крузо_
Джалиль М. _Платок_
Есенин С.А. _Нивы сжаты..._
Есенин С.А. _Топи да болота..._
Жуковский В. А. _Спящая царевна_
Зощенко М.М. _Великие путешественники_
Кольцов А.В. _Косарь_
Крылов И.А. _Свинья под дубом_
Крылов И.А. _Стрекоза и муравей_
Лермонтов М.Ю. _Бородино_
Линдгрен А. _ Калле Блюмквист - сыщик_
Линдгрен А. _Малыш и Карлсон_
Линдгрен А. _Пиппи - Длинныйчулок_ (Л. Брауде, и Е. Паклина)
Линдгрен А. _Пеппи - Длинный чулок_ (Л. Лунгина)
Маршак С.Я. _Словарь_
Мережковский Д.С. _Мать_
Мережковский Д.С. _Природа_
Некрасов Н.А. _Соловьи_
Никитин И.С. _Русь_
Паустовский К.Г. _Тёплый хлеб_
Платонов А.П. _Волшебное кольцо_
Пушкин А.С. _Руслан и Людмила_
Распе Р.Э. _Приключения барона Мюнхгаузена_
Родари Д. _Сказки по телефону_
Русская народная сказка _Василиса Прекрасная_
Северянин И. _В парке плакала девочка_
Северянин И. _Что шепчет парк_
Твен М. _Приключения Гекльберри Финна_
Твен М. _Приключения Тома Сойера_
Твен М. _Принц и нищий_
Твен М. _Янки из Коннектикута при дворе короля Артура_
Толстой Л.Н. _Война и мир_
Тургенев И.С. _Муму_
Тютчев Ф.И. _Весенние воды..._
Тютчев Ф.И. _Чародейкою зимою..._
Фет А.А. _Зреет рожь над жаркой нивой..._
Фет А.А. _Ласточки пропали..._
Французская народная сказка _Три ловких сына_
Чехов А.П. _Степь_
Шмелёв И.С. _Мартовская капель_
Языков Н.М. _Буря_
Языков Н.М. _Конь_

Произведения для 6 классa:
Астафьев В.П. _Конь с розовой гривой_.
Ахматова А.А. _Перед весной бывают дни такие..._.
Библия для детей. _Новый завет_.
Блок А.А. _Летний вечер_.
Блок А.А. _О, как безумно за окном..._.
Баратынский Е.А. _Весна, весна..._.
Баратынский Е.А. _Чудный град..._.
Гоголь Н.В. _Ночь перед Рождеством_.
Есенин С.А. _Задремали звёзды золотые..._.
Есенин С.А. _Мелколесье. Степь и дали._.
Есенин С.А. _Пороша_.
Заболоцкий Н.А. _Журавли_.
Заболоцкий Н.А. _Не позволяй душе лениться_.
Заболоцкий Н.А. _Одинокий дуб_.
Зощенко М.М. _Галоша_.
Зощенко М.М._Монтёр_.
Искандер Ф. _Тринадцатый подвиг Геракла_.
Лермонтов М.Ю._Листок_.
Лермонтов М.Ю. _На севере диком..._.
Лермонтов М.Ю._Парус_.
Лермонтов М.Ю _Три пальмы_.
Лермонтов М.Ю._Тучи_.
Лермонтов М.Ю. _Утёс_.
Лесков Н.С. _Левша_.
Майков А.Н._Осень_.
Майков А.Н. _Пейзаж_.
Майков А.Н. _Рассвет_.
Мифы древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Н.А. Куна).
Мифы древней Индии. _Сказание о создании Ночи_
Мифы древней Индии. _Творение_.
Мифы древних славян. _Народный миф о солнце_.
Мифы североамериканских индейцев. Генри Лонгфелло _Песнь о Гайавате_ (в переводе И.А. Бунина).
Мифы Скандинавские. _Сказание о путешествии Тора в Утгард_.
Некрасов Н.А. _Железная дорога_.
Некрасов Н.А. _Школьник_.
Никитин И.С. _Встреча зимы_.
Платонов А.Н. _Корова_.
_Повесть временных лет_.
Погодин Р.П. _Тишина_.
Полонский Я.П. _По горам две хмурых тучи..._.
Пришвин М.М. _Кладовая солнца_.
Пушкин А.С. _Бесы_.
Пушкин А.С. _Зимнее утро_.
Пушкин А.С. _И.И. Пущину_.
Пушкин А.С. _Метель_.
Пушкин А.С. _Станционный смотритель _.
Пушкин А.С. _Туча_.
Пушкин А.С. _Узник_ .
Распутин В.Г. _Уроки французского_.
Сетон-Томпсон Э. _Снап (История бультерьера)_.
Твен М. _Приключения Гекльберри Финна_.
Толстой А.К. _Где гнутся над омутом лозы..._.
Тютчев Ф.И. _Листья_.
Тютчев Ф.И. _Неохотно и несмело..._.
Фет А.А. _Ель рукавом мне тропинку завесила..._.
Чехов А.П ._Беззащитное существо_.
Чехов А.П. _Лошадиная фамилия_.
Чехов А.П ._Толстый и тонкий_.
Яшин А.Я. _Орёл_.
Яшин А.Я. _Покормите птиц_.
Яшин А.Я. _Спешите делать добрые дела_.

Произведения для 7 класса:
Андреев Л. _Кусака_.
Ахматова А. _Клятва_.
Байрон Д.Г. _Ты кончил жизни путь. Герой!..._.
Бёрнс Р. _Честная бедность_.
Бондарев Ю.В. _Простите нас!_.
Бунин И.А. _Догорал апрельский светлый вечер..._.
Бунин И.А. _Лапти_.
Вампилов А.В. _Свидание (сценка из нерыцарских времён).
Гоголь Н.В. _Тарас Бульба_.
Горький Максим _Детство_ .
Горький Максим _Старуха Изергиль_.
Державин Г.Р. _На птичку_.
Державин Г.Р. _Признание_.
Державин Г.Р ._Река времён в своём стремленьи..._.
Казаков Ю.П. _Тихое утро_.
Лермонтов М.Ю. _Когда волнуется желтеющая нива..._.
Лермонтов М.Ю. _Молитва_.
Лермонтов М.Ю. _Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова_.
Ломоносов М.В. _К статуе Петра Великого_.
Ломоносов М.В. _Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны. 1747 года_.
Ломоносов М.В. _Случились вместе два Астронома в пиру._.
Маяковский В.В. _Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче_.
Маяковский В.В. _Хорошее отношение к лошадям_.
Некрасов Н.А. _Вчерашний день в часу шестом..._.
Некрасов Н.А. _Размышления у парадного подъезда_.
Некрасов Н.А. _Русские женщины_.
О_Генри. _Дары волхвов_.
Олдридж Д. _Последний дюйм_.
Платонов А.А. _Неизвестный цветок_.
Платонов А.А. _Юшка_.
_Повесть временных лет_.
_Повесть о Петре и Февронии Муромских_.
_Поучения Владимира Мономаха_
Пушкин А.С. _Борис Годунов_.
Пушкин А.С. _Медный всадник_.
Пушкин А.С. _Песнь о вещем Олеге_.
Пушкин А.С. _Полтава_
Салтыков-Щедрин М.Е. _Дикий помещик_.
Салтыков-Щедрин М.Е. _Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил_.
Симонов Константин _Ты помнишь Алёша, дороги Смоленщины..._.
Толстой Л.Н. _Детство_ .
Тургенев И.С. _Бирюк_.
Тургенев И.С. _Близнецы_.
Тургенев И.С. _Два богача_.
Тургенев И.С. _Русский язык_.
Устное народное творчество. Былины. _Вольга и Микула Селянинович_.
Устное народное творчество. Былины. _Илья Муромец и Соловей-разбойник_.
Чехов А.П. _Злоумышленник_.
Чехов А.П. _Хамелеон_.
Японские хокку (трёхстишья).

Произведения для 8 класса:
Астафьев В.П. _Фотография, на которой меня нет_.
Гоголь Н.В. _Ревизор_.
Горький Максим _Песнь о соколе_.
Грин А. _Зелёная лампа_.
Грин А. _Алые паруса_ (внеклассное чтение).
Грин А. _Бегущая по волнам_ (внеклассное чтение).
Ефремов И.А. _Таис Афинская_ (внеклассное чтение).
Ефремов И.А. _Туманность Андромеды_ (внеклассное чтение).
_Житие Аввакума, им самим написанное_ (фрагменты).
Ильф И., Петров Е. _Двенадцать стульев_ (внеклассное чтение).
Короленко В.Г. _Огоньки_.
Короленко В.Г. _Парадокс_.
Лермонтов М.Ю. _Завещание_.
Лермонтов М.Ю. _Кавказ_.
Лермонтов М.Ю. _Мцыри_.
Лермонтов М.Ю. _Пленный рыцарь _.
Лермонтов М.Ю. _Синие горы Кавказа _.
Лермонтов М.Ю. _Сосед_.
Пушкин А.С. _Капитанская дочка_.
Рубцов Н.М. _Звезда полей_.
Рубцов Н.М. _Посвящение другу_.
Рубцов Н.М. _Русский огонёк_.
Твардовский А.Т. _Василий Теркин_.
Толстой Л.Н. _После бала_.
Тургенев И.С. _Ася_.
Шекспир В. _Ромео и Джульетта_.

Произведения для 9 класса:
Ахматова А.А. _Белая стая_.
Ахматова А.А. _Четки_.
Байрон Д.Г. _Корсар_.
Байрон Д.Г. Лирика.
Байрон Д.Г. _Паломничество Чайлд Гарольда_.
Библия _Новый завет_.
Блок А.А. _Ветер принес издалека_.
Блок А.А. _В ресторане_.
Блок А.А. _О, я хочу безумно жить..._.
Блок А.А. _Россия_.
Блок А.А. _Сольвейг_.
Блок А.А. _Ушла..._.
Булгаков М.А. _Собачье сердце_.
Бунин И.А. _Слово_.
Вампилов А.В. _Утиная охота_ (внеклассное чтение).
Гёте И.-В. _Фауст_.
Гоголь Н.В._Мёртвые души_.
Горький Максим _Мои университеты_.
Грибоедов А.С. _Горе от ума_.
Данте _Божественная комедия_.
Державин Г.Р. Оды.
Есенин С.А. _Вот уж вечер_.
Есенин С.А. _Гой ты, Русь моя родная!_.
Есенин С.А. _Отговорила роща золотая_.
Есенин С.А. _Пороша_.
Есенин С.А. _С добрым утром!_.
Есенин С.А. _Собаке Качалова_.
Заболоцкий Н.А. _Смерть врача_.
Заболоцкий Н.А. _Вечер на Оке..._.
Катулл. Лирика.
Карамзин Н.М. _Бедная Лиза_.
Карамзин Н.М. _История государства Российского_.
Лермонтов М.Ю. _Выхожу один я на дорогу_.
Лермонтов М.Ю. _Герой нашего времени_.
Лермонтов М.Ю. _Демон_.
Лермонтов М.Ю. _И скучно и грустно и некому руку подать_.
Лермонтов М.Ю. _Нищий_.
Лермонтов М.Ю. _Прощай, немытая Россия_.
Лермонтов М.Ю. _Совет_.
Ломоносов М.В. _Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны. 1747 года. (отрывок).
Ломоносов М.В. _Разговор с Анакреоном_.
Майков А.Н. _Летний дождь_.
Майков А.Н. _Мадонна_.
Майков А.Н. _Поэзия_.
Маяковский В.В. _Гимн обеду_.
Маяковский В.В. _Подлиза_.
Мольер Ж-Б. _Мещанин во дворянстве_.
Некрасов Н.А. _Нравственный человек_.
Некрасов Н.А. _Тройка_.
Петрарка _Сонеты_.
Полонский Я.П. _Дорога_.
Полонский Я.П. _Зимний путь_.
Пушкин А.С. _Анчар_.
Пушкин А.С. _Бахчисарайский фонтан_.
Пушкин А.С. _Бесы_.
Пушкин А.С. _Братья разбойники_.
Пушкин А.С. _Во глубине сибирских руд_.
Пушкин А.С. _Вольность_.
Пушкин А.С. _Деревня_.
Пушкин А.С. _Евгений Онегин_.
Пушкин А.С. _Кавказский пленник_.
Пушкин А.С. _К Чаадаеву_.
Пушкин А.С. _Медный всадник_.
Пушкин А.С. _Осень_.
Пушкин А.С. _Пророк_.
Пушкин А.С. _Цыганы_.
Пушкин А.С. _Я Вас любил..._.
Пушкин А.С. _Я памятник себе воздвиг нерукотворный..._.
Пушкин А.С. _Я помню чудное мгновенье..._.
_Слово о полку Игореве_.
Твардовский А.Т. _В тот день, когда окончилась война_.
Толстой Л.Н. _Юность_.
Тургенев И.С. _Первая любовь_.
Тютчев Ф.И. _Неохотно и несмело..._.
Тютчев Ф.И. _Первый лист_.
Тютчев Ф.И. _Фонтан_.
Фет А.А. _Весна на дворе_.
Фет А.А. _Вечер_.
Фет А.А. _Чудная картина_.
Фольклор. Былина _Садко_.
Фонвизин Д.И. _Недоросль_.
Цветаева М.И. _Лебединый стан_.
Цветаева М.И. _Муза_.
Шекспир В. _Гамлет_.
Шекспир В. Сонеты.

Произведения для 10 класса:
Бальзак О. _Гобсек_.
Гончаров И.А. _Обломов_.
Гончаров И.А. _Обыкновенная история_.
Достоевский Ф.М. _Идиот_.
Достоевский Ф.М. _Преступление и наказание_.
Лесков Н.С. _Очарованный странник_.
Некрасов Н.А. Стихотворения.
Островский А.Н. _Бесприданница_.
Островский А.Н. _Гроза_.
Помяловский Н.Г. _Очерки бурсы_.
Салтыков-Щедрин М.Е. _История одного города_.
Салтыков-Щедрин М.Е. _Сказки_.
Толстой Л.Н. _Анна Каренина _.
Толстой Л.Н. _Война и Мир_.
Толстой Л.Н. _Воскресение_.
Толстой Л.Н. _Хаджи-Мурат_.
Тургенев И.С. _Отцы и дети_.
Тургенев И.С. _Рудин_.
Тютчев Ф.И. _Весенние воды_.
Тютчев Ф.И. _Весь день она лежала в забытьи..._.
Тютчев Ф.И. _О, как убийственно мы любим..._.
Тютчев Ф.И. _Осенний вечер_.
Тютчев Ф.И. _Полдень_.
Тютчев Ф.И. _Ты, волна моя морская..._.
Тютчев Ф.И. _Я встретил вас..._.
Тютчев Ф.И. _Я очи знал, - о, эти очи..._.
Успенский Г.И _Нравы Растеряевой улицы_.
Фет А.А. _Какие-то носятся звуки..._.
Фет А.А. _На заре ты ее не буди..._.
Фет А.А. _Одним толчком согнать ладью живую_.
Фет А.А. _Осень_.
Фет А.А. _Прости и все забудь_.
Фет А.А. _Шепот, робкое дыханье..._.
Фет А.А. _Ярким солнцем в лесу пламенеет костер..._.
Флобер Г. _Саламбо_.
Чернышевский Н.Г. _Что делать?_.
Чехов А.П. _Вишнёвый сад_.
Чехов А.П. _Дядя Ваня_.

Произведения для 11 класса:
Аверченко А. _Поэт_.
Айтматов Чингиз _И дольше века длится день..._.
Астафьев В.П. _Печальный детектив_.
Ахматова А.А. _Заплаканная осень, как вдова..._.
Ахматова А.А. _Ива_.
Ахматова А.А. _Клятва_.
Ахматова А.А. _Лотова жена_.
Ахматова А.А. _ Мне не к чему одические рати..._.
Ахматова А.А. _Мужество_.
Ахматова А.А. _Не с теми я , кто бросил землю..._.
Ахматова А.А. _Перед весной бывают дни такие..._.
Ахматова А.А. _Песня последней встречи_.
Ахматова А.А. _Приморский сонет_.
Ахматова А.А. _Родная земля_.
Ахматова А.А. _Сегодня мне письма не принесли..._.
Ахматова А.А. _Ты знаешь, я томлюсь в неволе..._
Ахматова А.А. _Я не знаю, ты жив или умер..._
Бабель И.Э. _Конармия_.
Блок А.А. _Вхожу я в темные храмы..._.
Блок А.А. _Двенадцать_ .
Блок А.А. _Коршун_.
Блок А.А. _На железной дороге_.
Блок А.А. _На поле Куликовом_.
Блок А.А. _Незнакомка_.
Блок А.А. _О, весна без конца и без краю..._.
Блок А.А. _Петроградское небо мутилось дождем..._.
Брюсов В.Я. _В неконченом здании_.
Брюсов В.Я. _Каменщик_.
Брюсов В.Я. _Родной язык_.
Брюсов В.Я. _Сонет к форме_.
Брюсов В.Я _Хвала человеку_.
Брюсов В.Я. _Юному поэту_.
Булгаков М.А. _Белая гвардия_.
Булгаков М.А. _Мастер и Маргарита_.
Булгаков М.А. _Собачье сердце_.
Бунин И.А. _Солнечный удар_ Рассказ.
Бунин И.А. Стихотворения.
Бунин И.А. _Тёмные аллеи_ Рассказ.
Бунин И.А. _Чистый понедельник_ Рассказ.
Быков Василь _Обелиск_.
Быков Василь _Сотников_.
Васильев П. Стихотворения.
Горький Максим _На дне_.
Горький Максим _Фома Гордеев_.
Гранин Даниил _Зубр_.
Гумилев Н.С. _Дон Жуан_.
Гумилёв Н.С. _Капитаны_.
Гумилев Н.С. _Мои читатели_.
Гумилев Н.С. _Старый конквистадор_.
Гумилев Н.С. _Озеро Чад_.
Гумилев Н.С. _Я вырван был из жизни тесной_.
Дудинцев Владимир _Белые одежды_.
Есенин С.А. _Анна Снегина_.
Есенин С.А. _Мы теперь уходим понемногу..._.
Есенин С.А _Не бродить, не мять в кустах багряных..._.
Есенин С.А. _Не жалею, не зову, не плачу..._.
Есенин С.А. _Неуютная жидкая лунность_.
Есенин С.А. _Письмо от матери_.
Есенин С.А. _Письмо женщине_.
Есенин С.А. _Русь Советская_.
Есенин С.А. _Спит ковыль. Равнина дорогая_.
Замятин Е.И. _Мы_.
Короленко В.Г. _Река играет_.
Короленко В.Г. _Чудная_.
Куприн А.И. _Гранатовый браслет_.
Куприн А.И. _Олеся_.
Куприн А.И. _Поединок_.
Маяковский В.В. _Во весь голос_.
Маяковский В.В. _Мама и убитый немцами вечер_.
Маяковский В.В. _Нате!_.
Маяковский В.В. _Облако в штанах_.
Маяковский В.В. _Послушайте!_.
Маяковский В.В. _Сергею Есенину_.
Маяковский В.В. _Скрипка и немножко нервно_.
Маяковский В.В. _Юбилейное_.
Можаев Б. _Мужики и бабы_.
Набоков В.В. _Защита Лужина_ (внеклассное чтение).
Набоков В.В. _Красавица_.
Набоков В.В. _Машенька_ (внеклассное чтение).
Пастернак Б.Л. _Весна_.
Пастернак Б.Л. _Доктор Живаго_.
Пастернак. Б.Л. _Импровизация_.
Пастернак. Б.Л. _Иней_.
Пастернак Б.Л. _На ранних поездах_.
Пастернак. Б.Л. _Никого не будет в доме…_.
Пастернак. Б.Л. _Про эти стихи_.
Пастернак. Б.Л. _Снег идет_.
Пастернак. Б.Л. _Сосны_.
Распутин В.Г. _Живи и помни_.
Распутин В.Г. _Прощание с Матёрой_.
Солженицын А.И. _Архипелаг ГУЛАГ_.
Солженицын А.И. _Как нам обустроить Россию_.
Солженицын А.И. _Матрёнин двор_.
Солженицын А.И. _Один день Ивана Денисовича_.
Твардовский А.Т. _Василий Теркин_.
Твардовский А.Т. _Вся суть в одном-единственном завете_.
Твардовский А.Т. _Теркин на том свете_.
Твардовский А.Т. _Я знаю, никакой моей вины..._.
Твардовский А.Т. _Я убит подо Ржевом..._.
Тынянов Ю. _Подпоручик Киже_.
Фадеев А.А. _Разгром_.
Цветаева М.И. _Бабушке_.
Цветаева М.И. _Белое солнце и низкие, низкие тучи_.
Цветаева М.И. _Маяковскому_.
Цветаева М.И. _Моим стихам, написанным так рано..._.
Цветаева М.И. _Народ_.
Цветаева М.И. _Нет, бил барабан перед смутным полком_.
Цветаева М.И. _Родина_.
Цветаева М.И. _Сад_.
Цветаева М.И. _Стихи к Блоку_.
Цветаева М.И. _Стихи к сыну_.
Цветаева М.И. _Стихи о Москве_.
Цветаева М.И. _Я знаю правду! Все прежние правды - прочь!_.
Шолохов М.А. _Поднятая целина_.
Шукшин В. _Боря_.
Шукшин В. _Мой зять украл машину дров_.
Шукшин В. _Срезал_.
Шукшин В. _Чудик_.
Ян В. _Батый_.
Ян В. _Чингиз-Хан_.
------------------------------------------------
Ваше мнение? Ваше отношение? Что бы Вы включили обязательно, а что вычеркнули из списка?
Primitive - первобытный.

Оффлайн Architect

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 718
  • Рейтинг: 30
  • Администратор сайта noblit.ru
    • Просмотр профиля
    • noblit
Re: Школьная программа.
« Ответ #1 : 04.01.2007, 10:51:57 »
Ха-ха, большое спасибо за тему. Чувствую, что тут будет что обсудить :) Ну, первое, что мне бросилось в глаза, так это то, что слишком много нив, ржи, пшеницы и пр :) :) :)

Оффлайн Stranger in the Night

  • Академик
  • ****
  • Сообщений: 390
  • Рейтинг: 7
  • Amor stat
    • Просмотр профиля
    • моя нора
Re: Школьная программа.
« Ответ #2 : 07.01.2007, 23:33:34 »
Та-ак. Старуху Изергиль перенесли в седьмой класс из одиннадцатого, что совершенно правильно. В целом программа стала менее привязана к хронологической последовательности. Тем не менее мифы - едва ли не самое сложное - остались там, где и были. Вот что бы я точно вырезала, так это путешествие Тора в Утгард. Была такая у Джаксон книжка - "Скандинавия. Боги и герои". Для детей. Действительно в целом удачная адаптация. Так вот - "Путешествие" это, по моим воспоминаниям, - глава из неё, которая называется "Поездка Тора в Утгард". Но проблема в том, что пассаж об Утгарде-Локи, который в нём пересказывается, вообще одно из самых тёмных мест Младшей Эдды. В нём и матёрые скандинависты-то путаются, не то что дети. Почему чего попроще не взяли, из мифов творения - мне неясно. Джаксон их очень целомудренно пересказывает.
Так   вот, единственное,  чему можно
верить, -  это  шуму и  пению, они настоящие,  а  все  остальное  - обман.
Кафка "Замок"

Оффлайн junger Bar

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 9
  • Рейтинг: 0
    • Просмотр профиля
Re: Школьная программа.
« Ответ #3 : 10.01.2007, 18:50:20 »
По-моему, не хватает произведений зарубежной классики. А то что теперь проходят Флобера радует.

Оффлайн SiR

  • Петер Энглунд
  • *****
  • Сообщений: 662
  • Рейтинг: 48
  • Редактор сайта NobLit.Ru
    • Просмотр профиля
    • Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
Re: Школьная программа.
« Ответ #4 : 11.01.2007, 16:48:14 »
Из 11 класса надо убрать Анну Каренину, Доктора Живаго и Архипелаг Гулаг. Во-первых, потому, что эти книги все равно никто от начала до конца не осилит, а тот, кто осилит, будет жалеть, что это сделал. Во-вторых, проблематика книг настолько не проецируема на сознание школьника, что не вызовет ничего кроме отвращения. Динамичность сюжета и все то, что позволяет читателю "проглатывать" книги, есть только у Анны Карениной, но все равно - слишкой большой объем для школьной программы. Живаго и Гулаг тоже большие книги, но вдобавок не имеют "внешней читабельности". Мышление составителей программы вообще непонятно. Даже при идеальном выполнении плана в голове не останется ничего кроме пестрых пятен. Надо бы порезать программу раз этак в 5, зато то, что останется - изучать планомерно и глубоко. Тот же один день Ивана Денисовича. Но из Солженицына только его.
Какую можно вести дискуссию, если одного участника удивляет, что другой прочитал 26 из 103 лауреатов, т.е. одну четверть?! И это называется редким примером начитанности! (c) bibliographer

Оффлайн Stranger in the Night

  • Академик
  • ****
  • Сообщений: 390
  • Рейтинг: 7
  • Amor stat
    • Просмотр профиля
    • моя нора
Re: Школьная программа.
« Ответ #5 : 12.01.2007, 00:46:47 »
В любом случае составить у детей цельное впечатление не получится.
Если читать "меньше, но глубже", программа будет сильнее зависеть от чьего-то частного мнения. И так уже слишком зависит.
В общем-то, вариант только один: если дитя искренне заинтересуется литературой и не только одолеет всё, что положено по программе (на самом деле никто ВСЕГО не читает, да и учителя того не требуют), но и почитает немного "вокруг". Но это ж надо, чтобы ученику повезло с учителем, а учителю - с учеником...
Так   вот, единственное,  чему можно
верить, -  это  шуму и  пению, они настоящие,  а  все  остальное  - обман.
Кафка "Замок"

Оффлайн SiR

  • Петер Энглунд
  • *****
  • Сообщений: 662
  • Рейтинг: 48
  • Редактор сайта NobLit.Ru
    • Просмотр профиля
    • Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
Re: Школьная программа.
« Ответ #6 : 12.01.2007, 16:56:31 »
Без разницы, что выберет частное мнение, если оно будет выбирать между "одним днем Ивана Денисовича" и "Матрениным двором" :) Требовать, чтобы читали всё - действительно бессмысленно, а поиск тех, кто прочитает "всё" и "вокруг" - задача чисто статистическая, и статистика эта не имеет сильного разброса по годам/эпохам. Всем остальным нужно не цельное впечатление, а демонстрация островков уникальности. Для воспитания вкуса. Нет-нет, что-нибудь да и заинтересует. Я вот лично не знаю, сколько из этой программы прочитал. Может быть, не так уж и мало, но далеко не всё. Но главное, я знаю, что мне понравилось, а что нет.
Какую можно вести дискуссию, если одного участника удивляет, что другой прочитал 26 из 103 лауреатов, т.е. одну четверть?! И это называется редким примером начитанности! (c) bibliographer

Оффлайн Aleksandr

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 71
  • Рейтинг: 3
    • Просмотр профиля
Re: Школьная программа.
« Ответ #7 : 13.01.2007, 00:32:50 »
Вообще. я считаю, что эта программа более интересна и разнообразна. Могу судить об этом так как заканчиваю 11 класс, и литературой стал увлекаться лишь с класса 8-ого.
Совершенно не согласен с пользователем SiRom, Анна Каренина Толстого читается легче чем его же Война и мир, изучая именно первое , была бы больше вероятность, что хоть один роман Толстого прочитают.
Доктор Живаго Пастернака одно из самых важных произведений русской литературы, его не проходить нельзя, просто потому что нельзя обойти такую величину.
А вот с Архипелагом ГУЛАГом погарячились. У нас в школе убрали и правильно сделали, слишком своеобразное произведение.
Насчет программы. У меня она была совершенно другой. Я заметил, что почти в каждом классе есть Андрей Платонов, с одной стороны это хорошо, дети будут подготовлены к Котловану, но с другой стороны, за счет этого сокращается зарубежная литература. Считаю, что на Войну и мир Толстого 2 месяцев изучения чересчур много.
 Обидно, что в списке нет Свадьбы Кречинского, как одной из главных русских комедий, нет Маленького принца и Старика и моря (не дай Бог я проглядел...).
  Зато радует. что наконец вспомнили про Гаршина, Одоевского, Успенского и др.
   В 11 классе очень много поэзии - и это утомляет, возможно надо как то чередовать. Удивляюсь, почему в классе 8 не дают читать Село Степанчиково и его обитатели, ведь это такое легкое и интересное произведение, несмотря на то , что Достоевский....  Я думаю, не лишним было бы включить какую-нибудь маленькую пьесу Ибсена, а то великий драматург, а знают единицы.
   НО больше всего меня поражает отсутсвие в программе Ильфа и Петрова... Даже говорить не хочется о переходном возрасте молодежи, которую мало чем привлечешь, НО МОЖНО ЖЕ! именно два романа писателей и могли бы это сделать.
  Еще заметил странность: Нет особого разграничения по вехам, а это бы хорошо..
 Прстите, что отнял у вас время. Я новичок на этом сайте, но тема меня затронула, готов отстаивать свои идеи, так что пишите.....

Оффлайн александра сергеевна

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 28
  • Рейтинг: 0
    • Просмотр профиля
Re: Школьная программа.
« Ответ #8 : 14.01.2007, 08:53:31 »
Если сравнить с тем, что изучаем мы, то тут некоторые вещи не совпадают (наверное, мы еще учимся по старой программе).
Но мне кажется, какая программа бы ни была, главное как ее преподают.
Я на собственном опыте знаю, каково изучать литературу с хорошим учителем и не очень.
Честное слово плохой учитель может привить только  ненависть к литературе.

Оффлайн SiR

  • Петер Энглунд
  • *****
  • Сообщений: 662
  • Рейтинг: 48
  • Редактор сайта NobLit.Ru
    • Просмотр профиля
    • Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
Re: Школьная программа.
« Ответ #9 : 14.01.2007, 11:38:40 »
Совершенно не согласен с пользователем SiRom, Анна Каренина Толстого читается легче чем его же Война и мир, изучая именно первое , была бы больше вероятность, что хоть один роман Толстого прочитают.
Я не говорю о том, что Анна Каренина читается сложнее или легче, чем Война и мир. Я говорю о том, что Анна Каренина читается легче, чем Доктор Живаго и Архипелаг Гулаг. И все равно думаю, что в школе ее проходить не обязательно. Просто это тема семейная, обсуждать ее в школе - в некотором смысле просто тратить время. Тема народная, то есть Война и мир, как-то более пригодна для обязаловки в виде государственной системы образования. К семейной теме всё равно все рано или поздно придут, сами.

Доктор Живаго Пастернака одно из самых важных произведений русской литературы, его не проходить нельзя, просто потому что нельзя обойти такую величину.
Не проходить нельзя - согласен, но вот нужно ли это проходить в школе? Полагаю, что такие вещи надо ставить в заботу тем, кто занимается популяризацией отечественной культуры. Кино, например. Вот сняли фильм, теперь, я уверен, тиражи Пастернака несколько увеличились. Не за счет же школьников, так ведь? Так и надо делать. А в школе проходить такие вещи - не совсем эффективное дело, все равно никто ничего не поймет, кроме сюжета. Лучше, опять же, сократить курс, но ввести более углубленное изучение. Из Пастернака при этом оставить стихи, а в зарубежном курсе - некоторые его переводы. 
Какую можно вести дискуссию, если одного участника удивляет, что другой прочитал 26 из 103 лауреатов, т.е. одну четверть?! И это называется редким примером начитанности! (c) bibliographer

Оффлайн Aleksandr

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 71
  • Рейтинг: 3
    • Просмотр профиля
Re: Школьная программа.
« Ответ #10 : 14.01.2007, 17:35:02 »

   
Я не говорю о том, что Анна Каренина читается сложнее или легче, чем Война и мир.
  О том что А.К. читается легче чем В.и М. говорил я, вас ни в чем не обвиняя...
  Не согласен опять с вашей точкой зрения о мысли семейной и о мысли народной. Вторая - всячески дается нам с первого класса( все помнят и Бородино И Полтаву). Большинство школьников считают, что наша страна- всегда победитель, народ ее самый лучший, но он находится в затмении, вообщем все плохо, но до поры до времени...
   В одиннадцатом классе мысль семейная очень важна, у большинства подростков есть молодые люди и девушки, отношеня с которыми строятся тоже на каких-то канонах. Так почему за основу не взять самый знаменитый роман о семейной жизни и о взаимоотношении мужчины и женщины.
   Как это грустно не звучало бы, но Война и мир все равно проходится обзорно, хоть и один - два месяца. Мало кто в школе прочитывает эту эпопею до конца. Главная задача педагогов в школе - заитересовать, привить вкус, дабы после школы подростки(а позже и взрослые люди) обращались к этим произведениям.
   
Полагаю, что такие вещи надо ставить в заботу тем, кто занимается популяризацией отечественной культуры. Кино, например. Вот сняли фильм, теперь, я уверен, тиражи Пастернака несколько увеличились. Не за счет же школьников, так ведь? Так и надо делать. А в школе проходить такие вещи - не совсем эффективное дело, все равно никто ничего не поймет, кроме сюжета. Лучше, опять же, сократить курс, но ввести более углубленное изучение. Из Пастернака при этом оставить стихи, а в зарубежном курсе - некоторые его переводы. 
  Вот ту я совершенно несогласен с вами. Популяризация- это вещь очень коварная. Любое произведение - это видение автора, будь то режиссер, писатель, художник. Например сериал Идиот - это в первую очередь Бортко, а потом уже Достоевский. То есть произведение доходит до нас в призме. Если говорить о сериале Доктор Живаго, то после такого и книгу не захочешь читать, до того скучно и однообразно. Но радует то, что после искаженной постановки( я только о кино), а при том хорошей постановке, люди действительно покупают книги, сравнивая букву и кадр. Но этот процесс должен начинаться именно с ПРОЧТЕНИЯ материала, а не наоборот.
  В школе Доктора Живаго нужно проходить бувально 1 неделю, обратив внимание на своеобразный взгляд Пастернака на Революцию, на судьбу книги, на ее общий смысл, то есть обобщить...

Оффлайн SiR

  • Петер Энглунд
  • *****
  • Сообщений: 662
  • Рейтинг: 48
  • Редактор сайта NobLit.Ru
    • Просмотр профиля
    • Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
Re: Школьная программа.
« Ответ #11 : 14.01.2007, 19:56:56 »
В одиннадцатом классе мысль семейная очень важна, у большинства подростков есть молодые люди и девушки, отношеня с которыми строятся тоже на каких-то канонах. Так почему за основу не взять самый знаменитый роман о семейной жизни и о взаимоотношении мужчины и женщины.
Роман об измене?
Еще вещи, которые надо прочувствовать должным образом. Если исходить из этой точки зрения, то половина школьной программы провальна, потому что ее все равно придется перечитать позже (чтобы понять лучше). Поэтому маргинальным быть не стоит. Если бы я составлял программу, я бы убрал Анну Каренину, а оставил Войну и мир. И я бы не сказал, что народность последнего - это какой-то там героический эпос, которым школьников кормят десять лет подряд. Что касается Анны Карениной, то брать ее за образец для построения отношений (я правильно понял?) - вообще абсурд. К книгам типа этой люди приходят, обозревая уже имеющийся опыт. Быть может, чтобы лучше в нем разобраться, посмотреть "как бывает у других". В общем, в обязательной программе это не нужно. Кому надо, кому интересно - тот сам найдет и прочитает.

     Вот ту я совершенно несогласен с вами. Популяризация- это вещь очень коварная. Любое произведение - это видение автора, будь то режиссер, писатель, художник. Например сериал Идиот - это в первую очередь Бортко, а потом уже Достоевский. То есть произведение доходит до нас в призме. Если говорить о сериале Доктор Живаго, то после такого и книгу не захочешь читать, до того скучно и однообразно.
В современном мире исчезают понятия "хорошо" и "плохо". Вместо них есть понятия "громко" и "нет равнодушных". Неважно, кто там и как экранизировал книгу, главное, что он создал информационный повод. Следствие в виде роста тиражей есть в любом случае. И, кстати, не совсем понятно, почему если Бортко показал свое видение Идиота - это плохо? По мне - это нормально. Я думаю, что невозможна вообще никакая жизнь у произведения, кроме как в виде новых вариаций на его тему. Тоже примета нашего времени.
Насчет первичности прочтения книги я в принципе согласен, только вот думаю, что сейчас с этим трудно. Слишком много всего вокруг и слишком мало эфирного времени в пересчете на конкретную товарную продукцию. Поэтому вариант с популяризацией - чуть ли не вообще единственно возможный вариант. 
Какую можно вести дискуссию, если одного участника удивляет, что другой прочитал 26 из 103 лауреатов, т.е. одну четверть?! И это называется редким примером начитанности! (c) bibliographer

Оффлайн Aleksandr

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 71
  • Рейтинг: 3
    • Просмотр профиля
Re: Школьная программа.
« Ответ #12 : 14.01.2007, 21:55:56 »
 Я уважаю чужую точку зрения(хотя иногда сложно согласиться). По -прежнему Войну и мир считаю провальным произведением для 11 класса. О важности двух романов можно поспорить. Анна Каренина более зрелый роман Толстого и более вымученный, что говорит о его большей уникальности. Но вы человек и имеете право на свое мнение, которое интересно, нолично для меня неприемлимо.
 
Что касается Анны Карениной, то брать ее за образец для построения отношений (я правильно понял?) - вообще абсурд. К книгам типа этой люди приходят, обозревая уже имеющийся опыт. Быть может, чтобы лучше в нем разобраться, посмотреть "как бывает у других". В общем, в обязательной программе это не нужно.  
Я не имел ввиду брать роман для построения отношений. Он хорошо подходит для того чтобы показывать чего делать НЕ СТОИТ, чего обходить стороной. Но это лично мое восприятие. К нему можно подойти как к чему-то прошедшему, или как к возможному будущему.
  Наконец, мы нашли точки соприкосновения в позиции о первичности прочтения. Но в нашей стране это жутко сложно. Я согласен, с тем, что не будь громкой шумихи, произведения не выходили бы такими тиражами , и это грустно.
 Я, как человек, имеющий отношение к театру, очень уважаю постановку или экранизацию литературы. И я не говорил, что Бортко - это плохо. Но это уже Бортко, а не Достоевский или Булгаков... Смотреть фильм и понять, что хотел сказать именно ПИСАТЕЛЬ прямо невозможно, главный - режиссер.

Оффлайн SiR

  • Петер Энглунд
  • *****
  • Сообщений: 662
  • Рейтинг: 48
  • Редактор сайта NobLit.Ru
    • Просмотр профиля
    • Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
Re: Школьная программа.
« Ответ #13 : 15.01.2007, 11:05:13 »
Анна Каренина более зрелый роман Толстого и более вымученный, что говорит о его большей уникальности.
Ну в таком случае надо проходить и "Воскресенье" - вообще вершину русского критического реализма. Однако этого не делают. Почему? Потому что всему свое время. Не все достойное внимания проходят в школе, более того, не все проходят даже в университетах. Мировая художественная литература огромна, и в ней, как в науке, есть специализации.

Смотреть фильм и понять, что хотел сказать именно ПИСАТЕЛЬ прямо невозможно, главный - режиссер.
Прямо так уж невозможно? Бортко все-таки текст Достоевского не менял, все герои говорят практически буквально то, что написано в романе. Сюжет тоже прежний. Может, акценты немного по-другому расставлены - но в целом-то это классическая экранизация, без всяческих там неуместных "режиссерских находок". Вот есть такой фильм, называется "Даун-Хаус". По Достоевскому. Почти. Вот здесь я согласен - что хотел сказать писатель не очень понятно.
Какую можно вести дискуссию, если одного участника удивляет, что другой прочитал 26 из 103 лауреатов, т.е. одну четверть?! И это называется редким примером начитанности! (c) bibliographer

Оффлайн Aleksandr

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 71
  • Рейтинг: 3
    • Просмотр профиля
Re: Школьная программа.
« Ответ #14 : 15.01.2007, 20:13:24 »
Мировая художественная литература огромна, и в ней, как в науке, есть специализации.
В том то все и дело, что важная задача - предоставить школьнику как можно больше этих "специализаций". С каждой нужно ознакомить. на тех, которые требуют большего внимания, остановиться подробно.
Бортко все-таки текст Достоевского не менял, все герои говорят практически буквально то, что написано в романе. Сюжет тоже прежний.
Говорить герои могут слово в слово, как в романе(отличительная черта Бортко), сценарий может быть точной копией Идиота (например) только в виде пьесы.  Но, все равно параллель будет: Достоевский - это Мышкин, а Бортко- это Мышкин-Миронов. В фильме все до малейшего прочуствовано актерами и акцентировано режиссером, а роман взят за главную опору. Был вкусный мандарин, а к нему добавили банан и сливки. Никто не говорит, что это плохо. У Бортко это получилось хорошо. В даун хаусе к мандарину добавляют неуместную колбасу и кетчуп, и получается что то с чем то, о чем и говорить не хочется.
  Да простит меня мировое сообщество за сравнение романа Достоевского с мандарином, а Бортко и Миронова со сливками и бананом, но так легче.

 

Яндекс.Метрика