Эх, программа... Высказывался я когда-то на эту тему, уже немного надоело. Но в такой компании не грех и повториться.
Во-первых, выбор до сих пор сильно определён советскими вкусами, даже
отступления. Ну в конце концов, кто такой Солженицын, как не опосредованный продукт советской власти? (Осознаю, что я выдаю провокационные заявления, тем более что - усядьтесь покрепче - я его не читал). Во-вторых, дефицит времени. Я согласен с SiR'ом и сердечно посмеялся над его предложением изучать "Тошноту" за один урок. А вы, уважаемый Александр, просветите нас, как Вы лично и в Вашем классе воспринимают Уайлда и папашу Хэма? Как, близкие молодёжи темы? Я бы
сказал, что все курсы надо переписывать по новой, раз, отдавать предпочтение некрупным произведениям, два. "Село Степанчиково" ничем не хуже "Преступления", про графа Толстого говорить не буду, нелюбимый автор. Сколько раз я слышал, как дети в классах стонут под весомостью его философской прозы.
Все рвутся из детей сделать окультуренных людей. Пусть современный
неокрепший в культуре подросток читает произведения, относящиеся к сфере литературных изысков. Державина, Горького (тоже, писатель), Чернышевского, Шолохова, Некрасова. Мы кого готовим - людей, любящих читать, или матёрых русофилов? А как навязли в зубах все эти муму, души, обязанные трудиться, медные всадники, несчастные лизы. У кого из вас, господа, "душа"- любимое стихотворение Заболоцкого? Здесь треть - рекламно-пропагандистские произведения, взятые из анналов "приличной культуры".
Зато в программе мало подростковой литературы. А ведь в советское время она была очень приличная. Где Крапивин? Сергей Иванов? Софья Прокофьева? Юз Алешковский? Эно Рауд? Юрий Сотник? Виталий Коржиков? Георгий Садовников?
А не пожелаете ли, господа, сами оторваться от "матёрых мэтров" и почитать малосерьёзные вещи? Г. Левинзон, "Прощание с Дербервилем". Павел Калмыков, "Школа мудрых правителей". В. Тублин, "Золотые яблоки Гесперид". Г. Михасенко, "Земленыр". Это я только пробежал взглядом по полке. Мне кажется, многие из вас не читали эти книги. Они слегка поменьше "Что делать?" и читаются получше. Если кто-то заинтересуется, могу продолжить список. Всех этих прекрасно написанных детских вещей наши дети лишены. Они их, скорее всего, никогда не прочитают. Зато Тургеневым и Блоком понаслаждаются по самое не могу. Культура ли это, господа?