Автор Тема: Школьная программа.  (Прочитано 48806 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн SiR

  • Петер Энглунд
  • *****
  • Сообщений: 662
  • Рейтинг: 48
  • Редактор сайта NobLit.Ru
    • Просмотр профиля
    • Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
Re: Школьная программа.
« Ответ #15 : 17.01.2007, 10:43:20 »
В том то все и дело, что важная задача - предоставить школьнику как можно больше этих "специализаций". С каждой нужно ознакомить. на тех, которые требуют большего внимания, остановиться подробно.
Стало быть, каждый день новая тема? Если представлять школьнику как можно больше специализаций, то получится каша. Давайте проходить в 11 классе "Тошноту" Сартра! Важное произведение 20 века. Посвятим ему максимум, что сможет дать нам наше перегруженное расписание, т.е. один урок. Что учитель успеет рассказать за один урок? Сюжет? Биографию авора? Вполне возможно, что даже этого он не успеет. Исходить надо из того, что нет времени. А когда нет времени, надо действовать соответственно - тратить его на самое важное (условно).

Был вкусный мандарин, а к нему добавили банан и сливки. Никто не говорит, что это плохо.
Ну, если не плохо, то в чем проблема? То, что фильм не первичен? Ну вы же сами понимаете, что если раздавать у метро романы Достоевского, то ситуация не поправится. И, вообще говоря, тут тоже нет проблемы. Если вам нравится Достоевский - берите и читайте, а другие пусть идут в ад за свое равнодушие :) какое вам дело до них? Никто никому ничего не должен, знаете ли...
Какую можно вести дискуссию, если одного участника удивляет, что другой прочитал 26 из 103 лауреатов, т.е. одну четверть?! И это называется редким примером начитанности! (c) bibliographer

Оффлайн Aleksandr

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 71
  • Рейтинг: 3
    • Просмотр профиля
Re: Школьная программа.
« Ответ #16 : 17.01.2007, 20:11:05 »
Стало быть, каждый день новая тема? Если представлять школьнику как можно больше специализаций, то получится каша. Давайте проходить в 11 классе "Тошноту" Сартра! Важное произведение 20 века. Посвятим ему максимум, что сможет дать нам наше перегруженное расписание, т.е. один урок. Что учитель успеет рассказать за один урок? Сюжет? Биографию авора? Вполне возможно, что даже этого он не успеет. Исходить надо из того, что нет времени. А когда нет времени, надо действовать соответственно - тратить его на самое важное (условно).
Ну, если не плохо, то в чем проблема? То, что фильм не первичен? Ну вы же сами понимаете, что если раздавать у метро романы Достоевского, то ситуация не поправится. И, вообще говоря, тут тоже нет проблемы. Если вам нравится Достоевский - берите и читайте, а другие пусть идут в ад за свое равнодушие :) какое вам дело до них? Никто никому ничего не должен, знаете ли...


 О-хо-хо-хо! Во-первых, я говорил о самых важных специализациях, проостите меня, Но их не наберется по новой на каждый урок, Это уж слишком преувеличено. И при том весь 11 класс нам повторяют, что с этим вы знакомы, этот мотив уже был, все было, все было и любовь была... Программа у нас перегружена как раз из-за того, что, например на ТОлстого выделяется 2 месяца (я бы и не против), а, например, Лесков проходит стороной. Нет стабильности (её у нас нет нигде) А ,насчет Сартра, считаю, что Мухам его и не грех было бы посвятить урока 2...
  Насчет Достоевского. Интересно вы мои мысли переворачиваете! Ваше же утверждение о том, что  и вкниге, и в фильме все одинаково. Я оспорил эту точку зрения. В случае с Бортко все в порядке, прекрасный PR - продукт для чтения Достоевского. Но, не зачем раздавать книги у метро (хотя хорошая идея для "Единой России"), если можно заинтриговать каким - либо способом. Например, моя 11 летняя сестра, не очень читающая, просто схватилась за Есенина, как я поведал о загадке его смерти, прочитал несколько стихотворений, которые в дрожь бросают и т.д. Так можно сделать с каждым.

Оффлайн SiR

  • Петер Энглунд
  • *****
  • Сообщений: 662
  • Рейтинг: 48
  • Редактор сайта NobLit.Ru
    • Просмотр профиля
    • Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
Re: Школьная программа.
« Ответ #17 : 17.01.2007, 23:47:44 »
Но их не наберется по новой на каждый урок, Это уж слишком преувеличено.
Положим, Сартр и Камю - это вроде как одна специализация. Но не будете же вы утверждать, что достаточно ознакомиться с произведениями только одного из них? Они ведь очень разные. А ведь еще много других (чисто по зарубежке). Гарсия Маркес, например. А еще Кафка есть. Давайте его тоже запихнем в нашу программу! Тема экзистенции офисного планктона в мировой литературе!

Ваше же утверждение о том, что  и вкниге, и в фильме все одинаково.
Где? :o Я говорю лишь о том, что Бортко сделал отличную экранизацию. Текст Достоевского - это все-таки текст Достоевского, он один такой. Все остальное будет естественно отличаться. Вопрос в том, будет ли отличие бросаться в глаза или нет. У Бортко не бросается.

Так можно сделать с каждым
Сделать можно все, что угодно. Только морализаторство в наше время теряет свои позиции. Вызывает, как правило, отторжение. Как-то не чувствуется присутствия объединенной системы ценностей. Популяризация культуры нужна, но смысла надеяться на ее какие-то сверхдостижения нет. "Когда бы все так чувствовали силу, тогда бы и мир не мог существовать. Все предались бы вольному искусству". Пушкин это двести лет назад знал. Но я думаю, что были те, кто знал и до него.
Какую можно вести дискуссию, если одного участника удивляет, что другой прочитал 26 из 103 лауреатов, т.е. одну четверть?! И это называется редким примером начитанности! (c) bibliographer

Оффлайн Aleksandr

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 71
  • Рейтинг: 3
    • Просмотр профиля
Re: Школьная программа.
« Ответ #18 : 18.01.2007, 18:55:34 »
Если вам нравится Достоевский - берите и читайте, а другие пусть идут в ад за свое равнодушие :) какое вам дело до них? Никто никому ничего не должен, знаете ли...
"Когда бы все так чувствовали силу, тогда бы и мир не мог существовать. Все предались бы вольному искусству". Пушкин это двести лет назад знал. Но я думаю, что были те, кто знал и до него.
  Согласен безусловно, сапоги -сапожнику, пироги -пирожнику.
  Всвязи с зарубежной литературой, которой очень мало, могу сказать, что есть специализированные школы, с таким предметом,но это редко где. или урок  Мхк, но программа тоже весьма своеобразная. Точ то мы прошли из лит-ры (на Мхк) за 11 класс:
 1. Портрет Дориана Грея , Уайльда
 2. Кола Брюньон, Роллана
 3. Поэзия Рабиндраната Тагора
 4. Поэзия  Киплинга
 5. Прощай, оружие, Хемингуэя
 6. Три товарища, Ремарка
 7. Джек Лондон  обзорно
 8. Эмиль Золя обзорно
 и все... при 5 часах в неделю.

Оффлайн Денис

  • Номинатор
  • ***
  • Сообщений: 178
  • Рейтинг: 6
    • Просмотр профиля
Re: Школьная программа.
« Ответ #19 : 22.02.2007, 14:21:42 »
Цитировать
Из 11 класса надо убрать Анну Каренину, Доктора Живаго и Архипелаг Гулаг
Дааа, а я сочинение 11 классе писал по Архипелагу, и до сих пор с удовольствием перечитываю
Ладно не удержусь и оставлю ссылку на темы сочинений в 11 классе (уж больно большой список) http://www.coolsoch.ru/ekzamen/liter-2006/bloki-2006.htm
Взглянув на этот перечень, честно признаюсь, что по 90 % тем написал бы на твердую двойку :D
Как вам "Анализ 19-й главы из второй части романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (с ходу кто-нибудь вспомнит что это за глава)? А Тема поиска жизненной правды в прозе М.А. Шолохова. (По роману
"Тихий Дон" или "Поднятая целина" (а в каком произведении правда жизни не ищется?)

Оффлайн Денис

  • Номинатор
  • ***
  • Сообщений: 178
  • Рейтинг: 6
    • Просмотр профиля
Re: Школьная программа.
« Ответ #20 : 22.02.2007, 14:29:41 »
Пытался найти для сравнения школьную программу по литературе в США. Увы, безрезультатно. А интересно, кого за океаном изучают?;)

Оффлайн И188745

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 34
  • Рейтинг: 4
    • Просмотр профиля
Re: Школьная программа.
« Ответ #21 : 26.02.2007, 10:27:34 »
А интересно, кого за океаном изучают?;)
С точностью сказать не могу, но представление имею. ;) В США принципиально другой подход к литературе как школьному предмету.
Читала учебник по литературе для американских семиклассников. Учебник на семестр как думаете какой по объёму? Чуть более 30 стр. Маленькие главки-уроки; один урок - одна "стратегия чтения". Например, дана теория о том, что автор для воспроизведения легко представляемой картины использует слова, обозначающие вкус, запах, цвет, осязательные ощущения. После теории - текст на страничку, где нужно найти подобные слова. Урок окончен, домашнего задания нет. :) Следующий урок - следующая стратегия и фрагментик текста.
Сравните с нашей программой для 7-ого класса. :D
Хотя... от наших школьников требуют чтения - американских учат читать, пусть на довольно примитивном уровне.

Оффлайн Денис

  • Номинатор
  • ***
  • Сообщений: 178
  • Рейтинг: 6
    • Просмотр профиля
Re: Школьная программа.
« Ответ #22 : 27.02.2007, 10:18:11 »
Цитировать
Сравните с нашей программой для 7-ого класса.
Наверное, с 7-м классом нашей школы может сравниться только последний курс американского университета

Оффлайн AriesArise

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 66
  • Рейтинг: 3
    • Просмотр профиля
Re: Школьная программа.
« Ответ #23 : 01.03.2007, 22:30:30 »
Эх, программа... Высказывался я когда-то на эту тему, уже немного надоело. Но в такой компании не грех и повториться.
Во-первых, выбор до сих пор сильно определён советскими вкусами, даже
отступления. Ну в конце концов, кто такой Солженицын, как не опосредованный продукт советской власти? (Осознаю, что я выдаю провокационные заявления, тем более что - усядьтесь покрепче - я его не читал). Во-вторых, дефицит времени. Я согласен с SiR'ом и сердечно посмеялся над его предложением изучать "Тошноту" за один урок. А вы, уважаемый Александр, просветите нас, как Вы лично и в Вашем классе воспринимают Уайлда и папашу Хэма? Как, близкие молодёжи темы? Я бы
сказал, что все курсы надо переписывать по новой, раз, отдавать предпочтение некрупным произведениям, два. "Село Степанчиково" ничем не хуже "Преступления", про графа Толстого говорить не буду, нелюбимый автор. Сколько раз я слышал, как дети в классах стонут под весомостью его философской прозы.
Все рвутся из детей сделать окультуренных людей. Пусть современный
неокрепший в культуре подросток читает произведения, относящиеся к сфере литературных изысков. Державина, Горького (тоже, писатель), Чернышевского, Шолохова, Некрасова. Мы кого готовим - людей, любящих читать, или матёрых русофилов? А как навязли в зубах все эти муму, души, обязанные трудиться, медные всадники, несчастные лизы. У кого из вас, господа, "душа"- любимое стихотворение Заболоцкого? Здесь треть - рекламно-пропагандистские произведения, взятые из анналов "приличной культуры".
Зато в программе мало подростковой литературы. А ведь в советское время она была очень приличная. Где Крапивин? Сергей Иванов? Софья Прокофьева? Юз Алешковский? Эно Рауд? Юрий Сотник? Виталий Коржиков? Георгий Садовников?
А не пожелаете ли, господа, сами оторваться от "матёрых мэтров" и почитать малосерьёзные вещи? Г. Левинзон, "Прощание с Дербервилем". Павел Калмыков, "Школа мудрых правителей". В. Тублин, "Золотые яблоки Гесперид". Г. Михасенко, "Земленыр". Это я только пробежал взглядом по полке. Мне кажется, многие из вас не читали эти книги. Они слегка поменьше "Что делать?" и читаются получше. Если кто-то заинтересуется, могу продолжить список. Всех этих прекрасно написанных детских вещей наши дети лишены. Они их, скорее всего, никогда не прочитают. Зато Тургеневым и Блоком понаслаждаются по самое не могу. Культура ли это, господа?

Оффлайн son_kite

  • Номинатор
  • ***
  • Сообщений: 183
  • Рейтинг: 8
    • Просмотр профиля
Re: Школьная программа.
« Ответ #24 : 02.03.2007, 00:28:01 »
Зато в программе мало подростковой литературы. А ведь в советское время она была очень приличная. Где Крапивин? Сергей Иванов? Софья Прокофьева? Юз Алешковский? Эно Рауд? Юрий Сотник? Виталий Коржиков? Георгий Садовников?
Добавил бы Альберта Лиханова "Чистые камушки". Крапивин - замечательный автор.
Я хотел света, но горел один в темноте
                                Пер Лагерквист

Оффлайн Aleksandr

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 71
  • Рейтинг: 3
    • Просмотр профиля
Re: Школьная программа.
« Ответ #25 : 04.03.2007, 21:53:53 »
Я согласен с SiR'ом и сердечно посмеялся над его предложением изучать "Тошноту" за один урок. А вы, уважаемый Александр, просветите нас, как Вы лично и в Вашем классе воспринимают Уайлда и папашу Хэма? Как, близкие молодёжи темы? Я бы сказал, что все курсы надо переписывать по новой, раз, отдавать предпочтение некрупным произведениям, два. "Село Степанчиково" ничем не хуже "Преступления", про графа Толстого говорить не буду, нелюбимый автор. Сколько раз я слышал, как дети в классах стонут под весомостью его философской прозы.
   А что Вы хотите? Я мерю по меркам, какие возможны. Если на Мастера и Маргариту отведено три часа, то что говорить про Тошноту? По меркам наших работников образования это то что надо. Уж лучше так, чем ничего...
   Хемингуэя в классе никто не воспринял, наверное еще потому что можно было читать Трех товарищей, либо то, либо то - с последним у всех лучше. В Портрет Дориана Грея большая часть просто влюбилась, не скажу что это лучшее что я прочитал, но рейтинги высоки, да и философию по большей части поняли.
  Кафку мы прошли за два урока - биография+подробный анализ Превращения, но зато Лорку мучили три урока - он совершенно не воспринялся...дело вкуса.
  А про Толстого... ну что ж, мы не можем сказать, что девочке не надо уметь прыгать на скакалке, так и про Толстого, пусть не нравится, но знать о нем надо и быть знакомым хотя бы с частью произведений обязательно.
« Последнее редактирование: 05.03.2007, 09:28:44 от Bacek »

Оффлайн Олеся

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 21
  • Рейтинг: 0
    • Просмотр профиля
Re: Школьная программа.
« Ответ #26 : 05.03.2007, 10:18:45 »
  Программа у нас перегружена как раз из-за того, что, например на ТОлстого выделяется 2 месяца (я бы и не против), а, например, Лесков проходит стороной.


 Про "проходит стороной". Поступая на филфак, я была уверена, что досконально изучу всю литературу, прочитаю все произведения классиков, обсужу все ЗА и ПРОТИВ и т. д. и т. п. Но на филфаке тоже все проходят, причем часто мимо. Так что, если вы хотите НЕ проходить, то единственный способ - читать самому и чем больше, тем лучше.
« Последнее редактирование: 05.03.2007, 14:41:35 от Bacek »

Оффлайн SiR

  • Петер Энглунд
  • *****
  • Сообщений: 662
  • Рейтинг: 48
  • Редактор сайта NobLit.Ru
    • Просмотр профиля
    • Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
Re: Школьная программа.
« Ответ #27 : 05.03.2007, 20:40:05 »
По меркам наших работников образования это то что надо. Уж лучше так, чем ничего...
А вы не задумывались о миссии этих самых работников, которым надо было составить это самое "лучше, чем ничего"? Я не думаю, что у них это плохо получилось. Исходить надо из того, что наши уроки литературы - это мишень для опошления. Меня вообще сильно радуют все эти разговоры о концентрациях текстов Толстого, о выборке американской и английской прозы, о заботе о молодых умах. Как будто все дело только в этом, и каждый урок литературы ученик пронесет в сердце через всю свою жизнь. Кроме того, сейчас мало энтузиастов-учителей и много учителей-новаторов (молодые специалисты). Литература как школьный предмет неизбежно становится островком сопротивления современности, налегающей со всех сторон. Следовательно, она всегда под ударом. И вообще это деликатный предмет и как дисциплина он весьма специфичен. И, в сущности, здесь не должно быть места для переживаний нормальному человеку. Пусть он заботится и думает о себе, а заботиться о дураках и равнодушных - это советская логика подтягивания отстающих, не принимающая во внимание, что отстающий может быть гением шахматистом, лучшим вратарем или просто человеком, который радуется жизни. Итак, Aleksandr, что именно вас не устраивает?
Какую можно вести дискуссию, если одного участника удивляет, что другой прочитал 26 из 103 лауреатов, т.е. одну четверть?! И это называется редким примером начитанности! (c) bibliographer

Оффлайн AriesArise

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 66
  • Рейтинг: 3
    • Просмотр профиля
Re: Школьная программа.
« Ответ #28 : 05.03.2007, 23:42:58 »
А мне вот кажется, Александр, что лучше никак, чем так. Это ещё замечательно, что у вас там Уайлда восприняли. Зато - опять же - никогда бы не догадался счесть Кафку школьным автором. Почему бы не поступить иначе - защищать литературу от учеников? Кому надо, тот всегда сам найдёт, и фамилии, и произведения. А вот идея всем гуртом изучать Кафку или бедного Лорку мне кажется постсоветским извращением. Заставить у нас могут хоть "Улисса" в школе читать - и писать сочинения за один вечер на тему "Литературные аллюзии в "Улиссе". А вот кто потом бросился искать всего Уайлда, перечитывать, выписывать цитаты? Я как-то по другому вижу литературу. Это не хлеб для народа, а интеллигентские игры в бисер. Когда люди опять начнут стихи вручную перепиывать и устраивать вечерние чтения вслух, тогда можно начать изучать литературу. А сейчас пусть учатся читать с удовольствием. Это и так много.

Оффлайн Aleksandr

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 71
  • Рейтинг: 3
    • Просмотр профиля
Re: Школьная программа.
« Ответ #29 : 06.03.2007, 16:47:59 »
А вы не задумывались о миссии этих самых работников, которым надо было составить это самое "лучше, чем ничего"? Я не думаю, что у них это плохо получилось. Исходить надо из того, что наши уроки литературы - это мишень для опошления.  Кроме того, сейчас мало энтузиастов-учителей и много учителей-новаторов (молодые специалисты).
    на это , простите, у меня 0 комментариев, я с этим категорически не согласен, возможно я неправ, и мне еще предстоит это понять, но сейчас для меня это звучит немного абсурдно....
  а теперь, AriesArise обращусь к Вам.  Я уже несколько раз здесь повторял, что главное заинтересовать: пусть тебе не нравится литература весь год, а под конец вдруг появится что то действительно стоящее твоего внимания. Из вашей логики полчается, что вообще ничего не надо, до всего нужно доходить самому. Наоборот, интереснее выслушивать самую распространенную точку зрения, а потом ее самостоятельно дополнять или опровергать. Например, мои одноклассники все прочитали "Плаху", после того, как учитель сказал, что это страшный роман, и слабонервным читать не стоит - итог 100%. Так было и с "Красным смехом", и с "Превращением", и с "Кола Брюньоном" и т.д.

  Хочу еще несогласится насчет учителей. Наверное, мне очень повезло, но в моей жизни встерчались настоящие педагоги - фанатики своего дела, которые работали в первую очередь не ради денег ( такова и моя мать)...



 

Яндекс.Метрика