Автор Тема: 1920 Кнут Гамсун – Голод  (Прочитано 26674 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Architect

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 718
  • Рейтинг: 30
  • Администратор сайта noblit.ru
    • Просмотр профиля
    • noblit
1920 Кнут Гамсун – Голод
« : 27.03.2007, 12:21:15 »


Кнут Гамсун - Голод
(рецензия)


Свое знакомство с творчеством норвежского писателя Кнута Гамсуна я начал именно с этого его произведения. И буквально с первых листов понял, что книга доставит мне много удовольствия. Как бы ни ругали общественные шаблоны Нобелевскую премию, что, мол, политизировалась она и так далее, думаю, что такой вероятности открыть случайную книгу и натолкнуться на шедевр, никакая другая премия (или точка зрения) не даст. Тем более, что речь идет о лауреате 1920-го года. Книги тех времен можно вообще смело читать, не боясь натолкнуться на «Оказывается, любовь может иметь форму жестокого извращения, а утонченная музыкальная культура произрастает из тех же психических аномалий, маний и фобий, что и тихое помешательство пошлейшего обывателя современного благополучного общества.» (это был кусочек из описания романа «Пианистка» Эльфриды Елинек – лауреатки 2004 года).

В романе «Голод» описывается участок жизни одного писателя. Этот период замечательно охарактеризован Кнутом Гамсуном в первых же строках романа: «Это было в те дни, когда я бродил голодный по Христиании, этому удивительному городу, который навсегда накладывает на человека свою печать...». Главный герой зарабатывает на жизнь написанием редких заметок в газеты. Одной заметки хватает приблизительно на 2-3 дня более или менее сытой жизни. Заметки удается продать редактору приблизительно раз в неделю, а чаще и реже. Отсюда постоянное недоедание и как следствие – проблемы с трезвостью ума (в понимании этого слова сытым человеком, вроде нас с Вами). На фоне полного одиночества, все это приводит к особому состоянию человека и особому взгляду на реальность вокруг него. Состояние гениально описано Гамсуном и не оставит никого равнодушным. Автор, как мне показалось, кроме всего прочего, пытался показать грань человечности. Сколько человек может не есть и оставаться человеком? В случае главного героя, ответ на этот вопрос будет «пока не умрет». Удивительно, что, не ев несколько дней, герой, тем не менее, не может опуститься до попрошайничества, не может украсть, у него даже не возникает мыслей искать причин своего бедственного положения в ком-то кроме себя и Бога. Что касается Бога, то об этом стоит сказать отдельно. Пожалуй, Бога он винит даже больше, чем себя. Дело в том, что все что нужно чтобы поесть – написать хорошую статью. Все что нужно, чтобы написать статью – тишина, карандаш, бумага и вдохновение. Если обеспечение первых трех условий на совести самого человека, то вдохновение уж точно зависит от Бога. И именно Бога и ругает наш писатель, когда голодный сидит и глядит с исступлением в лист бумаги, а поток не идет. Тема достаточно большая и затрагивать ее не хочется. Скажу только, что все приведенное здесь относительно связки «человек-вдохновение-бог» я пишу только исходя из мыслей главного героя романа «Голод», так как своих мыслей по этому поводу не имею.

Еще в романе есть тема любви. Тоже, впрочем, весьма нестандартна, как и все остальное, но тут уже точно надо читать. Скажу только, что мне лично кажется, что Гамсун вставил этот элемент в роман исключительно для того, чтобы наиболее многогранно показать состояние голодного человека – то есть показать, как этот человек себя проявляет в разных условиях.

Роман относительно не большой, прочитать можно после работы за неделю – максимум. Удовольствия доставит много, кроме того, заканчивается на оптимистической ноте. Какой – не скажу, пусть не читавшие сами порадуются. В конце главный герой все же делает правильный шаг, который поворачивает его жизнь и проблема голода отпадает.


Лично я читал бумажную книгу, так как испытываю к ним большую симпатию. Однако, это, конечно, дело вкуса. Скачать книгу можно в бесплатной библиотеке нашего сайта. Купить же можно на озоне здесь.
« Последнее редактирование: 27.03.2007, 13:56:06 от Bacek »

Оффлайн Architect

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 718
  • Рейтинг: 30
  • Администратор сайта noblit.ru
    • Просмотр профиля
    • noblit
Re: 1920 Кнут Гамсун – Голод
« Ответ #1 : 31.03.2007, 10:34:37 »
Кстати, вот что еще заметил - главный герой, когда у него появляются деньги, покупает пирожок, идет в кафе, покупает мясо и пр. Вот интересно, я бы, на его месте, по идее, купил бы 20 кг. какой-нибудь крупы :) Интересно, этот факт говорит о том, что герой не привык жить бедно в прошлом? Ведь на фоне основной истории фигурируют множество бедных людей, которые, наверняка, именно дешевой едой и питаются :)

Равлык

  • Гость
Re: 1920 Кнут Гамсун – Голод
« Ответ #2 : 03.05.2007, 22:55:04 »
книга выдающаяся. голод - это неудовлетворенность. герой видит для себя единственную возможность самореализации - писательство и не допускает никакой другой. страдает. голод  физиологическая оболочка его проблемы. физические муки изображены очень натурально - нет сомнений что гамсун это пережил сам. не стоит искать скрытого смысла - автор максимально правдиво стенографирует свою правду а лаконичная ясная речь и искривляющие сознание голод и одиночество (сытый голодному не товарищ) делают правду откровением для читателя.

Оффлайн Architect

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 718
  • Рейтинг: 30
  • Администратор сайта noblit.ru
    • Просмотр профиля
    • noblit
Re: 1920 Кнут Гамсун – Голод
« Ответ #3 : 15.05.2007, 10:30:23 »
герой видит для себя единственную возможность самореализации - писательство и не допускает никакой другой. страдает. голод  физиологическая оболочка его проблемы.
Вот это действительно интересная мысль. Ведь и правда, параллельно, согласно сюжета, существует множество способов заработать денег и поесть. Однако, главный герой действительно, порой даже на бессознательном уровне, ограничил сферу своей деятельности только писательством. Таким образом, он не может разгружать вагоны, не может просить милостыню, не может выполнять черную работу, которую вполне можно найти. Только писать. И в конце этот барьер все же рушится и главный герой идет работать на корабль.

Оффлайн granadilla

  • Номинатор
  • ***
  • Сообщений: 157
  • Рейтинг: 12
    • Просмотр профиля
Re: 1920 Кнут Гамсун – Голод
« Ответ #4 : 15.05.2007, 17:22:58 »
Вдруг возникла параллель - у Сарояна есть рассказ "The Daring Young Man on the Flying Trapeze. Там главный герой тоже писатель и в конце концов погибает от голода. Это времена депрессии, он и другую работу найти не может. Это, конечно, всего лишь рассказ, и не Гамсун. Совершенно разная музыка, но проблема интересная. 1) про графоманию (тут тема тоже была). Т.е. истинный писатель - тот, кто не может НЕ ПИСАТЬ, и то, что написано, рождается помимо воли. Субъективизм, ты посмотри какой вырисовывается. 2) Не зря Хоботов ужасы рассказывал о трагической судьбе писателей. Видимо, для обостренного писательского зрения необходима трагедия. Но она чаще всего либо провоцируется им, либо вообще происходит исключительно внутри. Мама только что читала дневники Анастасии Цветаевой, Говорит: "Не могу больше! Ничего трагического в их жизни не происходит, даже ничего сверх обыденного, но воспринимают они это на оголенном нерве". Самые простые вещи у них пережевываются, переживаются, обрастают воланами субъективного восприятия. Хотя это зависит и от направления, к которому принадлежит писатель. Заметьте, сколько романтиков погибло молодыми и при трагических обстоятельствах. А сколько реалистов благополучно дожило до глубоких седин, сохраняя здравый ум?! 3) Интересная вещь - воля к жизни. Где грань, за которой выбор, который ты для себя считаешь достойным и единственно возможным уступает инстинкту самосохранения? И что уважать больше: волю к жизни, когда через все прошел, десять раз поправ все свои убеждения (такие и оказываются единственными выжившими Рипли), или верность выбору и убеждениям, когда на эшафот с гордо поднятой головой, или, вот, с голоду умереть? Когда-то дала бы однозначный ответ на этот вопрос, теперь не знаю.

 

Яндекс.Метрика