Автор Тема: Психология в литературе  (Прочитано 18494 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Amice13

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 35
  • Рейтинг: 0
    • Просмотр профиля
Психология в литературе
« : 04.06.2007, 20:35:13 »
Приглашаю всех к обсуждению темы психологии в литературе.
Я не знаю, насколько литературна данная тематика, но если что товарищи-модераторы меня поправят!  :)

Предлагаю вопросы (буду обязан, если вы добавите свои):
1. Самая психологичная книга (то что вы под этим понимаете)?
2. Книги описывающие психические недуги (как Барбара О'Брайен или Р.Д. Лэнг)?
3. Книги, которые дали бы толчок развитию психологии (на ваш взгляд)?
4. С какой психологической литературой знакомы лично вы?

Гран мерси всем, кто откликнется.  :)

Оффлайн sibkron

  • Секретарь
  • *****
  • Сообщений: 1215
  • Рейтинг: 56
    • Просмотр профиля
    • Мой литературный блог
Re: Психология в литературе
« Ответ #1 : 05.06.2007, 08:51:20 »
 Большое влияние на мировоззрение людей в разных областях, в том числе и в литературе оказали теории психоанализа Фрейда. Я читал его несколько трудов, в том числе и широко известный "Толкование сновидений". В литературе из прочитанных мной книг я могу выделить пока книги Кобо Абэ "Чужое лицо" и Достоевский "Преступление и наказание", хотя, если подумать можно отнести "Тошнота" Сартра и "Посторонний" Камю.  В данном случае в этих произведениях препарируется сознание  героев и связывается социальными и нравственно-философскими проблемами общества, зачастую присутствуют экзистенциальные мотивы, которые также непосредственно связаны с подсознанием и сознанием человека.
«Pour moi, les grands livres ont une ambition philosophique» Jean-Yves Tadié

Оффлайн Лорелея

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 32
  • Рейтинг: 2
    • Просмотр профиля
Re: Психология в литературе
« Ответ #2 : 05.06.2007, 12:58:20 »
Большое влияние на мировоззрение людей в разных областях, в том числе и в литературе оказали теории психоанализа Фрейда. Я читал его несколько трудов, в том числе и широко известный "Толкование сновидений". В литературе из прочитанных мной книг я могу выделить пока книги Кобо Абэ "Чужое лицо" и Достоевский "Преступление и наказание", хотя, если подумать можно отнести "Тошнота" Сартра и "Посторонний" Камю.  В данном случае в этих произведениях препарируется сознание  героев и связывается социальными и нравственно-философскими проблемами общества, зачастую присутствуют экзистенциальные мотивы, которые также непосредственно связаны с подсознанием и сознанием человека.

Я смотрю, что Вы поклонник Фрейда)) По моему мнению, Фрейд повлиял больше не на литературу, как таковую, а на ее трактовку...И произведения самого Фрейда я бы не стала относить к художественной литературе.

Оффлайн granadilla

  • Номинатор
  • ***
  • Сообщений: 157
  • Рейтинг: 12
    • Просмотр профиля
Re: Психология в литературе
« Ответ #3 : 06.06.2007, 00:55:20 »
А можно уточнить, что вы понимаете под психологической литературой?
Потому что я тоже в сомнении. Фрейд, с моей точки зрения, действительно вряд ли отноится к художественной, но оказал на нее огромное влияние, работая с коллективным бессознательным Европы. Но это литература скорее специальная. Или философская.
Вы назвали Лэнга - очень нравится у него "Расколотое я", но это тоже специальная литература, а персонажи с отклонениями от нормы встречаются и в беллетристике. В "Физиках" Дюрренмата, например. Как же мне хочется заполучить диск с еще советским фильмом по этой пьесе!!! Такие чудные актеры и так хорошо поставлено. "О, ты прекрасна, возлюбленная моя!" Читают замечательно. Я Дюрренмата именно с этого фильма начала читать, его тогда еще не очень издавали. По крайней мере у меня на родине.
А вообще, литература стала по настоящему психологичной со времен романтизма, так что это целых два века литературы.
Будет здорово, если вы разъясните.  :)
« Последнее редактирование: 07.06.2007, 01:04:12 от granadilla »

Оффлайн zmalqp

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 60
  • Рейтинг: -2
    • Просмотр профиля
Re: Психология в литературе
« Ответ #4 : 06.06.2007, 15:48:32 »
новый вопрос:
5. Почему вопросы, не имеющие никакого отношения к худ. литературе, тем более к Нобелевской, задаются в теме литературного форума?
Если кто то выйдет на сцену Карнеги Холл и начнет блевать на ней, всегда найдётся кто то, кто назовёт это искусством!
                                           Неизвестный сценарист

Оффлайн sibkron

  • Секретарь
  • *****
  • Сообщений: 1215
  • Рейтинг: 56
    • Просмотр профиля
    • Мой литературный блог
Re: Психология в литературе
« Ответ #5 : 07.06.2007, 04:36:34 »
Я смотрю, что Вы поклонник Фрейда)) По моему мнению, Фрейд повлиял больше не на литературу, как таковую, а на ее трактовку...И произведения самого Фрейда я бы не стала относить к художественной литературе.
granadilla ответила также, как я думаю. Фрейд писал научную литературу, но то что его труды оказали большое влияние на литературу XX века - факт несопоримый.
«Pour moi, les grands livres ont une ambition philosophique» Jean-Yves Tadié

Оффлайн AriesArise

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 66
  • Рейтинг: 3
    • Просмотр профиля
Re: Психология в литературе
« Ответ #6 : 07.06.2007, 22:32:54 »
Дорогой Amice13, Пока модераторы Вас не поправили…
Воспросы у Вас хорошие. Самые психологичные книги… Многое у Айрис Мердок и Гоулдинга. «Дитя слова» первой, например, рисует очень глубокий и запоминающийся образ главного героя. «Море, море»- «конфликт» человека с его прошлым. Гоулдинговская «Пирамида»- прекрасный психологический роман с возрастным сдвигом жизненного восприятия (три новеллы, относящиеся к разным возрастам героя). Кто-то на форуме уже упоминал Фаулзовского «Мага» (или «Волхва»). Это авторы, под чьими сюжетами угадывается именно психологическая выверенность сюжета, а не просто история. Многие писали о треволнениях пубертатного периода. Есть такая хорошая книга Николая Крашенинникова «Целомудрие».

Книги, описывающие психические недуги? «Карлик» Лагерквиста. «Мелкий бес» Сологуба. У Сьюзен Хилл много («Весеннею порою года», «Птица ночи», «Я в замке король»). (Ну, господа и дамы, присоединяйтесь, присоединяйтесь!)

Книги, которые дали БЫ толчок развитию психологии? Думаю, дело обстоит как раз наоборот. Роль Достоевского хорошо известна. Колин Уилсон старался это сделать. Не думаю, что литература столь тесно связана с психологией. Она скорее использует её для своих целей. Ну и рисует всё новые и новые образы людей с психическими отклонениями. Чаще всего они впечатляющи, но новые висты не открывают.

4. Стараюсь читать всю классику психоанализа и последующих ответвлений. Пользуясь случаем, хотел бы порекомендовать книги Ролло Мэя «Любовь и воля» (Рефл-бук, Ваклер, 1997, достаточно легко читается) и Джеймса Хиллмена «Исцеляющий вымысел» (С-П, БСК, 1997, для тех, кто привычен к терминологии).

To Лорелея.
Кажется, никто не относит Фройда к художественной литературе. К ней можно отнести только де Сада и Захер-Мазоха (захочет ли их кто-то читать в наше время?). Да, ещё из не-литераторов Кьеркегор претендовал на психологическую cum художественную литературу. Увы, книга сейчас не у меня, вышла она в «Азбуке», «Дневник соблазнителя», кажется.

Оффлайн sibkron

  • Секретарь
  • *****
  • Сообщений: 1215
  • Рейтинг: 56
    • Просмотр профиля
    • Мой литературный блог
Re: Психология в литературе
« Ответ #7 : 08.06.2007, 09:30:55 »
К ней можно отнести только де Сада и Захер-Мазоха (захочет ли их кто-то читать в наше время?).
  Оо.. читал де Сада "Философия в будуаре". Очень интересно. Пытался почитать "120 дней содома". Такого скопления извращенных мыслей еще нигде не видел, я его не стал читать. Вообще попахивает экзистенциальными мотивами (в частности можно говорить о границы смерти с жизнью).
«Pour moi, les grands livres ont une ambition philosophique» Jean-Yves Tadié

Оффлайн Лорелея

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 32
  • Рейтинг: 2
    • Просмотр профиля
Re: Психология в литературе
« Ответ #8 : 09.06.2007, 19:57:57 »

To Лорелея.
Кажется, никто не относит Фройда к художественной литературе. К ней можно отнести только де Сада и Захер-Мазоха (захочет ли их кто-то читать в наше время?). Да, ещё из не-литераторов Кьеркегор претендовал на психологическую cum художественную литературу. Увы, книга сейчас не у меня, вышла она в «Азбуке», «Дневник соблазнителя», кажется.


Да, с возмущением относительно причисления Фрейда к художественной литературе я, наеврное, погорясилась. Я просто считаю, что значение психоанализа преувеличивается, особенно когда его применяют для анализа литературы. И когда при упоминании психологии в первым всплывает имя именно Фреёда...для меня это странно...

Оффлайн Amice13

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 35
  • Рейтинг: 0
    • Просмотр профиля
Re: Психология в литературе
« Ответ #9 : 10.06.2007, 13:27:08 »
Уважаемая, Лорелея.
Думаю, что следующая цитата из "Психолингвистики" Белянина вас изрядно повеселит.

"...Характерным примером психоаналитического и одновременно структурно-морфологического подхода к литературе является книга Даниеля Ранкор-Лаферьера "Из-под шинели Гоголя" (Rancour-Lafer-riere 1982), посвященная анализу повести "Шинель" Гоголя.
В повести рассказывается о том, как в одном департаменте, служил один чиновник — Башмачкин Акакий Акакиевич. "Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз", — пишет Гоголь. Акакий Акакиевич открыл, что сукно на его шинели до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась Он решает починить шинель, но портной Петрович предлагает сшить ему новую. Акакии Акакиевич голодает, чтобы накопить деньги и приобрести новую шинель Когда он возвращается из гостей, где сослуживцы отмечали это событие, его грабят — снимают с него шинель. Он пытается пожаловаться одному значительному лицу, но тот топает на него ногой. Акакий Акакиевич умирает. Но вскоре в городе появляется мертвец-привидение, который отнимает у значительного iuua его шинель.
Ранкор-Лаферьер сводит всю символику образов этого произведения к традиционным для психоанализа объектам, обращая внимание на моменты, ускользающие от внимания читателя и традиционно относимые к образной детализации основных событии.
Так, портной Петрович предлагает положить на воротник куницу, а, по мнению Ранкор-Лаферьера, в русских диалектах слова куница, кунка, куночка имеют такое же значение, что и слово cunt к английском (там же, 203). А то, что в результате "куницы не купит, . а вместо нее выбрали кошку, ... которую издали можно было всегда принять за куницу", только подтверждает это, так как "в русском языке, — пишет он, — "кошкой" может быть названа женщина вообще, проститутка или просто сексуально активная женщина. Такие выражения, как блудлив, как кот, кошачья свадьба, подтверждают это Английское "pussy" в сленге имеет значение "vagina", a французское "le chat" имеет то же значение" (там же, 203).
Шинель укрывает, а это значит и "покрываем" (здесь приводится пример употребления этого глагола в выражении "бык покрыл телку"). Наличие в шинели дырочки свидетельствует, с одной стороны, о ее женской природе. С другой стороны, Ранкор-Лаферьер обращает внимание на то, что иногда слово шинель в русском языке склонялось как слово мужского рода, а иногда и как женского. В любом случае само слово заимствовано и не совсем вошло в систему русского языка того времени. А именно это, по мнению психоаналитика, и указывает и на то, что шинель
 
является чем-то чуждым для героя.
В центре внимания исследователя находится, конечно, главный юрой По мнению Ранкор-Лаферьера, очевидно, что имя Акакии — производное от слова кака, что он подтверждает наличием аллитерации в самом тексте, где описывается сцена выбора имени' ". .видно его тикая судьба Уж если так. пусть лучше будет он называться как и его отец. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий. Таким образом и произошел Акакий Акакиевич".
Объяснение психоаналитика, почему герой носит фамилию Башмачкин, довольно любопытно. Он рассматривает, в каких контекстах слово башмак употреблено в других местах повести. Согласно его концепции, именно это и позволяет раскрыть символику авторского сознания.
Первый раз это слово появляется перед ограблением героя "Остановился с любопытством перед освещенным окошком магазина посмотреть на картину, где изображена была какая-то красивая женщина, которая скидала с себя башмак, обнаживши таким образом всю ногу, очень недурную; а за спиной ее, из дверей другой комнаты, выставил голову какой-то мужчина с бакенбардами и красивой )спа ньолкои под губой".
Второй раз — после ограбления: "Старуха, хозяйка квартиры, услыша страшный стук в дверь, поспешно вскочила с постели и с башмаком на одной только ноге побежала отворять дверь, придерживая на груди своей, из скромности, рукою рубашку".
Исследователь задает вопрос о том, где же в каждом из этих двух случаен находится второй башмак? Его ответ как психоаналитика «гаков' в личности самого Башмачкина. "Именно он является предметом, в который женщины помещают свои ноги. Извращенный эротизм имени
очевиден Говоря более ясно, само имя Башмачкина говорит о том, что он пассивный, мазохистский, анально/вагинальныи объект женской
" (там же> 92-93)
А что же представляет собой, согласно такой логике портной [етрович? По мнению Ранкор-Лаферьера, в повести ему уделено семало внимания.
Во-первых, все, что окружает Петровича — погружено во мрак. "Взбираясь по лестнице ведшей к Петровичу, которая была вся умащена водой, помоями и проникнута насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза. Акакии Акакиевич уже подумывал о том, сколько запросит Петрович" Что касается самого помещения, то "хозяйка. . напустила столько дыму в кухне, что нельзя было видеть даже и самих тараканов" Петрович сидит, как турецкий паша, у него есть табакерка и странный большой палец (И прежде всего бросился в глаза большой палец, очень известный Акакию Акакиевичу, с каким-то изуродованным ногтем, толстым и крепким, как у черепахи череп). Петрович пьян и одноглаз: Осадился сивухой, одноглазый черт, — как выражается о нём жена. И вообще, "он охотник заламывать черт знает какие цены".
Все перечисленные описания, по мнению Ранкор-Лаферьера, говорят о том, что Петрович — дьявол, который употребляет алкоголь, сидит в дыму, живет в темном месте на Востоке, и обладает чертовым пальцем (там же, 59).
То. что Акакий Акакиевич проникает к нему через черный (задний) ход, указывает на задний проход (там же, 67) и тем самым на анальность Петровича и на анальность Акакия Акакиевича а, следовательно, на его гомосексуальность. Анальность Акакия Акакиевича подтверждается и тем, что он бережлив (экономит для покупки сукна) и упрям (ходит несколько раз к "значительному лицу").
Что же случилось с Акакием Акакиевичем в финале? За что он наказан (автором)? Ранкор-Лаферьер находит объяснение в следующих двух эпизодах.
По пути в гости герой останавливается перед витриной, где выставлена картина с раздевающейся дамой (см. выше). После гостей Акакии Акакиевич шел в веселом расположении духа, даже подбежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою, которая, как молния,
 
прошла мимо и у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения.
И практически сразу же после этого его грабят. Происходит это так: Акакий Акакиевич чувствовал только, как сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал.
Падают навзничь, по мнению психоаналитика, от удара в пах, в гениталии. Следовательно, делает он вывод, Акакий Акакиевич наказан за желание гетеросексуального
контакта'.
Разумеется, проводя свой анализ, Ранкор-Лаферьер делает оговорку, что многие из его наблюдений скрыты от большинства читателей (там же, 59). Но он предлагает свою версию того, что находится за текстом, точнее то, что можно извлечь из-под текста.
Совершенно ясно, что такое истолкование смысла текста может найти отклик у читателя, для которого художественный текст есть реализация именно тех составляющих авторского подсознания и именно в том его ракурсе, какими они виделись Фрейду..."

Оффлайн Amice13

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 35
  • Рейтинг: 0
    • Просмотр профиля
Re: Психология в литературе
« Ответ #10 : 10.06.2007, 13:39:16 »
AriesArise и Sibrikon, спасибо вам за отклик.  :)
Granadilla,  что касается Лэнга, то у него есть потрясающие этюды "Узелки" и "Райская птица". Эти поризведения скорее литературные. Психологичностью литературы пытаюсь заниматься. Кстати, вышеуказанная книга Белянина "Психолингвистика" - очень занятная вещь. Советую.  ;)
Zmalqp, я не знаю, что за едкая реакция на мою тему. Просто замечу, что психология использует художественную литературу достаточно часто. Описания персонажей дали богатейший материал для теории акцентуаций, типологий характера и многих других. Именно поэтому я задал этот вопрос здесь. Если вы не согласны. Вы можете просто не отвечать. И вскоре эта тема будет забыта как и десятки непопулярных тем забытых ранее. По поводу Нобелевской литературы, здесь есть темы о Мураками и Пелевине, и прочих друзьях, которые написали замечательные книги, хоть и не стали нобелевскими лауреатами. Впрочем и вам за ответ - спасибо!  ;D

Оффлайн zmalqp

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 60
  • Рейтинг: -2
    • Просмотр профиля
Re: Психология в литературе
« Ответ #11 : 11.06.2007, 16:01:20 »
Дорогой Амисе13, извиняюсь если обидел вас, но вы так глубоко написали о психологии...
Если кто то выйдет на сцену Карнеги Холл и начнет блевать на ней, всегда найдётся кто то, кто назовёт это искусством!
                                           Неизвестный сценарист

Оффлайн Лорелея

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 32
  • Рейтинг: 2
    • Просмотр профиля
Re: Психология в литературе
« Ответ #12 : 12.06.2007, 21:26:44 »
Уважаемая, Лорелея.
Думаю, что следующая цитата из "Психолингвистики" Белянина вас изрядно повеселит.
скип

Спасибо, действительно повеселило))

Оффлайн kuzmit4

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 40
  • Рейтинг: 2
    • Просмотр профиля
Re: Психология в литературе
« Ответ #13 : 11.12.2007, 23:34:38 »
Психология в литературе?
А как Вы сами это понятие пытаетесь определить? Очень интересно...
Почитайте Достоевского. Разве кроме него кто-то смог так (не научно естественно) описать русский тип?
Как по мне, несколько безграмотный вопрос, или же неправильно сформулированный. Каждый писатель психологизирует (хреновое слово) своих персонажей и, в частности, через себя.

Оффлайн Мания Величия

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 18
  • Рейтинг: 2
    • Просмотр профиля
Re: Психология в литературе
« Ответ #14 : 12.12.2007, 17:27:04 »
Самые психологичные книги… Многое у Айрис Мердок и Гоулдинга. «Дитя слова» первой, например, рисует очень глубокий и запоминающийся образ главного героя. «Море, море»- «конфликт» человека с его прошлым.

Когда читала вопросы Автора, тоже сразу подумала про романы Мердок, в которых всегда главное не ЧТО сделал герой, а ПОЧЕМУ он это сделал/не сделал...

"Я не пишу для тех, кто ни разу в жизни не задавался вопросом: "С которой точки начинается настоящая жизнь?" Лоренс Даррелл

 

Яндекс.Метрика