Автор Тема: "Посторонний" Камю. Литература или философия?  (Прочитано 45953 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн SiR

  • Петер Энглунд
  • *****
  • Сообщений: 662
  • Рейтинг: 48
  • Редактор сайта NobLit.Ru
    • Просмотр профиля
    • Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
Принято считать, что Камю - это классик экзистенциализма. Особенно это проявляется в том, что его часто объединяют с Сартром, не менее значительным писателем того времени, работавшим в том же ключе, что и Камю. При этом, однако, сам Камю не считал себя философом, предпочитая быть писателем, то есть автором художественных произведений. В его ранней работе под названием "Посторонний" мы имеем дело с человеком, в котором произошла переоценка ценностей. Ему открылся мир абсурда, мир, в котором ничего не имеет значения. Стало быть, это философия? Или все же идеи, высказанные в этой повести, имеют скорее значение художественных приемов, использованных для точной передачи психологического портрета героя?
« Последнее редактирование: 01.03.2006, 23:41:16 от Camus »
Какую можно вести дискуссию, если одного участника удивляет, что другой прочитал 26 из 103 лауреатов, т.е. одну четверть?! И это называется редким примером начитанности! (c) bibliographer

Оффлайн Bellona

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 6
  • Рейтинг: 1
    • Просмотр профиля
Возможно, Камю действительно хотел просто "нарисовать картинку", не делая никаких выводов о мироустройстве.  То, что вкладывается в уста героя, для автора часто не бесспорно, даже если его герои упорно мыслят в одном направлении.  А экзистенциалисты взяли его на вооружение как одного из удачных "иллюстраторов" своей теории.
Кстати, очень разумно было с его стороны откреститься от философии в пользу искусства: философия - наука нестабильная, за истинность философских идей не могут ручаться даже их авторы, а литература ничего не утверждает - она просто дает тему для размышлений.  Поэтому яркие лит. произведения не устаревают (в отличие от философских идей).

Не сказала бы, что Сартр с Камю очень похожи.  Если Камю размышляет и рассматривает идею со всех сторон, то Сартр упорно твердит, что все плохо и надо страдать.
Кроме дорог и дураков, в России есть еще одна беда - дураки, указывающие какой дорогой идти!

Оффлайн SiR

  • Петер Энглунд
  • *****
  • Сообщений: 662
  • Рейтинг: 48
  • Редактор сайта NobLit.Ru
    • Просмотр профиля
    • Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
Да, все говорит в пользу того, что "Посторонний" - это скорее литература. На мой взгляд, у Камю действительно могли быть опасения по поводу того, что его теория абсудного существования, может не иметь успеха у "чистых" философов. Ведь сам он, хотя и был философом по образованию, все же не занимался ею как типичный философ. Жизнь по-другому распорядилась, и пришлось ему быть подпольным редактором. Поэтому уход в художественные сферы давал ему многие преимущества, в числе и которых и то, что вы говорите - именно подачу идеи. Но несмотря на все это, экзистенциализм почему-то смог себя преподнести в виде конкретной философской системы, о которой читают лекции на всех филфаках университетов. Что касается Сартра, то действительно он с Камю особо схож никогда не был, особенно с конца 40х. Но тем не менее их объединяют как двух разных гениев одного в общем-то искусства :)
Какую можно вести дискуссию, если одного участника удивляет, что другой прочитал 26 из 103 лауреатов, т.е. одну четверть?! И это называется редким примером начитанности! (c) bibliographer

Оффлайн Stranger in the Night

  • Академик
  • ****
  • Сообщений: 390
  • Рейтинг: 7
  • Amor stat
    • Просмотр профиля
    • моя нора
Экзистенциализм в любом случае скорее жизненная позиция, нежели философия как наука. Для меня он ценен, когда приводит к появлению прекрасных работ, таких, как тот же "Сизиф".
Хотя вот "Письма к немецкому другу" не особенно философией экзистенциализма проникнуты, а порой даже противоречат выводам "Постороннего", поскольку выводят на первый план совершенно иные ценности. И тем не менее они несут на себе печать того же таланта. А мне так вообще нравятся больше всего, что я читала у Камю...
Так   вот, единственное,  чему можно
верить, -  это  шуму и  пению, они настоящие,  а  все  остальное  - обман.
Кафка "Замок"

Оффлайн Ulysses

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 10
  • Рейтинг: -1
    • Просмотр профиля
По сравнению с французской литературой 19 века, с Прустом и Селином Камю вообще не писатель. Писал уже б лучше на арабском.

Оффлайн Кафка

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 6
  • Рейтинг: 0
    • Просмотр профиля
Здрасте.
Как говорил сам Камю (простите точной цитаты не даю, - откровенно, лень искать источник) - для того, чтобы твою мысль услышал и понял обычный человек необходимо писать романы, а не филосовские трактаты.
Логично предположить, что через "Постороннего" Камю пытался довести суть абсурда и экзистенционализма до обычных людей (Не всякий выдержит полнуюю версию "Рассуждений об абсурде" или "Мифа о Сизифе").
На вопрос о том, что скорее являет собой это произведение, я бы ответа, наверно, даже не искал. Цель автора - уместить в форму художественного повествования Мысль, и произведение Камю этой цели, в итоге, достигает. (Однако, мне кажется, вся суть абсурда трудноуместима в один роман, отчего на свет и появился "Миф о Сизифе", и отчего и появляются вопросы, вроде преобладания повествовательной или филосовской темы в произведении).
 
"-А у Накаты никакого мнения нет. Наката угря любит.
 -Тоже мнение. Любишь угря.
 -Разве это мнение? Про угря-то?
 -Еще какое! Мнение что надо. Первый класс."
                                               Харуки Мураками - "Кафка на пляже".

Оффлайн Кафка

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 6
  • Рейтинг: 0
    • Просмотр профиля
По сравнению с французской литературой 19 века, с Прустом и Селином Камю вообще не писатель. Писал уже б лучше на арабском.

Очень странное замечание, не относящееся, я думаю, к самой теме разговора. Пишет каждый в меру своих способностей, а вопросы о значимости автора как о писателе - сугубо субьективные .
"-А у Накаты никакого мнения нет. Наката угря любит.
 -Тоже мнение. Любишь угря.
 -Разве это мнение? Про угря-то?
 -Еще какое! Мнение что надо. Первый класс."
                                               Харуки Мураками - "Кафка на пляже".

Оффлайн Architect

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 718
  • Рейтинг: 30
  • Администратор сайта noblit.ru
    • Просмотр профиля
    • noblit
По сравнению с французской литературой 19 века, с Прустом и Селином Камю вообще не писатель. Писал уже б лучше на арабском.
Что это означает? Надеюсь, не пренебрежение к арабскому? ;) Ведь есть, например, замечательный лауреат, пишущий великолепные книги на арабском :)

Оффлайн Ulysses

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 10
  • Рейтинг: -1
    • Просмотр профиля

[/quote] Что это означает? Надеюсь, не пренебрежение к арабскому? ;) Ведь есть, например, замечательный лауреат, пишущий великолепные книги на арабском :)
[/quote]

Да ну что вы... Арабский - замечательный язык. 8) Хотя вряд ли Камю его знал, несмотря на то что был алжирцем.

Оффлайн Stranger in the Night

  • Академик
  • ****
  • Сообщений: 390
  • Рейтинг: 7
  • Amor stat
    • Просмотр профиля
    • моя нора
Вряд ли вообще можно как-то сравнивать писателей. Если они писатели, а не участники детско-юношеского лито и не студенты третьего курса Литинститута... Даже выпускников Литинститута, хотя мало кто из них (нас) имеет свой голос, как-то сложно сравнивать. Посидела я тут на защитах.
Так много разных дорог в литературе... После Флобера как можно писать прозу? Всё, это тупик. Однако пишут же. И правильно.
Так   вот, единственное,  чему можно
верить, -  это  шуму и  пению, они настоящие,  а  все  остальное  - обман.
Кафка "Замок"

Оффлайн диль дивана

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 35
  • Рейтинг: 5
    • Просмотр профиля
    • Эльбрусоид

  После прочтения «Постороннего» Альбера Камю...я испытала чувство, похожее на разочарование. «Вот это и есть знаменитый Камю?» спрашивала я себя. Но после анализа произведения...

,,В нашем обществе каждый человек, который не плачет на похоронах своей матери, рискует быть приговоренным к смерти".

Героя приговорили к смерти лишь потому, что он отказался лгать, играть, лицемерить. Он без всякой героики согласился умереть за правду! Его просят сказать, что он сожалеет о своем преступлении, но Мерсо отвечает, что чувствует скорее раздражение, чем настоящее раскаяние. Как адвокат я бы пришла в отчаяние от такого подзащитного, но как человек...восхитилась бы силой его духа, его правдивостью.
Мерсо был романтиком,... влюбленным в солнце... природа – его единственная, искренняя привязанность.

В целом, я пока не готова продолжить знакомство с творчеством Камю. Бунт, абсурд, философская мысль, новое сознание... сейчас это не для меня. Но одно я осознала четко – мы все зрители, мы все посторонние в этом мире... если не исходить от эзотерического учения.

Я бы не стала в данном случае проводить грань между литературой и философией, она будет очень зыбкой... . Но как философ Камю мне больше нравится...для литературы его стиль не представляет художественной ценности.
В мире всегда будет существовать романтика для тех, кто ее достоин.
Андре Моруа

Оффлайн SiR

  • Петер Энглунд
  • *****
  • Сообщений: 662
  • Рейтинг: 48
  • Редактор сайта NobLit.Ru
    • Просмотр профиля
    • Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
,,В нашем обществе каждый человек, который не плачет на похоронах своей матери, рискует быть приговоренным к смерти".
Я думаю, что эта формула выражает одновременно недовольство и усталость от условностей буржуазной морали. Разве нет? Это можно принимать, можно  не принимать, однако условности эти тяготеют уже к некоторой неоспоримости. Сколько раз мысленно зевнешь во время молитвы? Или заговоришь во время минуты молчания по миллионам погибшим в войне, о которых не думаешь ни секунды, а если и думаешь, то с легким пренебрежением: это было давно и меня не касается? Не один раз, правда ведь? Честность перед собой ограничивается данностями мира, мнением других. В образе Мерсо Камю выводит такую честность за эти пределы. И за этими пределами остается только "ласковое равнодушие мира". Наверное, в том и заслуга Камю: показать это выразительно и, что особенно приятно, лаконично. А стиль такой здесь подсказывается сам собой. Очень минималистический, ничем не нагруженный. Мир неразумен, и зачем тому, кто это понимает, распространяться в словах на его счет?
Какую можно вести дискуссию, если одного участника удивляет, что другой прочитал 26 из 103 лауреатов, т.е. одну четверть?! И это называется редким примером начитанности! (c) bibliographer

Оффлайн son_kite

  • Номинатор
  • ***
  • Сообщений: 183
  • Рейтинг: 8
    • Просмотр профиля
для литературы его стиль не представляет художественной ценности.
Не согласен с этим утверждением. Для такого произведения как "Посторонний" другой стиль, на мой взгляд, просто неприемлем. Сухой, отстранённый стиль - только так можно было передать незаинтересованность главного героя окружающим миром. Что касается его остальных книг (например, пьеса "Калигула", "Чума"), то слог просто превосходный. Если так рассуждать, то что можно сказать о Hemingway?
Да, Камю не получил Нобелевскую премию за изящный стиль, но он прежде всего философ и моралист, а не блестящий стилист. Хотя я лично не могу придраться к его стилю. По сравнению со стариной Хэмом он изящнее, по сравнению со стилем Манна, Гессе и Музиля он слишком прост. Всё относительно, прав был Эйнштейн.  :)
« Последнее редактирование: 30.10.2006, 14:56:21 от son_kite »
Я хотел света, но горел один в темноте
                                Пер Лагерквист

Оффлайн Bravehoof

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 6
  • Рейтинг: 0
    • Просмотр профиля
а вот у меня вопросик возник... никому не показалось, что в "Постороннем" ГГ Мерсо -- это аллегория экзистенциализма... а?

Равлык

  • Гость
с интересом прочел нелоторые реплики...
              в чем же суть абсурда?
             что же такое эзистециализм? и как он связан с посторонним? через камю?
              разве смертный приговор абсурден?
               более чем существенная разница между камю и сартром, в том что сартр - материалист.
       мое личное мнение: есть в психиатрии такой термин "эмоционально тупой" - в полной мере относится к главному герою: за событиями вокруг себя он наблюдает почти беспристрастно - как посторонний - а со стороны как известно - видней 

 

Яндекс.Метрика