Автор Тема: 1946 Герман Гессе - Степной волк  (Прочитано 43428 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Architect

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 717
  • Рейтинг: 30
  • Администратор сайта noblit.ru
    • Просмотр профиля
    • noblit


Герман Гессе - Степной волк
(рецензия)


   В этом году я, как всегда, отправился в отпуск в Геленджик и там, помимо всего прочего, встретился с книгой, которую давно собирался прочитать, но все не доходили руки. Это был сборник Германа Гессе. Точное содержание не помню, но входили туда «Игра в бисер», «Степной волк» и «Сиддхартха» - это точно. Быть может, что-то еще.

   Начал я чтение с «Сиддхартхи», поскольку неравнодушен к буддизму и интересно было почитать нечто о модной сейчас религии, не датированное настоящим моментом. То есть, как эта мода проявляла себя 60 лет назад. В Гессе я почти сразу узнал единомышленника. Хотя есть, наверное, много того, что в силу своего непонимания, я  пропускаю мимо ушей, но то что остается почти всегда соответствует моему взгляду на жизнь. Короче говоря, Гессе мне сразу понравился и чтение «Степного волка», о котором мне хочется сказать здесь, только закрепило это мое к нему отношение.

   Во-первых, в «Степном волке» так же через строчку видны мысли, так или иначе связанные с буддизмом и восточной философией вообще. Например, главный герой считает, что у него есть две стороны – человеческая и волчья. Человеческая тянет его к теплу и уюту, а волчья – подальше от людей. Но ему попадает под руку брошюра, в которой говорится, что такое положение вещей – упрощение, что на самом деле, в человеке не одна и не две стороны (как говориться в книге – души), а бесчисленное множество. И настоящей мудростью будет суметь ощутить одновременное присутствие всех этих сущностей и осознать, что это и есть ты. В принципе, это вполне согласовывается с буддистскими понятиями об отсутствием единой души. Вот, для примера, небольшая цитата на эту тему из замечательных лекций Евгения Торчинова «Введение в буддологию»: «Но если такой сущности, как душа, нет, то что же такое личность? Буддисты отвечают, что личность есть только имя для обозначения соединенных в определенном порядке групп психофизических элементов.» Это не совсем точно соответствует тому, что написано у Гессе. Однако, я думаю, что автор упорно обдумывал эти вещи и пришел к своему виденью вопроса, основанному, тем не менее, на буддистской философии.

   На самом деле, «Степной волк» вызвал у меня противоречивое отношение – слишком хорош язык автора. Этот слог заставляет тебя поверить в то, что написано, не утруждая себя обдумыванием. Так, например, в книге часто приводятся рассуждения главного героя относительно современной культуры, музыки, и так далее. Когда их читаешь, сразу соглашаешься с ним, так как написано так, что не к чему придраться. С другой стороны, когда герой начинает сам танцевать, или девушка ему описывает прелести танца, то опять же, ей нельзя не поверить на слово – слишком четко и объективно все сказано. И когда ловишь себя по ходу чтения на том, что минуту назад ты думал совершенно по другому, чем сейчас, а две минуты назад – чем минуту назад, то начинаешь задумываться, может вся книга – один большой обман, основанный на стройности описаний, но не на мысли. Однако, в моем прошлом предложении ключевыми словами было «начинаешь задумываться». И именно в этот момент начинается ход мыслей. Странная книга. Ни одна другая не заставляла меня думать таким способом.

   Гарри, так зовут главного героя – личность противоречивая. Хотя бы потому, что его собственная позиция меняется по ходу чтения книги. Изначально он был скоплением таких качеств, как гордость, недовольство собой, недовольство другими, внутренняя раздражительность, неуверенность в себе. Ближе к финалу книги, все эти качества постепенно растворяются, не мешая ему осознавать истинную простоту мироздания.

   Когда пишу эти строки, ловлю себя на том, что, если бы я не был знаком с основами буддизма, то возможно, пришел бы к совершенно другим выводам. Так что рассказ, получается не совсем объективным. На меня давит предвзятое отношение, что все это – грани буддизма.

   Сюжет описывать никакого смысла нет – он очень интересен, но это сплошная мистика, поэтому радость тут может доставить только чтение Гессе – никак не моего описания. Скажу только, что сюжет мне очень понравился. Описание некоторых моментов напомнило мне Пелевина – это касается такой особенности написания, когда какую-то мысль, которую можно долго и изящно расписывать, но автор берет и парой примитивных слов кидает в читателя. Это не в коем случае, не слабость стиля – это спец эффект. И проявляется, конечно, только разово – в нескольких местах книги.

   Напоследок хочется сказать несколько слов тем, кто пытается из таких книг выискивать какой-то урок и пытаться применять его в жизни. Это касается широкого спектра  книг. Например, небольшого культа «Степного волка», который некто пытался тут развести у нас на форуме, или мировой армии поклонников Кастанеды – не имеет значение. Почитайте «Сиддхартху» - там явно сказана одна замечательная мысль, с которой надо бы давно всем согласиться: «знания можно передать, опыт нельзя, а ценен только опыт». Поэтому, все эти книги – только интересный повод для размышления, но не учебник и не план действий. Каким бы интересным не был «Степной волк», опыт бывает только свой.
« Последнее редактирование: 25.08.2014, 15:46:18 от Bacek »

Оффлайн badjamy

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 96
  • Рейтинг: 2
    • Просмотр профиля
Re: 1946 Герман Гессе - Степной волк
« Ответ #1 : 23.08.2007, 14:12:04 »
Неплохо, впринципе я ожидал от тебя большей близости к автору, особенно там где описываются взгляды Гарри на современность, так как многое в том же духе можно услышать и от тебя. Что касается того, не завуалировано ли буддизмом твоё понимание, думаю нет, так как уже по Сиддхартхе понятно, что автор скорее всего мог выражать мысли в этом контексте будучи знакомым с буддизмом не понаслышке.

Оффлайн Митя

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 5
  • Рейтинг: 0
    • Просмотр профиля
Re: 1946 Герман Гессе - Степной волк
« Ответ #2 : 03.06.2008, 09:24:10 »
А вы кстати не "начали задумываться" о том,что Геллер напоминает чем-то
Чеховского героя из "Дома с мезонином"(прaвда, Геллер претендует на интеллектуальность), который постоянно жаловался на то,что нигде не находит понимание. А тем временем ... ничего не делает.
А не кажется ли вам, что Геллер -- это просто паразит в обществе? Что он делает? Слоняется без дела. Напускает тумана. Кстати, откуда у него деньги на развлечения? (Извините, не помню детали) Одним словом, псевдоинтеллектуалл-тунеядец.
« Последнее редактирование: 03.06.2008, 09:28:22 от Митя »

Оффлайн Architect

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 717
  • Рейтинг: 30
  • Администратор сайта noblit.ru
    • Просмотр профиля
    • noblit
Re: 1946 Герман Гессе - Степной волк
« Ответ #3 : 03.06.2008, 16:16:00 »
А вы кстати не "начали задумываться" о том,что Геллер напоминает чем-то
Чеховского героя из "Дома с мезонином"(прaвда, Геллер претендует на интеллектуальность), который постоянно жаловался на то,что нигде не находит понимание. А тем временем ... ничего не делает.
А не кажется ли вам, что Геллер -- это просто паразит в обществе? Что он делает? Слоняется без дела. Напускает тумана. Кстати, откуда у него деньги на развлечения? (Извините, не помню детали) Одним словом, псевдоинтеллектуалл-тунеядец.
Честно говоря, меня не интересовала книга с социальной точки зрения. Да и какой толк уличать героя в тунеядстве, даже если это и так? Понятие "паразит в обществе" вообще не очень ясно для меня, с какой это стати в обществе должны быть паразиты и работники? Общество - это набор индивидуальностей с кучей своих личных проблем, которые и решает главный герой. А делить на рабочих, крестьян и тунеядцев, да еще и с укоризной последним - удел людей бедных духовно, либо занимающихся этим из необходимости профессии (политик, социолог и т.п.)
Это что касается тунеядца, а относительно псведоинтеллектуала - это вопрос конечно спорный. Автор не сильно распространяется об интеллектуальности главного героя, так как направление книги другое. Речь идет о разрешении религиозно-психологических проблем.

Оффлайн Митя

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 5
  • Рейтинг: 0
    • Просмотр профиля
Re: 1946 Герман Гессе - Степной волк
« Ответ #4 : 03.06.2008, 16:48:53 »
А я его не уличаю: я просто высказываю свое мнение о главном герое.
Кстати. а что значит духовно бедный и духовно богатый?
Слишком все это абстрактно.
Я так понимаю, что себя вы считаете богатым духовно?
Я не делил людей на три группы? Это сделали вы?
А тунеядством не разрулишь религиозно-психологические
проблемы. Каким бы "духовно-богатым" ты не был.
Для этого у человека должна быть более активная
позиция. Например, как у Бертрана Расселла
( другого Нобелевского лауреата).
Мне кажется, чо Геллер нравится в основном подросткам и молодым
людям до 30; его позиция степного волка тешит их индивудуальность....

А вот когда вы начнёте задумываться о социальной стороне, так может быть
и жизнь окружающая вас станет прекраснее.

Кстати, Гессе, когда Гитлер начинал там уже наступать на пятки ( читай: социальные проблемы),
проснулся и встал на сторону ценностей Западной культуры, пробудившись от буддийского сна.
« Последнее редактирование: 03.06.2008, 17:07:35 от Митя »

Оффлайн Architect

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 717
  • Рейтинг: 30
  • Администратор сайта noblit.ru
    • Просмотр профиля
    • noblit
Re: 1946 Герман Гессе - Степной волк
« Ответ #5 : 03.06.2008, 19:02:08 »
Цитировать
А я его не уличаю: я просто высказываю свое мнение о главном герое.
Ваше мнение, на мой взгляд не уместно, применительно к данной книге. Читайте "тихий дон", там отлично подходят такой способ рассуждать. Прошу прощения, если это прозвучало грубо. Ну согласитесь, что неправильно было бы говорить о социальной стороне кулинарной книги, или о литературной стороне учебника по Математическому анализу? Вот точно так же не стоит лезть с социально-аналитическими суждениями в психологическую книгу. Да и вообще, в книгу, связанную с буддизмом. Ну нельзя описывать эту философию нашими категориями даже философскими, не говоря уже о социальных.
Цитировать
Я так понимаю, что себя вы считаете богатым духовно?
Честно говоря, я себя не считаю духовно-богатым, так что помочь вам тут ничем не могу. Я не совсем согласен с вашим высказыванием на счет молодых людей и красоты образа волка. На меня он напротив произвел впечатление достаточно жалкого и несчастного человека. Это его самоописание как степного волка - всего лишь попытка нарядить свои комплексы в романтическую личину.
Цитировать
А вот когда вы начнёте задумываться о социальной стороне, так может быть
и жизнь окружающая вас станет прекраснее.
Здесь я с вами спорить не возьмусь. Действительно, это наверное возрастное. Меня социальная сторона жизни мало пока интересует. Дело в том, что большая часть вещей, которая прошла вокруг меня за мои 23 года, позволила сделать вывод, что социальная сторона мне не интересна. Борцов тут всегда хватит и нечего с ними толкаться, пусть толкаются друг с другом за тунеядцев или против них - как им их социальных долг говорит.

Оффлайн Митя

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 5
  • Рейтинг: 0
    • Просмотр профиля
Re: 1946 Герман Гессе - Степной волк
« Ответ #6 : 03.06.2008, 19:39:28 »
Васёк, у вас эмоции преобладают над разумом.
Когда будет наоборот, возвращайтесь и мы поговорим.

Оффлайн Leeb

  • Номинатор
  • ***
  • Сообщений: 163
  • Рейтинг: 6
  • ZAVRathustra shall speak!
    • Просмотр профиля
Re: 1946 Герман Гессе - Степной волк
« Ответ #7 : 04.06.2008, 06:52:03 »
Забавно наблюдать за человеком, который считает, что у него разум контролирует эмоции, и ревностно упрекает в обратном своего собеседника, в то время как со стороны "разума" (не говоря уже о явных проявлениях эмоций) его слова выглядят как набор примитивных мировоззренческих штампов
А тунеядством не разрулишь религиозно-психологические
проблемы. Каким бы "духовно-богатым" ты не был.
Для этого у человека должна быть более активная
позиция. Например, как у Бертрана Расселла
( другого Нобелевского лауреата).
Активная социальная позиция, говорите? А вы знаете, что Расселл после второй мировой войны яростно выступал за то, чтобы США как можно быстрее сбросила ядерную бомбу на СССР? По вашему, наличие такой позиции духовно обогатило его? Лично мне не нужны такие "активисты". Я их просто боюсь. А вот тихий мирный степной волк, в отличие от буйного Бертрана, - самое то! :D Короче, перед тем как приводить подобные примеры, подумайте лучше, который из этих двух принесет больую пользу (или больший вред) обществу - мирный паразит или Расселл, разжигающий третью мировую войну.

А вот вам еще по поводу социальной активности (а то я уже побаиваюсь, как бы вы в своих размышлениях не дошли до того, чтобы утверждать, что каждый человек должен сначала приносить пользу обществу, работать до 60 лет на заводе, а потом уже всерьез размышлять о религиозно-философских вопросах и прочей байде):
"Первый шаг — создание из обыденной жизни картины мира — дело чистой науки. Второй шаг — использование картины мира в практических целях — дело техники. Обе эти задачи одинаково важны, и каждая из них целиком поглощает человека, поэтому отдельный исследователь, если он действительно хочет продвинуть вперед свое дело, вынужден сосредоточить свои силы на одном-единственном вопросе и оставить на время мысли о всех других связях и интересах. Вот почему не следует осуждать ученого за его отчужденность от жизни, за его индифферентность к важным вопросам общественной жизни. Без такой односторонней установки Герц никогда не открыл бы беспроволочные волны, а Кох — туберкулезную бациллу"
М.Планк.

Да и к тому же, разве Геллер в конце не стал более "социально активным", проявив типичные экстравертные черты? Или вы попросту считаете, что паразиту, который, возможно, живет на ренту, вообще нет места в обществе? Вы за идеал социальной справедливости? Если да, то в погоне за этим фантомом вы можете оказаться куда дальше от "ценностей Западной культуры", нежели сам Гессе, так как, если под западными ценностями понимать христианскую культуру (в противовес буддизму), то окажется, что справедливость там - далеко не главное. Так что подумайте хорошенько или, если угодно, возобладайте над своими эмоциями, прежде чем резко обрывать беседу и решите, что для вас значит понятие социальной активности.
« Последнее редактирование: 04.06.2008, 07:33:07 от Leeb »

Оффлайн Митя

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 5
  • Рейтинг: 0
    • Просмотр профиля
Re: 1946 Герман Гессе - Степной волк
« Ответ #8 : 04.06.2008, 07:41:11 »
Если вы мне найдете слова ( не вырванные из контекста; а именное в какой статье или его
книге), которые вы приписываете Расселу, то я буду готов прочитать все остальные ваши рассуждения.

Оффлайн SiR

  • Петер Энглунд
  • *****
  • Сообщений: 582
  • Рейтинг: 44
  • Редактор сайта NobLit.Ru
    • Просмотр профиля
    • Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
Re: 1946 Герман Гессе - Степной волк
« Ответ #9 : 04.06.2008, 08:14:56 »
Митя
Если вы мне найдете слова ( не вырванные из контекста; а именное в какой статье или его книге), которые вы приписываете Расселу, то я буду готов прочитать все остальные ваши рассуждения.
В статье Велембовской эти слова цитируются из автобиографии. К сожалению, я располагаю только тем ее вариантом, который публиковался в "Иностранной литературе", то есть сокращенным. Цитируемые слова, судя по поиску, в него не попали. Но не думаю, что это принципиально, т.к. фрагмент статьи вполне показателен. Специально для вас.

Цитата: Велембовская
Однако ошибочно было бы полагать, что позиция Рассела все эти годы оставалась неизменной. Так, в 1948 г. он активно выступал за сохранение ядерной монополии США, требовал, чтобы СССР прекратил разработки собственного ядерного оружия и даже предлагал — в случае отказа — сбросить ядерную бомбу на Москву. Разработки атомной бомбы в СССР начались в лаборатории № 2 И. В. Курчатова с 1943 г. «Главное оправдание той точки зрения, которой я придерживался в 1948 г., состояло в моей тогдашней уверенности, что Россия подчинится требованиям Запада»,— писал он. Но очень скоро в связи с испытанием атомной бомбы в СССР в августе 1949 г. Рассел отказался от подобных предложений. Позже его неоднократно упрекали: как же он, пацифист, мог выступать с такими радикальными требованиями? «Я не пацифист… я полагаю, что некоторые войны, очень немногие, оправданы, даже необходимы,— отвечал он, но, словно пытаясь оправдаться, замечал: — Несмотря ни на что, в то время я дал такой совет. Но сделал я это мимоходом, без особой реальной надежды, что ему кто-либо последует, и вскоре сам забыл о нем» [21]. Заметим, что к концу жизни Рассел был настроен крайне антиамерикански, а СССР он, напротив, не считал державой, представляющей угрозу миру.

Кстати, вы никогда не думали, что прежде чем начать думать о других и стать "социально активным", нужно позаботиться о себе? Обратный порядок обычно исповедуют сектанты.
Какую можно вести дискуссию, если одного участника удивляет, что другой прочитал 26 из 103 лауреатов, т.е. одну четверть?! И это называется редким примером начитанности! (c) bibliographer

Оффлайн Architect

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 717
  • Рейтинг: 30
  • Администратор сайта noblit.ru
    • Просмотр профиля
    • noblit
Re: 1946 Герман Гессе - Степной волк
« Ответ #10 : 04.06.2008, 09:32:29 »
Давайте не будем накидываться на Митю. Я все же не вполне понял, что он имел в виду. Я на него так с этой социальностью накинулся. Быть может у него есть какие-то интересные факты, которые я упустил. Митя, если вас обидела эмоциональная сторона моего сообщения, то прошу прощения, но не могли бы вы говорить по-существу?

Оффлайн DmitrY

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 8
  • Рейтинг: 0
    • Просмотр профиля
Re: 1946 Герман Гессе - Степной волк
« Ответ #11 : 14.04.2009, 10:26:41 »
Роман в целом понравился. По моему в первой части романа в образе Гарри критикуется философия Ницше. По крайней мере на это указывают его разговоры с Герминой. Первая часть книги пропагандирует идеалы Ницше, а вторая разбивает их указываю, что все на что Гарри обращал в жизни внимание есть "помехи" на фоне прекрасной "музыки жизни". Мне кажется что это книга обращена к немцам проигравшим Вторую мировую войну, с указанием в чем они духовно были не правы.

Оффлайн The Warrior

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 10
  • Рейтинг: 1
    • Просмотр профиля
Re: 1946 Герман Гессе - Степной волк
« Ответ #12 : 08.09.2009, 21:45:44 »
      Моё знакомство с творчеством Германа Гессе началось именно с романа “Степной волк”, одного из тех образцов словесной живописи, что достойны без оговорок называться шедеврами. Отмечу гармоничную оригинальность и глубину романа, свойственную, впрочем, многим произведениям немецкого мастера слова.

Оффлайн sibkron

  • Секретарь
  • *****
  • Сообщений: 1213
  • Рейтинг: 56
    • Просмотр профиля
    • Мой литературный блог
Re: 1946 Герман Гессе - Степной волк
« Ответ #13 : 05.10.2009, 12:44:07 »

Герман Гессе - Степной волк
(рецензия)
Почитайте «Сиддхартху» - там явно сказана одна замечательная мысль, с которой надо бы давно всем согласиться: «знания можно передать, опыт нельзя, а ценен только опыт». Поэтому, все эти книги – только интересный повод для размышления, но не учебник и не план действий. Каким бы интересным не был «Степной волк», опыт бывает только свой.

Скачать или почитать книгу можно в библиотеке нашего сайта здесь.
Купить конкретно этот сборник можно на озоне.

Кстати, данная мысль об опыте проскакивала и книге "Игра в бисер".
«Pour moi, les grands livres ont une ambition philosophique» Jean-Yves Tadié

Оффлайн sibkron

  • Секретарь
  • *****
  • Сообщений: 1213
  • Рейтинг: 56
    • Просмотр профиля
    • Мой литературный блог
Re: 1946 Герман Гессе - Степной волк
« Ответ #14 : 09.10.2010, 16:10:45 »
Волшебная проза льется словно музыка Бетховена. Гениальнейший перевод Соломона Апта. В романе Гессе и поэт, и критик, литературовед, мифотворец и психолог. Он копается в самых сокровенных уголках души. Вместе с тем роман многоплановый: начинается с представлением действительности и плавно переходит в роман в романе. Заканчивается магическим театром, словно попадаешь в фильм Бунюэля "Призрак свободы". До конца трактата о степном волке тошнота подкатывала как при чтении одноименного романа Сартра. Я уже хотел увериться, что сам отношусь отчасти к породе степных волков, но по мере прочтения начинаешь понимать, что все же мелкие радости жизни, будь то потанцевать с девушкой, посмотреть фильм, сходить в кинотеатр, сходить на речку, семейный быт, работа, в разной степени доставляют мне удовольствие. Единственно складывается ощущение, что читая книги, ты не находишь истину, а лишь меняешь одну иллюзию на другую. А не это ли хотел сказать Бунюэль в своем "Призраке свободы"? Порой находишься на той же ступени, когда придуманный тобой образ какого-нибудь писателя не совпадает с тем, что описывается. А все это лишь в нашем воображении, лишь наши идеалы. И отрицание ценности жизни лишь может привести к озлоблению как в фильме Кеслевского "Три цвета: красный" или странствиям как у Бертолуччи "Под покровом небес" и "Моих черничных ночах" Карвая. Но все это химера, лишь бегство от жизни. Мы словно распадаемся на тысячи душ и находимся в постоянном поиске себя.
 
"Вам известно ошибочное и злосчастное представленье, будто человек есть некое постоянное единство. Вам известно также, что человек состоит из множества душ, из великого множества «я». Расщепление кажущегося единства личности на это множество фигур считается сумасшествием, наука придумала для этого названье – шизофрения. Наука права тут постольку, поскольку ни с каким множеством нельзя совладать без руководства, без известного упорядоченья, известной группировки. Не права же она в том, что полагает, будто возможен лишь один, раз навсегда данный, непреложный, пожизненный порядок множества подвидов «я». Это заблужденье науки имеет массу неприятных последствий, ценно оно только тем, что упрощает состоящим на государственной службе учителям и воспитателям их работу и избавляет их от необходимости думать и экспериментировать. Вследствие этого заблужденья «нормальными», даже социально высокосортными, считаются часто люди неизлечимо сумасшедшие, а как на сумасшедших, смотрят, наоборот, на иных гениев. Поэтому несовершенную научную психологию мы дополняем понятием, которое называем искусством построения. Тому, кто изведал распад своего «я», мы показываем, что куски его он всегда может в любом порядке составить заново и добиться тем самым бесконечного разнообразия в игре жизни. Как писатель создает драму из горстки фигур, так и мы строим из фигур нашего расщепленного «я» все новые группы с новыми играми и напряженностями, с вечно новыми ситуациями."

А может лучше просто жить и не так уж не правы те, кто читают, например, Донцову, если получают от нее удовольствие?

"Вы хотите умереть, трус вы эдакий, а не жить. А должны-то вы, черт вас возьми, именно жить! Поделом бы приговорить вас к самому тяжкому наказанью."

Ответа нет на поверхности и надо искать его внутри себя, и как говорит Гессе жить с юмором, в первую очередь научившись смеяться над собой.
«Pour moi, les grands livres ont une ambition philosophique» Jean-Yves Tadié

 

Яндекс.Метрика