Автор Тема: 1946 Герман Гессе - Игра в бисер  (Прочитано 9272 раз)

Равлык

  • Гость
Cюжет фантастического романа-утопии построен вокруг жизнеописания магистра Игры в бисер Иозефа Кнехта. Фантастичность будущего – изображение  обособленного государства в государстве, провинции с жителями аскетами-интеллектуалами, посвятившими свою жизнь творческому и интеллектуальному совершенствованию без какого-либо прикладного применения своих знаний и умений. Назначение провинции – и это далеко не однозначная трактовка  - сохранение духовного наследия внутри своего замкнутого общества и для представителей «мира», дети из которого пополняют ряды населения провинции, подобно тому, как обновляли свои кадры монашеские ордены.
 Мое восприятие эмоционально, значит рецензия сугубо субъективна. Прошу простить.
Роман дидактический, нет ни малейших сомнений.
Только утопия ли это?
 Роман включает в себя собственно жизнеописание магистра Игры и приложение в виде произведений магистра.
  …Иозеф Кнехт делает блестящую карьеру но постепенно чувствует себя тесно в замкнутом обществе интеллектуалов, созревает  решение – и Магистр беспрецедентно   слагает с себя высокие полномочия и уходит в мир, где нелепо погибает в результате несчастного случая.
 Получается, Иозеф Кнехт большую часть жизни  посвящает тому, чтобы доказать себе и окружающим, что их деятельность  полезна и может сделать счастливым (на примере Магистра музыки, наставника и покровителя Иозефа). На проверку ответ на оба вопроса оказался отрицательным: счастливым Кнехт не стал, это хорошо иллюстрируют его стихи (по тексту – юношеские) пример:
                           «Игра нам в радость. Нас не гонит плеть.
                           В пустыне духа не бывает гроз.
                           Но втайне мы мечтаем жить всерьез,
                           Зачать, родить, страдать и умереть.»
 Деятельность провинции – декаденство.  Утопический мир разрушается в «пророческих» фантазиях  Магистра.
 Гессе представляет нам божество – «дух» - ему служат лучшие, только они могут с этим справиться, это их миссия. Дух – мораль, знания, культура человечества, что хотите еще – все что приобрело(или просто имеет?)  человечество нематериального – все дух.
                              «Ведь вечный дух, что духу всех времен
                              Как брат родной, живет и в нас, и он
                              Переживет наш век – не я, не ты.»   
 Посвятите жизнь служению и будете счастливы? Посвятите жизнь этому служению если сможете.
 О символизме: Кнехт покидает провинцию и погибает. А для молодого раджи остаться в лесу и стать йогом – способ избежать горя и гибели. 
 Прочтя «Игру» я приблизился к ответу почему для многих творчество Гессе сродни религии а точнее ее замена или дополнение.
 Язык Гессе эстетически совершенен,  вязок и отпугивающий для обывателя – способ избавиться от нежелательных «гостей». Кто-то станет единоверцем Гессе, а кто-то ограничится ролью «эстета».

Оффлайн The Warrior

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 10
  • Рейтинг: 1
    • Просмотр профиля
Re: 1946 Герман Гессе - Игра в бисер
« Ответ #1 : 08.09.2009, 22:06:41 »
     Гениальная "Игра в бисер" занимает важное местов в моей памяти читателя и человека.
     В центре внимания автора столкновение мира духовного (Касталии) с миром реальным (Плинио Дезиньори и его мир), ведущее в конечном итоге к взаимопроникновению двух этих сущностей, в арьергарде которого - сам главный герой, магистр Йозеф Кнехт.
     Проблемы, рассматриваемые Гессе, будучи пропущенными через призму мировоззрения главных и второстепенных героев, представлены под разными углами. Немецкий кудесник слова не поучает, не даёт готовых рецептов, оставляя читателю широкое пространство для размышлений.
   

Оффлайн sibkron

  • Секретарь
  • *****
  • Сообщений: 702
  • Рейтинг: 50
    • Просмотр профиля
    • Мой литературный блог
Re: 1946 Герман Гессе - Игра в бисер
« Ответ #2 : 09.09.2009, 09:02:50 »
Одно из самых моих любимых произведений. Существование двух миров было всегда: мир ирреальный (воображаемый) и мир реальный. По сути дела это произведение становится все более актуальным, потому что активно развиваются виртуальные миры, и люди все больше живут в своих Касталиях, но ведь нельзя заменить все удовольствия настоящей жизни виртуальной подделкой. Обидно, конечно, что Кнехт погиб, но по-другому произведение было бы трудно закончить. Он вряд ли выжил бы в этом мире..
« Последнее редактирование: 09.09.2009, 09:24:17 от sibkron »
«Pour moi, les grands livres ont une ambition philosophique» Jean-Yves Tadié