Автор Тема: Влияние телевидения и радио на популярность литературного произведения  (Прочитано 38020 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн отец Тук

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 45
  • Рейтинг: 1
    • Просмотр профиля
Тема может звучать так: Влияние телевидения и радио на популярность литературного произведения. Как влияет наше восприятие литературного произведения на восприятие фильма снятого по этому произведению?

В качестве эпиграфа хочу предложить следующую цитату из темы "Аудиокниги":

"По мне, книга хороша полным отсутствием чувственно воспринимаемых образов, абсолютной бесплотностью. Никто за меня не решает, как мне представить описываемые предметы, людей, обстановку, атмосферу, их голоса. Все развертывается на уровне и благодаря символической природе языка, которая основана на ассоциативности сознания.
А тут я включаю, и мне в уши настойчиво стучит чей-то голос. Он часто совершенно не сочетается с моим представлением о том, кто должен был бы читать это вслух, если бы я попросила. Чтец выбирает интонацию, а я бы, допустим, прочла по другому, я вкладываю другие чувства, другую эмоциональную реакцию на прочитанное, голос съедает пространство и свободу моего воображения и становится дополнительной искажающей призмой восприятия между мной и книгой."
     
                                                                    granadilla
                                                                    Re: Аудиокниги.
                                                                    « Ответ #22 : 18 05 2007, 22:18:22 »
Монахам враг, шерифу враг,
Стрелкам свободным друг -
Таков он был всегда, толстяк,
Веселый фриар Тук.

Оффлайн отец Тук

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 45
  • Рейтинг: 1
    • Просмотр профиля
Хочу добавить, что эта тема также затрагивает вопрос: что, а может быть кто, определяет ваш выбор новой книги?
Монахам враг, шерифу враг,
Стрелкам свободным друг -
Таков он был всегда, толстяк,
Веселый фриар Тук.

Оффлайн Architect

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 717
  • Рейтинг: 30
  • Администратор сайта noblit.ru
    • Просмотр профиля
    • noblit
Вопрос совсем не однозначный: как влияет советская экранизация Войны и мира на популярность книги?  ;) Лично на мое решение о покупке той или иной книги влияют и "кто" и "что". Относительно вопроса "что?" - ответ очень прост. Я покупаю книгу, если ее автор есть в этом списке. Относительно вопроса "кто?" - все также понятно, если редактор нашего сайта, многоуважаемый SiR, порекомендует книгу, значит, как говорится, must have. Или если это сделает моя мама. Их вкусам я доверяю.

А теперь, собственно, вернемся к основной теме. Мне кажется, что раскручивать книгу фильмом, или наоборот - это свойственно в основном массовой литературе. Хотя, Сергей может и не согласится - помнится, летом он мне доказывал, что теперь просто ситуация изменилась и если одновременно с книгой выходит по ней фильм и компьютерная игра - это не означает, что книга плохая или массовая, а это просто время диктует такую форму выпуска. Лично я не совсем согласен с этим. В любом случае, выпуск чего-то кроме книги (тут речь идет, конечно, не о классике, а о новых книгах) - попытка привлечь к чтению и покупке книги не только читающих людей, но и тех, кто всю жизнь с пивом в телевизор пялится. Наглядный пример - шумиха вокруг Дэна Брауна. Очень часто встречал людей, которые кроме Азбуки и Кода ДаВинчи ничего не читали в жизни :) Это я к тому, что фильм и прочий шум заставил их прочитать вторую книгу после азбуки :) Не считаю, что это необходимо. Если человек не хочет читать, а хочет смотреть телевизор - то не надо его за уши притягивать. Пусть себе смотрит. Вообще, идет, как мне кажется к тому, что чтение становится некоторым закрытым элитным клубом :) - не для всех.

В завершении, хочется заметить. что в этом сообщении я коснулся только одного пока аспекта - фильма, сопутствующего выпуску новой книги. С точки зрения рекламы. А о влиянии от просмотра на чтение пока речь не идет - изложу мысли позже, в процесс е разговора.

Оффлайн Танатософ

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 33
  • Рейтинг: 4
  • Иноумный софист
    • Просмотр профиля
Литература так или иначе будет вечна. Телевидение может "продвинуть" единичные %-ты книг, и судя по тому, как экранизируются книги - лучше их читать (об ироничных детективах речь не идет, это даже не литература, так, писанина). Тема гламура на современном телевидении привдит к тому, что звезды гламура выпускают свои книги (Оксана Робски, Ксения Собчак), но толкового они могут привнести в литературу - неизвестно. Выбор читать/не читать - посмотреть - зависит прежде всего от воспитания и компании, в которой преимущественно находится человек. Я проводил опрос в универсаме, где работал, там лишь один мой начальник смены читал книги, причем, такие, о которых люди иногда даже и не подозревают, вроде записок Мао... или кодекса Бусидо, Сунь Дзы. При этом телевизор не смотрит вовсе, а сам покупает фильмы на DVD (любимым режиссерами у него Лени Рифешталь и Лукино Висконти... Телевидение сбивает людей - им легче воспринять видеоряд, нежели прочитать книгу, ведь многие даже не смотрят экранизации, их другое волнует, верная отговорка: "не хватает времени" или "я не люблю читать". Это даже люди с высшем образованием говорят, что тогда говорить о выпускниках ПУ и ПТУ...
Однако книга не становится менее популарной, нежели телевидение. Просто из-за увеличния населения, более видны цифры и процентные соотношения читаюх книги - и не читающих книги. А сами проценты от этого мало изменились (если верить программе "Тем Временем" на канале "Культура").
Не думаю, что телевидение особо влияет на популярность литературы.
Безумие — это язык, на котором культура говорит не менее выразительно, чем на языке разума... В природе есть беззвучие, тишина, но молчание свойственно лишь говорящим. В природе есть неразумность, немыслие, но безумие свойственно лишь мыслящим и разумным.
М. Эпштейн

Равлык

  • Гость
Единственная, возможно, книга прочитаная под влиянием впечатления от просмотра кинофильма - "Розенкранц и Гильденстерн мертвы". А так, говоря о влиянии СМИ на выбор литературы - прочел несколько книг, называвшихся лучшими произведениями украинских писателей за год. 

Оффлайн Leeb

  • Номинатор
  • ***
  • Сообщений: 163
  • Рейтинг: 6
  • ZAVRathustra shall speak!
    • Просмотр профиля
В моем случае могу точно сказать, что после просмотра фильма я сразу взялся только за одну книгу. Это "Имя розы" Умберто Эко. Также фильмы в какой-то мере повлияли на прочтение следующих книг: "Солярис" Станислава Лема (рекомендован редактором нашего сайта), "Мечтают ли андроиды об электроовцах?" Филипа Дика и "Фараон" Болеслава Пруса. В последнем случае окончательное решение было принято после рекомендации одного из ведущих египтологов России на историческом факультете МГУ.
В остальном же могу сказать, что увлечение литературой у меня протекает независимо от кино и тем более телевизора, который я уже не смотрю лет пять. Зато с отвращением наблюдаю, как мои непросвещенные родственники присасываются к нему по вечерам. Эх, зачем я вообще домой приехал...? Впрочем, ладно. Подсадил сестру на аниме, пусть хоть так меньше в ящик пялиться будет :D

Оффлайн Невема Веррат

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 36
  • Рейтинг: -2
  • Вселенная бесконечна, как Кольцо...
    • Просмотр профиля
    • Свантесат - мир четырех стихий
Если посмотреть на то, что показывает на мониторах, то читать особого желания не появляется. знаешь, чем дело кончится.

А если уже кто-то расскажет о книге, на том же форуме или вживую, то больше шансов, что будешь искать.

Помнится смотрела экранизацию "Мастер и Маргарита" с Ковальчук, не буду затрагивать все серии, но бал! в начале все железо, которое на нее вешают, смотрится странно по сравнению с книгой, но потом понимаешь, что таким образом нам пытаются передать все тяжесть атмосферы.  

Оффлайн Танатософ

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 33
  • Рейтинг: 4
  • Иноумный софист
    • Просмотр профиля
Режиссер режиссеру рознь, а сценаристы тоже великие люди.
До сир пор не понимаю, как можно было создать автономную вселенную с харизматичные до боли героями и без книги. Это я Хрониках Риддика. Где-то у Дэвида Твахо запрятан книжный вариант, уверен, но его нет... (Лукас отдыхает)
Бергман и Экерот - на подмостках и экранах выдавили шедевры. Видеоряд наполнен драматизмом, а сценарии настолько двусмысленны, что просто невольно начинаешь цитировать. (Хотя у Гуннара Фишера (оператора) ляпы тоже были :) но это мелочи)
Лени Рифеншталь - этим все сказано, многие советские режиссеры пытались скопировать ее "Олимпиаду" (видел: почти один в один)...
Мел Гибсон - замечательный, по-моему режиссер, его фильмы хочется пересматривать.
Ежи Гоффман...
Остальное, коммерческое, гламурное, жалкое и поверхностное даже не в силах на что-либо повлиять в литературе.
Больше всего на литературу влияет Библия, ибо после нее писателям достались только частные случаи...
Безумие — это язык, на котором культура говорит не менее выразительно, чем на языке разума... В природе есть беззвучие, тишина, но молчание свойственно лишь говорящим. В природе есть неразумность, немыслие, но безумие свойственно лишь мыслящим и разумным.
М. Эпштейн

Оффлайн Денис

  • Номинатор
  • ***
  • Сообщений: 175
  • Рейтинг: 6
    • Просмотр профиля
Цитировать
Режиссер режиссеру рознь, а сценаристы тоже великие люди.
В подтверждении Вашей мысли - очень многие гонкуровские лауреаты - сценаристы, найти хоть что-нибудь стоящее из их произведений кроме сценариев практически невозможно (как невозможно иногда даже найти перевод фамилий).
Что же касается влияния телевидения на литературу, то я бы сказал, что корреляции между ними практически не наблюдается.  ;)
Если массовое телевидение "вдалбливает" в аудиторию книгу,на 90 % это только коммерческий проект между издателями и телевизионщиками (кинематографом, режиссерами) - яркий тому пример "Гарри Поттер" (это не относится к кинематографу "советского" периода, но там художественная часть тоже хромала - по идеалогическим причинам). При этом есть хорошие "литературные" программы и фильмы - на той же Культуре (например, Дживс и Вустер по романам Вудхауза) - но аудитория этого канала не так многичесленна, чтобы он смог оказать влияние на популярность литературных произведений.
И с сожалением хочется констатировать, что кинематограф все чаще становится заложником телевидения, поэтому откровенно хорошей экранизации я не встречал очень давно (из последнего, наверное только "Идиот" Бортко еще оставил след). Грустно
« Последнее редактирование: 13.09.2007, 10:31:21 от Денис »

Оффлайн Architect

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 717
  • Рейтинг: 30
  • Администратор сайта noblit.ru
    • Просмотр профиля
    • noblit
Подписываюсь под Идиотом и Дживсом и Вустером :)

Оффлайн отец Тук

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 45
  • Рейтинг: 1
    • Просмотр профиля
Каждый, кто ездит в общественном транспорте и обладает некультурной привычкой обращать внимание на то, что читают вокруг, наверное, со мной согласиться, что после выхода, как на широкий, так и голубой экран фильма снятого по книге возрастает число этих книг. Как, то
«Властелин колец» Толкиена
«Ночной дозор» Лукьяненко
  тот же «Идиот» Достоевского
«Мастер и Маргарита» Булгакова
«Золотой теленок» Ильфа и Петрова и т.д.

При этом возрастает количество изданий этих книг на полках книжного магазина (только вопрос, что здесь первично спрос или предложение) и эти книги выставляются на самое выгодное место.
Монахам враг, шерифу враг,
Стрелкам свободным друг -
Таков он был всегда, толстяк,
Веселый фриар Тук.

Оффлайн отец Тук

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 45
  • Рейтинг: 1
    • Просмотр профиля
Так получилось, что из всего сериала «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко я посмотрел только эпизод встречи Мастера с Маргаритой. От их встречи повеяло таким трагизмом :'(, который совершенно не укладывался в рамки моего восприятия любви Мастера и Маргариты (я смотреть дальше не стал). Этот эпизод описан в 13 главе «Явление героя»  «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова (Если у кого нет под рукой текстf, можно посмотреть здесь: http://www.lib.ru/BULGAKOW/master.txt).  Что вы думаете об этом отрывке (и об эпизоде в сериале)?
Монахам враг, шерифу враг,
Стрелкам свободным друг -
Таков он был всегда, толстяк,
Веселый фриар Тук.

Оффлайн отец Тук

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 45
  • Рейтинг: 1
    • Просмотр профиля
Единственный фильм, впечатление от которого совпало с моим видением книги, это «Собачье сердце» Владимира Бортко.
Монахам враг, шерифу враг,
Стрелкам свободным друг -
Таков он был всегда, толстяк,
Веселый фриар Тук.

Оффлайн Architect

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 717
  • Рейтинг: 30
  • Администратор сайта noblit.ru
    • Просмотр профиля
    • noblit
(только вопрос, что здесь первично спрос или предложение)
Не хочется верить, что выпуск этих фильмов как-то связан с книгами. Думаю, что когда речь идет о М и М, то есть скорее задумка сделать фильм, но есть маленький бюджет и есть задумка, что фильм будет востребован. А спрос на книгу появляется как следствие. Другое дело, что издательства, наверное, успевают быстро среагировать и выпустить большие переиздания. Но все равно, мне кажется, что если человек читает М и М только после просмотра фильма, а так бы - не стал, то смысла особого в этом нет. Тут мне все это очень напоминает маленький рассказик Пелевина. Кажется, называется он "Спи" отличный, кстати, по своей задумке. А что касается упомянутого фильма, то мне он не понравился, но Мастер там очень даже отлично играет.

Оффлайн отец Тук

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 45
  • Рейтинг: 1
    • Просмотр профиля
Baсek из раннего:
Цитировать
"...если человек читает М и М только после просмотра фильма, а так бы - не стал, то смысла особого в этом нет."
Я с Вами согласен. Но этот фильм (сериал) многих заставил перечитать Мастера и Маргариту заново, так как в большинстве своем (в том числе и я) были не согласны с сериалом, и задуматься о «Мастере и Маргарите»  с новой точки зрения и с высоты своего возраста. Если это так, то только поэтому работу Владимира Бортко можно оценить как удавшуюся.
А как Вы считаете, «Мастер и Маргарита» имеет возрастной предел, когда человек перестает понимать всю романтику этого произведения и начинает искать только его смысл?

Монахам враг, шерифу враг,
Стрелкам свободным друг -
Таков он был всегда, толстяк,
Веселый фриар Тук.

 

Яндекс.Метрика