Почему Дозоры плохие, а Мастер и Маргарита хорошие?
В вашем вопросе я улавливаю какую-то обиду. Хорошо, если я ошибся, а если нет - ради бога, простите. Уверяю, я сделал это ненароком. Хотя резких оценок "хорошо" и "плохо" не давал. И дело тут не во вкусе, а в моем понимании жанра, которое, может быть, тоже субъективно. Как любое из мнений, исходящих от человеков.
Вопрос ваш, при всей его внешней простоте, очень и очень непрост. Он требует отдельного, более пространного и углубленного разговора. За неимением времени я попытаюсь лишь наживить ту проблему, которую вы, как мне кажется, заложили в свой вопрос.
Фантастику следует отличать от выдумок.
Фантастика, на мой - возможно спорный - взгляд, - это художественное изложение автором своего философского видения, осмысления и объяснения Бытия. Эта авторская позиция легко узнаваема.Она распознается из подтекста или с неприкрытым вызовом лежит на поверхности сюжетов, которые берут начало от нашей с вами непонятно как возникшей и удивительно как функционирующей жизни. Даже если действия в фантастическом произведении разворачиваются в иных пространствах или в иных исторических этажах земного времени, автор все равно спускает их к нам на землю. И из иного яруса времени тянет нить в ярус нашего бытия, а то и далее.
Помните?: "И пропал Ершалаим, ненавидимый прокуратором город"... Эта строчка, написанная почти в середине прошлого столетия, не может не потрясти связью времен. Проследите историю, и получится как в Екклессиасте: "Что было, то и будет"... Одно лишь замечание Воланда о том, что "мы все те же", трогает за живое... Мастер, Воланд и его команда - это образы философской оценки писателем человечества и человека.
Они западают в душу. Также запоминаются Прогрессоры Стругацких и Альтист Данилов с милыми домовыми и их отношениями с миром другого порядка...
Что касается выдумок. Великолепными авторами их являются дети. Помнится, в детстве среди островских мальчишек был один выдумщик. И хотя мы наградили его обидным прозвищем "Трепло", тем не менее слушали его всегда с интересом. В один из вечеров у нас, мальчишек, зашла речь о человеческом мозге, который учительница по биологии назвала серым студенистым веществом с извилинами. И чем больше в той серости извилин, тем мозги лучше. " Ерунда!" - возразил Трепло и с азартом стал доказывать, что в нашем черепке, похожем на арбуз, такое же содержимое, как у арбуза.Только мясистое, а вместо семечек миндалины. Эти миндалины особые. Через наши глаза, уши и чувства им передается что мы видим и слышим, а они, соединенные между собой микроскопическими нитями, начинают думать..." Я к тому, что в рассказе того мальчугана больше проникновения в суть вещей, чем в Дозорах. В этом вся разница между фантастикой и выдумкой.
Нет слов, выдумка. как и все остальное в жизни, имеет право на нишу. Тем более такая добросовестно выписанная повесть о дозорных. К ней и ей подобным интерес сиюминутен. А к автору, сотворившему "Мастер и Маргарита", и другим писателям, смотрящим в даль и глубину, через парадоксы, идущие в разрез концепциям консервативной науке, - интерес более чем долговременен...
Лев Аскеров