Автор Тема: Тема жертвы и палача в литературе  (Прочитано 21010 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

РАДУГА

  • Гость
« Последнее редактирование: 27.10.2008, 10:27:26 от РАДУГА »

Оффлайн И188745

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 34
  • Рейтинг: 4
    • Просмотр профиля
Re: Тема жертвы и палача в литературе
« Ответ #1 : 10.01.2008, 21:21:11 »
Здравствуйте, РАДУГА. :)
Пока навскидку - вот этот текст Владимира Высоцкого.

Ошибка вышла

Я был и слаб, и уязвим,
Дрожал всем существом своим,
Кровоточил своим больным,
Истерзанным нутром.
И, словно в пошлом попурри,
Огромный лоб возник в двери
И озарился изнутри
Здоровым недобром.

Но властно дёрнулась рука:
"Лежать лицом к стене!"
И вот мне стали мять бока
На липком топчане.

А самый главный сел за стол,
Вздохнул осатанело
И что-то на меня завёл
Похожее на "дело".

Вот в пальцах цепких и худых
Смешно задёргался кадык,
Нажали в пах, потом под дых,
На печень-бедолагу.
Когда давили под ребро —
Как ёкало мое нутро!
И кровью харкало перо
В невинную бумагу.

В полубреду, в полупылу
Разделся донага,
В углу готовила иглу
Нестарая карга.

И от корней волос до пят
По телу ужас плёлся:
А вдруг уколом усыпят,
Чтоб сонный раскололся?!

Он, потрудясь над животом,
Сдавил мне череп, а потом
Предплечья мне стянул жгутом
И крови ток прервал.
Я было взвизгнул, но замолк —
Сухие губы на замок.
А он кряхтел, кривился, мок,
Писал и ликовал.

Он в раж вошёл — знакомый раж,
Но я как заору:
"Чего строчишь? А ну, покажь
Секретную муру!.."

Подручный — бывший психопат —
Вязал мои запястья,
Тускнели, выложившись в ряд,
Орудия пристрастья.

Я тёрт, и бит, и нравом крут,
Могу — вразнос, могу — враскрут,
Но тут смирят, но тут уймут -
Я никну и скучаю.

Лежу я голый как сокол,
А главный — шмыг да шмыг за стол,
Всё что-то пишет в протокол,
Хоть я не отвечаю.

Нет, надо силы поберечь,
А то ослаб, устал,
Ведь скоро пятки станут жечь,
Чтоб я захохотал.

Держусь на нерве, начеку,
Но чувствую отвратно:
Мне в горло всунули кишку —
Я выплюнул обратно.

Я взят в тиски, я в клещи взят —
По мне елозят, егозят,
Всё вызнать, выведать хотят,
Всё пробуют на ощупь.
Тут не пройдут и пять минут,
Как душу вынут, изомнут,
Всю испоганят, изорвут,
Ужмут и прополощут.

"Дыши, дыши поглубже ртом!
Да выдохни — умрёшь!" —
"У вас тут выдохни — потом
Навряд ли и вздохнёшь!"

Во весь свой пересохший рот
Я скалюсь: "Ну, порядки!
Со мною номер не пройдёт,
Товарищи-ребятки!"

Убрали свет и дали газ,
Доска какая-то зажглась —
И гноем брызнуло из глаз,
И булькнула трахея.
И он зверел, входил в экстаз,
Приволокли зачем-то таз...
Я видел это как-то раз —
Фильм в качестве трофея.

Ко мне заходят со спины
И делают укол...
"Колите, сукины сыны,
Но дайте протокол!"

Я даже на колени встал,
Я к тазу лбом прижался;
Я требовал, и угрожал,
Молил и унижался.

Но туже затянули жгут,
Вон вижу я — спиртовку жгут,
Все рыжую чертовку ждут
С волосяным кнутом.
Где-где, а тут своё возьмут!
А я гадаю, старый шут:
Когда же раскалённый прут —
Сейчас или потом?

Шабаш калился и лысел,
Пот лился горячо,
Раздался звон — и ворон сел
На белое плечо.
И ворон крикнул :"Нэвэрмор!" -
Проворен он и прыток,
Напоминает: прямо в морг
Выходит зал для пыток.

Я слабо подымаю хвост,
Хотя для них я глуп и прост:
"Эй! За пристрастный ваш допрос
Придётся отвечать!
Вы, как вас там по именам,
Вернулись к старым временам!
Но протокол допроса нам
Обязаны давать!"

И я через плечо кошу
На писанину ту:
"Я это вам не подпишу,
Покуда не прочту!"

Мне чья-то жёлтая спина
Ответила бесстрастно:
"А ваша подпись не нужна —
Нам без неё всё ясно".

"Сестрёнка, милая, не трусь —
Я не смолчу, я не утрусь,
От протокола отопрусь
При встрече с адвокатом!
Я ничего им не сказал,
Ни на кого не показал,
Скажите всем, кого я знал:
Я им остался братом!"

Он молвил, подведя черту:
Читай, мол, и остынь!
Я впился в писанину ту,
А там — одна латынь...

В глазах — круги, в мозгу — нули,
Проклятый страх, исчезни:
Они же просто завели
Историю болезни!


Ну и... простите за банальность, "Преступлениеи и наказание"... текст универсальный. ;)

РАДУГА

  • Гость
Re: Тема жертвы и палача в литературе
« Ответ #2 : 10.01.2008, 21:52:05 »
 :)
« Последнее редактирование: 27.10.2008, 10:27:45 от РАДУГА »

Оффлайн Deathperate

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 6
  • Рейтинг: 3
    • Просмотр профиля
Re: Тема жертвы и палача в литературе
« Ответ #3 : 11.01.2008, 23:11:12 »
Мастер и Маргарита.
Коллекционер Джона Фаулза.

А насчет Подсолнуха. Так или иначе, дети мертвы. Cолдат несет за это ответственность. Прощение - это иллюзия. Дать ее умирающему преступнику, не просто зная о его преступлениях, но прочувствовах их тяжесть, - настоящее великодушие, но какой в нем смысл?
Чукча написал самую длинную книгу.
-О чем ваша книга, - спросили его, он ответил:
-О человеческой жизни, однако
-Какой фразой она начинается? - последовал вопрос.
-Чукча садится на оленя, однако, - ответил чукча.
-Какой заканчивается?
-Чукча слазит с оленя, однако
-А в середине?
-Тыдыг-тыдыг

Оффлайн Joe

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 9
  • Рейтинг: 15
    • Просмотр профиля
Re: Тема жертвы и палача в литературе
« Ответ #4 : 12.01.2008, 02:21:32 »
И он, узник, вынужден встать перед выбором. Простить или нет? И здесь уже дело не в его личных идеалах и жизненной философии прощения, а в том есть ли у него - вообщем - моральное право на прощение убийцы?

А вы как думаете - нужно прощать или нет?

Здравствуйте!
Очень приятно вдруг оказаться на таком интересном сайте. И тема, которую Вы затронули, тоже интересная. За нее я Вам очень благодарен. К сожалению, роман "Подсолнух" Симона Визенталя я не читал, равно как и другие произведения этого автора. Не знаю, насколько тактично говорить на затронутую тему не прочтя роман, но надеюсь, вы меня простите, если что не так. Ведь я все-таки новичок на форуме.

Мне кажется, что ответы на этот вопрос будут разными в зависимости от той или иной моральной установки. Иудей скорее всего скажет, что морального права на прощение убийцы еврейских детей у него нет. Христианин ответит по-другому. Он скажет, что простить солдата надо, даже если после этого он выздоровеет и опять займется тем же. И так прощать ему следует до 77 раз.

Самый сложный вопрос — какая из этих двух позиций верная? Ибо не ясно, кому можно доверить этот вопрос решать, кого выбрать судией? Ведь судьи-то кто? Каждый человек является носителем той или иной морали, и. эту свою мораль и моральное право он впитывает и усваивает с рождением и воспитанием. Поэтому судия-иудей будет указывать на один ответ, а судия-христианин — на другой. Все это, на мой взгляд, еще раз подтверждает, что никакой общечеловеческой морали, которую разделяют абсолютно все люди на земле, на самом деле не существует.

Я не знаю, какую моральную позицию занял в романе еврейский узник. Но я совершенно согласен с Вами, что вопрос о личных предпочтениях в этом смысле малоинтересен. Про себя могу сказать, что я не простил бы.

Еще раз благодарю Вас за поднятую тему.



РАДУГА

  • Гость
Re: Тема жертвы и палача в литературе
« Ответ #5 : 12.01.2008, 09:11:58 »
 :)
« Последнее редактирование: 27.10.2008, 10:28:02 от РАДУГА »

Оффлайн Танатософ

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 33
  • Рейтинг: 4
  • Иноумный софист
    • Просмотр профиля
Re: Тема жертвы и палача в литературе
« Ответ #6 : 12.01.2008, 17:23:16 »
Цитировать
Цитата: Deathperate от Вчера в 23:11:12
Прощение - это иллюзия. Дать ее умирающему преступнику, не просто зная о его преступлениях, но прочувствовах их тяжесть, - настоящее великодушие, но какой в нем смысл?


Интересный вы вопрос задали: какой смысл в прощении? А правда: какой смысл в прощении? Есть ли в  прощении смысл? Что это означает - простить? Психологи - и вы тоже! - подключайтесь, пожалуйста!
Мне кажется, что смысл прощения в том, что искренне прощая, ты сам осознаешь тяжесть вины того, кого прощаешь (иначе прощение не имеет смысла). Осознание ведет к тому, что ты памятуешь о содеянном, и стараешься не делать того, за что, в последствии, придется покаяться самому.

В пьесе "Люцифер" Йоста ван ден Вонделя, поднимается вопрос, почему же Люцифер пал, когда считал  "и считает" себя верным подданным Господа? Гордыня - которая и помешала ему просить прощения. Однако многие, особенно Православные священники и богословы твердят, что и Люцифер может получить прощение, если покаится в прародителе всех грехов - гордыне, но Люци не таков, он слаб тем, что не может побороть свой грех. Однако войну начал не он, по Вонделю, а его вассалы, которые пришли к нему и уговорили поднять восстание. таким образом романизируется сам образ Люцифера и выделяется не общая трагедия, но его личная. Палач - Господь, жертва Люцифер. Трагедия состит в том, что обе стороны правы. Бог - единоличный правитель небес, требующий от ангелов бесприкословного подчинения. Этому Люцифер и следует, но он жертва того, что он не может смириться с тем, что человек, который грешен становится равным ангелам по чину и званию. Люцифер во имя сохранения прежней иерархии жертвует своим титулом Наместника Северной части Неба и возносит свои штандарты и бросате вызов Михаилу и Гавриилу, при этом самый слезный момент в пьесе - разговор Люцифера и Рафаила - это апофеоз трагедии, именно здесь видно, как на самом деле мучается Люцифер от двух правд. Он знает о расплате за восстание, но все же призывает своих вассалов с криком "Мы пасть хотим иль обрести победу!", а ангелы-люциферисты в ответ кричат "И да наступит Эра самодержавия владыки Люцифера!". Ради своей правды, ради свое истины и сохрания прежных законов, Люцифер дает себя низвергнуть в ад, принимая казнь от Бога.

Если брать принципы меньшего зла, то отправной точки зрения как Суд, меньшим злом будет палач, большим злом - убийца, которого убивает палач. Суждение будет строиться, что убийца может убить 5-тых, но палач убъет одного, и спасет 4-х людей от гибели. Но если отправную точку брать за палача, то меньшим злом будет убийца (поэтому плачи в средневековье носили закрытые капюшоны, чтобы жертва не видела лица палача), а большим злом будет Суд - т.к. на их совести больше приговоров, чем на совести убийцы. С точки зрения убийцы, меньшим злом выступает Суд, который его приговорил. Большим злом - палач, ибо убивает лично он. С точки зрения наблюдателя принцип меньшего зла может и не работать, просто потому, что "Люди ненавидят зло сильнее, чем желают торжества добра" (из К/ф "Страсти по Лютеру").
« Последнее редактирование: 12.01.2008, 17:27:10 от Танатософ »
Безумие — это язык, на котором культура говорит не менее выразительно, чем на языке разума... В природе есть беззвучие, тишина, но молчание свойственно лишь говорящим. В природе есть неразумность, немыслие, но безумие свойственно лишь мыслящим и разумным.
М. Эпштейн

Оффлайн Joe

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 9
  • Рейтинг: 15
    • Просмотр профиля
Re: Тема жертвы и палача в литературе
« Ответ #7 : 13.01.2008, 03:25:49 »
На мой взгляд, проблема прощения и не прощения в этой конкретной истории имеет два аспекта: психологический и политический. Психологический - дело конкретного индивида, где на "простить или нет" может повлиять даже такая незначительная вещь как человеческий темперамент. Иной человек, увидев закатывающиеся в предсмертной агонии глаза, и дрожащие руки, и мольбы беспомощного тела, возможно, и простит. Но как быть с точки зрения политической, где прощение становится общественным актом? Простить - значит, оправдать? Или что? Значит, согласиться с тем, чтобы это повторилось снова? Или нет? Как быть в ЭТОМ случае?

Лично меня проблема прощения интересует в первую очередь в моральном аспекте. Психологический тоже интересен, но меньше. К сожалению, я плохо понимаю, что вы имеете в виду под прощением как актом политическим. Видимо мое непонимание из-за того, что я не прочел роман.

Я считаю, что любое прощение — дело сугубо индивидуально-личностное, оно, так сказать, из сферы частной жизни людей. Простить может только конкретный человек конкретного человека — Иванов Иван Иваныч Петрова Петра Петровича. Что касается политических институтов, то они почти все обезличены. Как может, скажем, некий государственный орган простить Петру Петровичу убийство?  Человек нарушил соответствующую статью УК РФ и согласно закону должен понести за это наказание. Политический институт (далеко не всякий) по тем или иным соображениям может лишь освободить убийцу от наказания (амнистировать), но не простить. То же касается и оправдания, о котором вы пишете. Если некий Иван Иваныч простит убийцу, то из этого вовсе не следует, что и суд его теперь оправдает. Для оправдания требуется, чтобы человек оказался неповинным в данном злодеянии.

РАДУГА

  • Гость
Re: Тема жертвы и палача в литературе
« Ответ #8 : 13.01.2008, 09:13:57 »
 :)
« Последнее редактирование: 27.10.2008, 10:28:19 от РАДУГА »

Оффлайн НатэллаСорэ

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 10
  • Рейтинг: 1
  • временно_человек
    • Просмотр профиля
Re: Тема жертвы и палача в литературе
« Ответ #9 : 22.10.2008, 02:05:55 »
Произведения Дюрренматта. так или иначе обозначенная тема им затрагивается.

РАДУГА

  • Гость
Re: Тема жертвы и палача в литературе
« Ответ #10 : 22.10.2008, 10:21:51 »
 :)
« Последнее редактирование: 27.10.2008, 10:28:35 от РАДУГА »

Оффлайн НатэллаСорэ

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 10
  • Рейтинг: 1
  • временно_человек
    • Просмотр профиля
Re: Тема жертвы и палача в литературе
« Ответ #11 : 22.10.2008, 12:26:04 »
Дюрренматта всегда интересовала тема правосудия; причём, как правило, идея двойственности характерна всем его произведениям, жертва и палач, узник и надзиратель у Дюрренматта слиты воедино. я думаю, вас могла бы заинтересоваться его радиопьеса "Ночной разговор" (кстати, по её мотивам Марком Захаровым был поставлен спектакль "Плач палача") и произведение с красноречивым названием "Судья и палач".
а вообще по вашей теме лучше всего ознакомиться с литературой по виктимологии, если вас это не смутит.

РАДУГА

  • Гость
Re: Тема жертвы и палача в литературе
« Ответ #12 : 22.10.2008, 13:52:26 »
 :)
« Последнее редактирование: 27.10.2008, 10:28:53 от РАДУГА »

Оффлайн НатэллаСорэ

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 10
  • Рейтинг: 1
  • временно_человек
    • Просмотр профиля
Re: Тема жертвы и палача в литературе
« Ответ #13 : 22.10.2008, 15:18:47 »
Цитировать
где можно послушать радиопьесу "Ночной разговор"?

Затрудняюсь ответить. Я, к сожалению, эту пьесу не слушала, а читала в одном из сборников.

Цитировать
Литература по виктимологии тоже никак не смутит. Если есть что-то на примете, особенно, в интернете - порекомендуйте, пожалуйста.

Есть, но список внушителен. Итак, виктимология (лат. victima - жертва) - особый раздел криминологии, учение о жертве преступления. Изучает личность жертвы, отношения между преступником и жертвой в целях предупреждения преступности.
Литературные источники по виктимологии

• Алексеев А.И., Васильев Ю.В., Смирнов Г.Г. Как защитить себя от преступника. - М., 1990
• Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во.Моск.ун-та,1990.
• Антонов Романовский Г.В., Лютов А.А. Виктимность и нравственность // Вопр. борьбы с преступностью. - М.,1980. - Вып.33.
• Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. - М., 1973
• Антонян Ю.М. Психология убийства. - М.: Юристъ,1977
• Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов - М.:ЮНИТИ, 1999.
• Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения - Л.: Наука, 1985
• Балобанова Л.М. Судебная патопсихология - Д.: Сталкер,1988.
• Бафия Е. Проблемы криминологии: диалектика криминогенной ситуации. - М.:Юрид.литература., 1983.
• Безопасность и здоровье нации в аспекте преступности. - М.: Криминологическая ассоциация,1996.
• Белоус Т.А., Туляков В.А. Доктрина безопасности. - Одесса, АО "Бахва",1995
• Блиндер Б.А. Объект преступления и потерпевший в преступлениях против личности. // Проблемы советского государства и права. - Ташкент, 1970
• Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988.
• Бэскинд Э. Энциклопедия личной безопасности. - М.: Аквариум, 1995.
• Веселуха В. Значение виктимологической профилактики в системе предупреждения преступности //Право Украины. - 1999. -№ 10.
• Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.:Изд-во МГУ, 1990.
• Ворошилов С. Общественный контроль и социальная безопасность человека и общества //Криминологическая ситуация и безопасность в обществе: Материалы Первого Международного Причерноморского cоциально-девиантологического симпозиума.- Кишинев, 1995.- Т.1.
• Вандышев В.В. Виктимологический аспект преступлений, совершенных при превышении пределов необходимой обороны или в состоянии аффекта.// Вестник ЛГУ - 1977 - № 5.
• Виктимологические аспекты криминалистики: Сб.науч.тр.- Ташкент,1981.
• Голина В.В. Специально-криминологическое предупреждение преступлений (теория и практика) - Дисс...д-ра юр.наук. - Харьков, 1994
• Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М.: Зеркало,1996.
• Дагель П.С. Потерпевший в советском уголовном праве. - Владивосток, 1974.
• Дагель П.С. Уголовно-правовое значение поведения потерпевшего. // Виктимологические проблемы борьбы с преступностью. - Иркутск,1982.
• Даньшин И.Н. О правовом понятии насилия // Тяжкие насильственные преступления против личности: уголовно-правовые и криминологические проблемы предупреждения. Сб.науч.тр. - Мн,1992.
• Закалюк А.П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. - М.,1986.
• Зелинский А.Ф. Криминальная психология.- Киев, 1999.
• Зелинский А.Ф. Криминология: учебное пособие. Харьков,2000.
• Зер Х. Восстановительное правосудие. - М.: Центр "Судебно-правовая реформа", 1998
• Ильина Л.В. Уголовно-процессуальное значение виктимологии. // Изв.вузов. Правоведение. - 1975
• Г.Кайзер. Общественное мнение об уголовном законе, виновности, наказаниях, преступниках и жертвах // Материалы IV советско-западногерманского симпозиума по проблемам криминологии, уголовного права и процесса. - Киев: Наукова думка, 1990.
• Коновалов В.П. Виктимность и ее профилактика // Виктимологические проблемы борьбы с преступностью. - Иркутск, 1992.
• Конев А.А. Преступность и проблема ее реального измерения. /Автореф.
• Алексеев А.И. Криминология: курс лекций. - М.,1998.
• Криминальная полиция советует, как не стать жертвой преступления. Перевод с нем./ Сост.В.Ковальский. Киев.- "Гражданский мир".- 1992.
• Криминалистическая виктимология (вопросы теории и практики): Сб.науч.тр. - Иркутск.:Изд-во Иркутского госуниверситета, 1980
• Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования: Учеб.пособие. - М.: Форум-Инфра-М,1998.
• Курс советской криминологии: Предмет. Методология. Преступность и ее причины. Преступник. - М.: Юрид. литература, 1985.
• Лазарев В.В. Выявление закономерностей правомерного поведения.// Сов. государство и право. - 1983. - № 11.
• Лоренц К. Агрессия (так называемое зло): Пер. с нем. - М.: Прогресс. - 1994
• Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М.,1997.
• Минская В.С., Чечель Г.И. Виктимологические факторы и механизм преступного поведения. - Иркутск: Изд-во Иркутского госуниверситета, 1988.
• Минская В.С. Опыт виктимологического изучения личности преступника // Вопр. борьбы с преступностью - 1972 - № 17
• Минская В.С. Отрицательное поведение потерпевшего - одна из основных категорий виктимологии // Сов. государство и право - 1980. - № 5.
• Остроумов С.С., Франк Л.В. О виктимологии и виктимности // Сов. государство и право - 1976 - № 4.
• Яцек Палкевич. Выживание в городе. - М: Карвет, 1992.
• Полубинский В.И. Правовые основы учения о жертве преступления - Горький, 1979.
• Преступления, совершаемые с особой жестокостью. (научный обзор результатов исследования)/ Кол.авт. под рук. А.П.Закалюка. - Киев,1989.
• Ривман Д.В. К вопросу о социально-психологической типологии потерпевших от преступления. // Виктимологические проблемы борьбы с преступностью: Сб. науч. тр. - Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1981.
• Ривман Д.В. О некоторых понятиях криминальной виктимологии.//Виктимологические проблемы борьбы с преступностью: Сб.науч.тр. - Иркутск: Издание Иркутского госуниверситета, 1982
• Ривман Д.В. О содержании понятия "виктимность" // Вопросы теории и практики борьбы с преступностью. - Л.: ВПУ МВД СССР, 1974.
• Ривман Д.В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. - Л., 1975.
• Рыбальская В.Я. Методика изучения личности потерпевшего. - Иркутск, 1975
• Рыбальская В.Я. Виктимологическая характеристика несовершеннолетних преступников.// Виктимологические проблемы борьбы с преступностью: Сб.науч.тр. - Иркутск, 1988.
• Соболева С.В. Виктимологический аспект конфликтных ситуаций в семье // Вопр. борьбы с преступностью - 1976 - № 25.
• Сомин В.Н. Зарубежные виктимологические этюды.// Криминалистическая виктимология: вопросы теории и практики: Сб.науч.тр. - Иркутск, 1980
• Социальные отклонения - М: Юрид.литература, 1989
• Тартаковский А.Д. Виктимологическая классификация потерпевших от преступлений, совершаемых в сфере семейно-брачных отношений // Потерпевший от преступления: (уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, криминологические и психологические аспекты): Труды по правоведению /Ученые записки Тартусского госуниверситета - Тарту: ТГУ, 1987.
• Трофимов С.В. Криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления против личности на почве семейно-бытовых отношений // Проблемы изучения личности правонарушителя. - М.: МГУ, 1984.
• Тузов А.П. Мотивация противоправного поведения несовершеннолетних - К., 1982.
• Туляков В.А. Проблемы развития отечественной виктимологии // Юридический вестник - Одесса, 1994 - N 1
• Шестаков Д.А. Семейная криминология: семья - конфликт - преступление. - СПб.: изд. СПбУ, 1996.
• Франк Л.В. Об изучении личности и поведения потерпевшего (нужна ли советская виктимологияi) // Вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминологии - Душанбе, 1966
• Франк Л.В. Виктимологическая характеристика личности преступника // Теоретические проблемы изучения личности преступника: Сб.науч.тр. - М., 1979
• Франк Л.В. О классификации потерпевших в целях виктимологических исследований // Вопросы уголовного права, прокурорского надзора, криминалистики и криминологии: Сб.науч.тр. - Душанбе, 1968
• Франк Л.В. Об изучении виктимности на психологическом уровне. // Вопросы судебной психологии. - М.,1971
• Франк Л.В. Роль виктимологических исследований в разработке криминалистической тактики // Актуальные вопросы государственного строительства и укрепления социалистической законности в Таджикской ССР: Сб.науч.тр. - Душанбе, 1973
• Франк Л.В. Виктимология и виктимность (об одном из направлений в теории и практике борьбы с преступностью) - Душанбе, 1972
• Франк Л.В. Потерпевший от преступления и проблемы советской виктимологии - Душанбе, 1977
• Франк Л.В. Понятие криминальной виктимологии и виктимности и некоторые ее аспекты в преступлениях против жизни и здоровья.// Вопросы криминалистики, криминологии и судебной экспертизы - Баку, 1972 - № 15.
• Франк Л.В. Виктимность // Соц. законность - 1975. - № 5
• Холыст Б. Факторы, формирующие виктимность. // Вопросы борьбы с преступностью. - М.,1984. - Вып.41.
• Чечель Г.А. Жестокий способ совершения преступлений против личности. - Нальчик: Нарт, 1991.
• Яковлев А.М. Теория криминологии и социальная практика. - М., 1985.

Цитировать
Меня не столько интересует традиционное распределение ролей в связке "жертва-палач", сколько  такой угол зрения, при котором палач и жертва выступают как две стороны одной медали, то есть со временем меняются ролями.

Традиционного распределения у Дюрренматта, если я не запамятовала, нет. Жертва-палач, страж-узник у него сплавлены воедино.

Основным защитным механизмом, я думаю, является врождённый инстинкт самосохранения. В самый сложный момент помогает не сломаться способность критически осмыслить происходящее, не совершая необдуманных действий, не впадая в панику и отчаяние. Чёткая работа мысли, контроль над своими эмоциями. имхо.

А вот вам один интересный факт из виктимологии (хотя, наверное, вы об этом наслышаны): наука свидетельствует, что непосредственно перед уже неизбежной насильственной смертью жертва вдруг испытывает непреодолимую любовь к своему убийце. этот феномен до сих пор не могут объяснить.

РАДУГА

  • Гость
Re: Тема жертвы и палача в литературе
« Ответ #14 : 22.10.2008, 15:51:32 »
 :)
« Последнее редактирование: 27.10.2008, 10:29:11 от РАДУГА »

 

Яндекс.Метрика