На днях познакомился с творчеством и личностью некоего
Дмитрия Глуховского, автора двух версий романа "Метро 2033", одной версии романа "Сумерки". Его дебют в 2007 году отмечен на
EuroCon. Мне лично литературные достоинства произведений этого писателя кажутся несколько преувеличенными.
Кроме сочинительства Дмитрий Глуховский известен забавными постами в
своем ЖЖ. Например,
таким. Но поводом для создания темы стало
вот что. Для удобства я процитирую:
ФЛЭШМОБ ЗА СВОБОДУ ИНФОРМАЦИИ
А вообще, дорогие френды...
Вот вас 2200 человек. Кросс-посты сделали пока только 60.
Я тут ратую за свободу информации...
Слабо мобилизоваться и у себя в ЖЖ сделать флэшмобы - призвать всех ставить кросс-посты на этот пост http://dglu.livejournal.com/71342.html ?
ФЛЭШМОБ ЗА СВОБОДУ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ!
Против гнета копирайтеров и издательств, против жерновов книжного рынка!
А?
Себя Глуховский подает как "борца": романы у него в свободном доступе в сети по его инициативе, и в магазинах снижения цен на свои книги он добивается... Но бог с ним, с Глуховским. Легко кричать о свободной интеллектуальной собственности, когда себе на хлеб с маслом всегда можешь журналистикой заработать.
Вопрос, по-моему, очень серьезный. При капиталистическом способе хозяйствования писателям нужно на что-то жить, казалось бы, никуда не деться от некрасивых разбирательств как с Harry Potter Lexicon и его автором. Сфера производства нематериальных ценностей знает другие примеры: свободное распространение программного обеспечения; Эйнштейн не получал деньги, если кто-то излагал положения специальной теории относительности (т.е. его интеллектуальную собственность) в своих книгах. Чем литература принципиально отличается? Копирайт прежде всего нужен тем, кто со своими книгами согласен быть товаром, тем, кто стремится к конкурентноспособности. Главный мотив для нарушителя авторских прав, как мне кажется, жажда обогащения. Может быть, капиталистический строй, апеллирующий к этой жажде, не самый лучший из возможных, по крайней мере, для искусства?