Прошло ровно пятьдесят лет после присвоения Нобелевской премии Борису Пастернаку, символизировавшего падение пресловутого «железного занавеса». С тех пор круг претендентов на награду можно считать вполне полноценным, не допускающим каких-либо изъятий. Важно и то, что в этом историческом отрезке не производилось присуждений «смежникам»: философам и историкам
Как же распределились лауреаты по основным литературам мира за последние полвека?
Если бы в этом году увенчали не француза, а кого-нибудь другого, то первенство досталось бы русской литературе, имеющей четверых нобелиатов (Пастернак, Шолохов, Солженицын, Бродский). Теперь столько же и у французской (Сен Жон-Перс, Сартр, Симон, Леклезио). По три награждённых у американской (Стейнбек, Беллоу, Моррисон), английской (Голдинг, Пинтер, Лессинг), немецкой (Закс, Бёлль, Грасс) и итальянской литератур (Квазимодо, Монтале, Фо). Но это при условии, что Башевис Зингер принадлежит самобытной еврейской, а не американской культуре, а Найпол — тринидадский, а не английский писатель (по той же логике, что Гао Синцзянь — не французский, а китайский, а Милош и Бродский — тоже не американские; как не английский — Канетти и не шведская — Закс). Иными словами, миграция не в счёт.
По две премии имеют следующие литературы: греческая (Сеферис, Элитис), ирландская (Беккет, Хини), испанская (Алейсандре, Села), шведская (Мартинсон, Юнсон), польская (Милош, Шимборская), австрийская (Канетти, Елинек), южноафриканская (Гордимер, Кутзее), японская (Кавабата, Оэ) и еврейская (Агнон, Башевис Зингер).
Остальные пятнадцать наград распределены между представителями разных литератур. Если группировать по регионам, то четверо лауреатов относятся к различным европейским (Андрич, Сейферт, Сарамаго, Кертес), четверо — испаноязычным латиноамериканским (Астуриас, Неруда, Гарсиа Маркес, Пас), трое — восточным (Махфуз, Гао Синцзянь, Памук), двое — англоязычным вест-индским (Уолкотт, Найпол), двое — прочим англоязычным (Уайт, Шойинка).
Давайте обсудим, насколько показательна эта статистика. Отражает ли она общие тенденции развития национальных литератур? Объективна ли картина в целом? Справедливо ли считать идущих впереди Россию, Францию, США, Англию, Германию и Италию «большой литературной шестёркой»?