ну, победа над спартаком уже будет выглядеть гораздо бледнее после порту, поэтому откладывать не стану. я бы предположил, что самым значительным в творчестве Транстремера может считаться "поэзия, которая с помощью парадоксальных метафор передает особенности восприятия человеческой психологией окружающего мира". эта тема - тема рецепции окружающего пространства, которое посредством парадоксальности метафорических связей, возникающих в сознании, оказывается включенным в это сознание и, следовательно, перестает быть внешним, - начиная со сборника Незавершенное небо (1962 г.) становится центральной для всего его творчества. Возможно, две лучших коды к его творческой манере это длинное стихотворение Шубертина (из сборника Барьер истины, 1978 г.) и заглавная Траурная гондола, из одноименного сборника 1996 г. Будучи психологом по образованию (причем, долгое время психологом практиковавшим), Транстремер осознает различие между объективно существующим миром и тем, который человек воспринимает. Его поэзия, построенная на неожиданных метафорах, как бы развивающих наследие европейского экспрессионизма и сюрреализма, старается заполнить пробел между двумя этими пространствами: тем, что существует вне, и тем, что воспринимается человеком. И, если в первых двух его сборниках (17 стихотворений, Тайны на пути) центр тяжести был смещен на мир "объективный", затем в рамках практически остающейся неизменной творческой манеры появляется то, что позволяет назвать эту поэзию гуманистической, или даже - идеалистической. Появляется сознание, воспринимающее этот объективный мир. При этом, от сюрреалистов с их автоматическим письмом Транстремера отличает одно важное обстоятельство, опять же связанное с его психологическим образованием. Понимая значение межполушарной асимметрии, он старается строить стихотворение на стыке между рациональным и иррациональным началом, - баланс между неожиданными, нелогичными образами и трезвым, последовательным осознанием трагического положения человека в мире (и современном, конкретно-политическом, глобализирующемся, и мире вообще) - еще одна важная особенность его поэзии, делающая ее значение универсальным.