bibliographer
Я верю в то, что Андрич был одним из многих претендентов и не обязательно самым достойным. Снова тот же вопрос: почему он, а не, например, Берроуз? Кто сейчас знает Андрича, кто из современных известных авторов назвал его своим учителем? У меня есть приятель из Сербии, он кое-что читал из Андрича. Знакомая из Хорватии слышала это имя. И это притом, что они в принципе читающие люди. Читали Рушди и Павича, например. Я не говорю о том, что он плохой или даже средний писатель. Я вообще не даю оценок, просто задаюсь вопросом о роли НП в мировом литературном процессе. Насколько я помню, был замысел премировать лучшие идеалистические произведения года. Ну, так эту функцию премия не выполняет. Допустим, что ее задача - отмечать некое объективное развитие литературы. Очевидно, что с ней она тоже не справляется, потому что о трети лауреатов не знают даже литераторы. Я прихожу к выводу, что НП превращается в медийное событие класса фестиваля "Оскар". А раз так, то можно вести себя соответственно. Не стесняться некоего якобы слабого уровня нашей литературы (по сравнению с другими) и самым наглым образом навязывать своих кандидатов. Как в любой политике.
Я с Вами согласен насчет особенностей нашей традиции. Хотя в таких масштабных обобщениях трудно провести четкую границу. По-моему, пейзажи Стейнбека в "Гроздьях гнева" вполне аутентичны. И, на мой взгляд, у нас сейчас большие проблемы как раз с action'ом. Т.е. с элементарно внятным рассказом истории. Открываешь какой-нибудь "Октябрь" и читаешь добротно написанную бытовуху про хрущевки или офисы или то, как кто-то взял кредит на машину. Пусть это хоть со ста пейзажами написано, я лично это читать не буду. Шведские академики скорее всего тоже. "Диалектика души" - это прекрасно, но чтобы эта традиция работала, для нее нужен соответствующий материал. Между тем ряд прогрессивных авторов 20-го века пришли к заключению, что у современного (западного) человека души-то как раз и нет. Поэтому перед литературой могут стоять и другие задачи. Создание новой мифологии, нового языка, возможно, проект нового человека и другие подобные вещи. Не думаю, что Андрич мог бы что-то сказать по этому поводу. А вот некогда гонимые маргиналы вроде Берроуза - вполне себе и весьма по делу.
Резюме: нужно определиться не столько в том, какой мы видим нашу литературу, сколько в том, каком мы видим роль Нобелевской премии.