sibkron
Я бы тоже не стал утверждать, что у современной русской литературы может быть какой-то исключительный статус. Просто я не верю, что он также может быть даже у многих "топовых" зарубежных авторов (рассматриваемых в качестве кандидатов на НП). Тут, пожалуй, надо определиться с критериями. Я считаю, что сам статус НП сегодня сильно завышен. Понятно, что премия раз в год. Понятно, что всем не дать. Понятно, что давать надо за "серьезное". Понятно, что нужно отмечать не столько автора, сколько традицию или направление, которое он собой выражает. Так вот, на мой взгляд, было бы неплохо, если бы шведские академики хоть немного признавали авторов, которые реально двигают вперед словесность как искусство. Развивают его, предлагают новые решения. Я понимаю, что какой-нибудь Иво Андрич мог создать большие эпические вещи, но премия ему - это премия тематике и географии. А какой-нибудь параллельный У.Берроуз, который фактически реформировал язык и нарративную структуру и повлиял на кучу людей, остается не замеченным. Берем ту же фантастику, типа низкий жанр. Премируя старушку Лессинг, что хотят сказать академики? Что они считают ее выразителем ВСЕЙ фантастической традиции за ВСЮ вторую половину двадцатого века? Да это же просто бред. В фантастике за это время несколько парадигм сменилось, успели родиться и умереть жанры. Действительно куда уместнее было бы дать хотя бы Толкину. Я все это говорю к тому, что суета вокруг НП превращается в толкотню у полуночного киоска, где разница между покупателями просто стирается. Объявляя о Герте Мюллер, Энглунд даже объяснить не смог нормально журналисту "почему ее надо читать". Поэтому вполне можно туда соваться и Маканину, и Шарову и кому угодно. И, между прочим, предлагая Пелевина, я не так уж и шучу. Конечно, он несколько примитивен, развязен в языке, тасует одни и те же темы, не особо работает над стилем, разве что над "месседжем". Зато он смотрит куда надо, и в этом смысле многих превосходит просто по масштабу.