Автор Тема: 1955 Халлдор Лакснесс - Брехкукотская летопись  (Прочитано 14291 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн SiR

  • Петер Энглунд
  • *****
  • Сообщений: 662
  • Рейтинг: 48
  • Редактор сайта NobLit.Ru
    • Просмотр профиля
    • Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
«Брехкукотская летопись» построена в виде хроники, которую ведет главный герой Аульвгримур, начиная со своего детства и кончая отрочеством, когда он заканчивает гимназию. Брехкукот – это небольшое местечко, которым владеет старик Бьерн, которого главный герой называет дедушкой. Есть у него также и бабушка, но в действительности они не являются родными ему. У дедушки с бабушкой его оставила настоящая мать, которая потом исчезла. В Брехкукоте маленький Аульвгримур жил в торфяной хижине, на крыше которой росли сорняки. Эта бедная хижина одновременно была странноприимным домом, ставшая пристанищем для по меньшей мере полудюжины человек. Кто-то появлялся здесь временно, кто-то жил постоянно, а кто-то приходил только для того, чтобы умереть. Среди постоянных жильцов, обосновавшихся на чердаке, был человек известный как инспектор, а также начинающий слепнуть моряк, который водил корабли в Дании и вроде как дослужился до звания капитана. Аульвгримур проводит свободное время на кладбище, которое расположено неподалеку от хижины, и иногда помогает пастору хоронить бедняков, используя свой певческий талант для исполнения похоронных псалмов. Аульвгримур вообще хорошо учится и ему прочат поступление в университет, но ему лично по душе призвание рыбака. Больше всего ему нравится ходить с дедушкой в море и ловить рыбу пинагора, в котором дедушка знает толк. Важной в сюжете является история Гардара Хоулма. Это исландский певец, добившийся всемирного признания и прославившего остров. Он необычайно богат, хотя является сыном экономки Кристины двадцать пять лет назад умершего пономаря. Некогда он был безвестен, но местный предприниматель, сделавший деньги на продаже вина рыбакам, оплатил его обучение в Европе, и он стал известен. Теперь в Исландии его ждут как никого другого. В честь его приезда устраиваются целые представления. Ожидают, что он даст большой концерт на родине. Однако за время летописи он приезжает три раза и все время где-то прячется и обещанного концерта не дает. Лишь один раз он показывается на публике у предпринимателя-благодетеля, но там выкидывает какой-то клоунский номер, который никто не оценил. А потом и вовсе гибнет на острове. К этому времени Аульвгримур получает от той же семьи предпринимателей деньги на обучение пению. Правда, он от них отказывается, потому что деньги теперь есть у дедушки – он продал Брехкукот. Аульвгримур отправляется на пароход, чтобы плыть учиться.

«Брехкукотская летопись» принадлежит к произведениям с загадочным сюжетом. Загадка касается образа прославленного певца Гардара Хоулма. Складывается впечатление, что он вообще никакой не певец. В общении с Аульвгримуром он поддается фантазии и рисует возможную судьбу последнего. В этой фантазии ему не удается стать певцом, зато получается превратиться в выдающегося клоуна и обогатиться. Это Хоулм говорит об Аульвгримуре, предлагая ему выбрать соглашаться или нет с таким превращением. Но, похоже, что Хоулм рассказал собственную историю. Тогда получает объяснение его клоунская выходка на вечере у предпринимателя. Да и в гостинице, где он остановился, в чемоданах после его смерти находят кирпичи – сплошная мистификация.

В каком-то смысле это произведение Лакснесса посвящено выбору пути. Пастор говорит Аульвгримуру, что главное в пении – это найти чистый тон. То же ему говорит Хоулм. И юный главный герой, как кажется, движется к обретению этого тона. Он у писателя приобретает какое-то мифически-священное звучание. Он похож на юнгианский архетип самости, хотя для Лакснесса он принимает скорее чисто христианский смысл.
 
Действие книги происходит до обретения Исландией независимости. Здесь Исландия часть Дании, и на острове даже почитается достижением, например, служить на датском флоте. Сконцентрировавшись на описании почвеннического мира родной страны, Лакснесс вообще не заостряет проблематику, связанную с борьбой за освобождения от датского ига. Ему более важно раскрыть мир рыбаков и скотоводов, мир небольших городков, где сталкиваются люди разного социального статуса. Не остается он в стороне и от веяний времени. Так, в хижине у дедушки Бьерна однажды появляется пара, мужчина и женщина. Женщина тяжело больна, правда, непонятно чем. А мужчина увлекается тайными эзотерическими учениями. Когда у женщины припадки, она выдает странные письмена. Связавшись с разными эзотериками мира, мужчине удалось установить, что эти письмена принадлежат народности, жившей в Гималаях четыре тысячи лет назад. Таким образом, женщина (которую, кстати, зовут Хлоя) в прошлой жизни жила там. Так же она в представлении мужчины некогда была возлюбленной Горация. Мужчина пытается ее вылечить разными заклинаниями и йогой, но все безуспешно. Помогают отчего-то руки Аульвгримура. Его провозглашают целителем. Эта история рассказана Лакснессом почти без иронии, хотя, конечно, сам он скорее всего относится к ней не вполне серьезно. Важное другое – этим он показал возраставший интерес европейцев к эзотерике, который докатился и до Исландии.

Несмотря на отчасти вымышленный сюжет, после чтения этой книги остается почти документальное ощущение того, что сам съездил в Исландию начала 20-го века. Лакснесс показал себя подлинным летописцем истории своей страны.         
Какую можно вести дискуссию, если одного участника удивляет, что другой прочитал 26 из 103 лауреатов, т.е. одну четверть?! И это называется редким примером начитанности! (c) bibliographer

 

Яндекс.Метрика