Автор Тема: Одиночество есть человек в квадрате  (Прочитано 26605 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн SiR

  • Петер Энглунд
  • *****
  • Сообщений: 662
  • Рейтинг: 48
  • Редактор сайта NobLit.Ru
    • Просмотр профиля
    • Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
Это строчка из стихотворения Бродского "К Урании". На самом деле, можно было бы считать это обыкновенной красивостью с абстрактым смыслом. Однако сравнения Бродского подчас слишком материальны и слишком овеществлены, что невольно толкает нас к поиску точных значений. Возможно, что это не тот случай, однако здесь тоже даны вполне материальные образы, которые нам привычны, и нет явного метафизического налета, проистекающего из внешней непонятности фразы. Здесь все как-то очень конкретно. Может, и смысл можно конкретный найти?
Какую можно вести дискуссию, если одного участника удивляет, что другой прочитал 26 из 103 лауреатов, т.е. одну четверть?! И это называется редким примером начитанности! (c) bibliographer

Оффлайн Architect

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 718
  • Рейтинг: 30
  • Администратор сайта noblit.ru
    • Просмотр профиля
    • noblit
Варианты ответа, которые приходят сразу - человек в квадрате окна один. Человек в квадрате комнаты, в четырех стенах. То есть просто ограничение. Человек внутри квадрата - вот тебе одиночество. У кого какие еще версии есть?
(кому нужно видеть текст стихотворения перед собой, напоминаю, что он проскакивал, например, здесь)

Оффлайн Palaeozoic

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 6
  • Рейтинг: 1
    • Просмотр профиля
Человек, умноженный сам на себя.  Когда он одинок, он становится больше, глубже.

Оффлайн Ункулункулу Мбондо

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 7
  • Рейтинг: 0
  • МАРРИМБА!!!
    • Просмотр профиля
    • Ольга Степнова пишет детективы. Для самых близких. Читает вся страна
Главное, не извлекать потом корень
Свободу красным комиссарам, кубинским летчикам и китайским пандам!!!

Оффлайн Stranger in the Night

  • Академик
  • ****
  • Сообщений: 390
  • Рейтинг: 7
  • Amor stat
    • Просмотр профиля
    • моя нора
Думаю, что всё-таки в первую очередь красивость. У Бродского это бывает.
Но иногда в тексте появляется то, чего автор в него вроде бы не вкладывал. Исходя из этого, можно искать и смысл. Например, такой: человек без квадрата - это конкретная фигура, а человек в квадрате - это абстракция, вырастающая за пределы известного нам порядка вещей. Как вечность или любовь. Или одиночество, почему нет?
Так   вот, единственное,  чему можно
верить, -  это  шуму и  пению, они настоящие,  а  все  остальное  - обман.
Кафка "Замок"

Оффлайн Architect

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 718
  • Рейтинг: 30
  • Администратор сайта noblit.ru
    • Просмотр профиля
    • noblit
Чтобы появилась такая абстракция, мало ее просто назвать. Допустим, что понять логически ее не возможно, но ведь ее надо описать, чтобы человек знал, какие ему чувства испытывать. Если я скажу "Да будет новая абстракция - человек в круге", из этого ничего не будет следовать :)

Оффлайн badjamy

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 96
  • Рейтинг: 2
    • Просмотр профиля
Мне кажется, это мог бы быть человек, присыщенный самим собой. А ещё вероятнее было вложено два смысла, один из которых
человек в квадрате окна один. Человек в квадрате комнаты, в четырех стенах.

Оффлайн Maga

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 2
  • Рейтинг: 0
    • Просмотр профиля
мне кажется, что в этих словах отразился сам Бродский, он поставил перед собой зеркало,ведь разве стихи для человека- не являются отражением его самого?
 Человек сам по себе- одинок, непонятен, он- изгнанник, его жизненный путь- -это вечное странствование, мечущаяся душа, порывистая и необузданная - все это делает его несчастным, но в тоже время, и отличным, непохожим ни кого, обособленным в своей одинокой крепости, постороеной из тоски, грусти, ностальгии, невзаимной любви и т.д. и т.п. .....
простое математическое действие - умножение: грусть на боль, тоску на печаль, твою на мою, а может и мою на свою, или твою на твою-вот и выходит-  одиночество есть человек в квадрате...

Оффлайн Architect

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 718
  • Рейтинг: 30
  • Администратор сайта noblit.ru
    • Просмотр профиля
    • noblit
Да, точка зрения с математическим возведением в квадрат пока самая вероятная. Однако, она абсолютно не отменяет остальные. Скорее, они подчеркивают друг друга. Что же касается Бродского, то он в разговоре с Волковым достаточно пренебрежительно относился к своим "стишкам", как он сам их называл. Сложилось впечатление умного, приятного, с чувством юмора, но весьма надменного человека. Хотя, быть может, это просто мне так показалось.

Оффлайн Stranger in the Night

  • Академик
  • ****
  • Сообщений: 390
  • Рейтинг: 7
  • Amor stat
    • Просмотр профиля
    • моя нора
Он очень серьёзно к ним относился. Помните "Египетские ночи"? "Когда на него находила "эта дрянь" - так он называл вдохновение..." Вот и с Бродским примерно так же. Надменность - от уязвимости.
Я думаю, что нужное впечатление получается не от того, что логически выводится из формулы "человек в квадрате". А от комплекса слов, их смыслов, звучания... не знаю что. Как у Г. Иванова:

Полутона рябины и малины,
В Шотландии рассыпанные втуне,
В меланхоличном имени Алины,
В голубоватом золоте латуни.
Сияет жизнь улыбкой изумлённой,
Растит цветы, рассстреливает пленных -
И входит гость в Коринф многоколонный,
Чтоб изнемочь в обьятьях вожделенных!

В упряжке скифской трепетные лани -
Мелодия, элегия, эвлега...

И так далее, и тому подобное. :)
Так   вот, единственное,  чему можно
верить, -  это  шуму и  пению, они настоящие,  а  все  остальное  - обман.
Кафка "Замок"

Оффлайн badjamy

  • Библиотекарь
  • **
  • Сообщений: 96
  • Рейтинг: 2
    • Просмотр профиля
В "диалогах с Бродским", помоему проскальзывала мысль, что к изданию своих стихов не относился серьёзно. А касательно их сочинительства, он иногда брал идеи других поэтов и продолжал их с того места где они были закончены, таким образом добавляя некий элемент соревновательности.

Оффлайн forwalaka

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 2
  • Рейтинг: 0
    • Просмотр профиля
Человек в квадрате – сразу и алгебра, и геометрия. Интересно. Одиночество. У меня картинка в голове – человек, мечущийся в пустой квадратной комнате из угла в угол, все углы стерильно одинаковы. Только вот насчёт алгебраического варианта всё-таки не могу почувствовать – почему надо умножать себя на себя. Какая-то тут ошибочка. Или, может, кто объяснит мне?

Оффлайн время и стекло

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 4
  • Рейтинг: 0
    • Просмотр профиля
Стихотворение действительно необыкновенно красивое.
и сразу мое мнение про человека в квардаре..
на мой взгляд это прежде всего красивая фраза,а не главная идея стихотворения...
что касается человека,мечущегося в четырех стенах и одиночества (forwalaka ),то я думаю,что человек одинок не изза того,что он в ограниченном пространстве,а как раз потому,что вокруг него пространство гораздо большее,чем он сам.Он чувствует и его огромность,и то,что он бесконечно мал в сравнение со всем этим. Он мал,значит он ограничен,а что может чувствовать ограниченное к бесконечности..
А что касается "в квадрате",мне нравится тема про зеркало (Мага),человек,созерцающий себя в зеркале,(или не обязательно в зеркале,допустим,самосозерцающий человек,)и есть человек в квадрате..это и есть предел одиночества
ВСЕХ В ПЕЧЬ!!

Оффлайн НатэллаСорэ

  • Читатель
  • *
  • Сообщений: 10
  • Рейтинг: 1
  • временно_человек
    • Просмотр профиля
Все комментарии, безусловно, интересны. Но у меня сразу же возник только один и я полагаю, ему суждено остаться единственным: человек в квадрате – это человек, помноженный на себя. иными словами, вспомним «квадрат числа». Два в квадрате есть два умноженное на себя, точно так же – с любым другим числом. По-моему, Иосиф Александрович имел в виду именно это. Разумеется, я согласна с Palaeozoic. Над этой строкой я задумалась ещё пять лет назад и с тех пор моё мнение ничуть не изменилось. Бродский как человек, уставший от людей, как мизантроп и одиночка, прекрасно понимал, что такое быть умноженным на себя. На мой взгляд, ни о каких красивостях не может идти и речи, если мы говорим о Бродском. Этот человек никогда не употреблял слов необдуманно, ему был чужд преображающий эффект красивости ради. Каждое слово, каждая рифма были единственно верными и поэт всегда хотел сказать гораздо больше, чем просто Слово.

 

Яндекс.Метрика