Вопрос о том, почему тому или иному писателю дали Нобелевскую премию, а вот другому писателю, но тоже хорошему, не дали - обсуждается довольно давно и даже можно сказать ожесточенно (и самый, наверное, большой камень преткновения здесь - это проблема с Л. Толстым).
Кому интересна тема "некорректности" Нобелевской премии по литературе, тот может познакомиться с трудами Вадима Кожинова (Нобелевский миф и т.д.).
Кстати, к уже упомянутым "обиженным" Прусту, Джойсу, Набокову многие добавляют Ш. Андерсона, Брехта, Валери, Гарсия Лорка, Золя, Драйзера, Ибсена, Кафку, Рильке, Фицжеральда, Твена, Уэллса, Гарди, Чехова и многих других.
Но вернемся к великому Л.Н. Толстому. Ведь многоуважаемый Лев Николаевич был самым главным претендентом на вручение Нобелевской премии (премии по литературе и премии мира) с 1901 года до самой кончины (а в 1901 и 1902 гг. все только и говорили, что премия достанется именно ему, но...). Пресловутое НО...
Секретарь академии Карл Вирсен, признал, что Толстой создал бессмертные творения, но Толстой, по мнению Вирсена, "осудил все формы цивилизации и настаивал взамен них принять примитивный образ жизни, оторванный от всех установлений высокой культуры... Всякого, кто столкнется с такой косной жестокостью (?) по отношению к любым формам цивилизации, одолеет сомнение. Никто не станет солидаризироваться с такими взглядами"... В официальном заключении комитета сказано, что Толстой “отстаивал ценности крестьянской цивилизации” в ее борьбе с наступлением капитализма.
Довольно натянутая формулировка, Вам не кажется?
Поэтому существует еще одна версия "невручения" премии Толстому и связана с отлучением Толстого от церкви в связи с выходом романа "Воскресение", а анафема церкви вышла от 20-22 февраля 1901 года - именно в год предполагаемого лауреатства Толстого. Давайте прочтем, что было написано в анафеме по отношению к автору:
"он
-а) проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов Православной Церкви и
-б) самой сущности веры христианской:
+1. отвергает личного живого Бога во святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной
+2. отрицает Господа Иисуса Христа √ Богочеловека
+3. отрицает Иисуса Христа как Искупителя , пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения
+4. отрицает Иисуса Христа как Спасителя мира
+5. отрицает воскресшение Иисуса Христа из мертвых
+6. отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа
+7. отрицает девство до рождества Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии
+8. отрицает девство по рождестве Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии
+9. не признает загробной жизни
+10. не признает мздовоздаяния;
+11. отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа
+12. ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа,
не содрогнулся подвегнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию."
Как Вы думаете, какой был бы скандал, если бы академия присудила ПЕРВУЮ же премию автору, отлученному от церкви по дюжине "оснований" (вспомните недавний скандал с голландскими газетами и религиозными карикатурами). У комитета академии просто не хватило духу пойти на такой поступок (может они были и правы, считая, что предотвращают религиозные волнения в Европе???), а официальное заявление - просто прикрытие очевидных вещей. Повторяю, что это всего лишь версия.
Кроме того, из Толстого "выдавили" отказ принять премию (потому что у него и так много денег и зачем она ему нужна непонятно), но это было уже в 1906 году.
И подобных ситуаций (политических, экономических) с "непрсвоением" было на протяжении жизни Нобелевской премии довольно много, что позволяет говорить о ее некорректности.
Но здесь возникает один, вопрос - "Будучи академиком и предвидя возможные (пусть и с низкой степенью вероятности) непоправимые последствия в политической жизни целых стран, Вы бы взяли на себя ответственность принятия опасного решения?". К примеру - почему не дали премию Салману Рушди? (Нет это не моя точка зрения, но есть же и такие голоса).
По моему личному мнению, часть писателей, не отмеченных лаврами лауреатства, просто обогнали свое время, что не позволило им получить все награды, которых они заслужили, но в то же время - эти авторы не забыты своими преданными читателями и их произведения живут на книжных полках многих людей, а тот факт, что они живут в своих книгах, которые продолжают с удовольствием читаться, - это и есть для писателя главная награда, перед которой меркнут самые яркие звезды.