Здравствуйте!
Хочу в краткой форме поделиться своим мнением по поводу некоторых лауреатов, которых мне доводилось читать (по мере того, как вспомню).
1. Солженицын.
«В круге первом» - лживая книга, лишенная каких бы то ни было художественных достоинств.
2. Пастернак.
Сначала роман «Доктор Живаго» показался мне слабым. Он, действительно, не лишен недостатков. Главный герой излишне сентиментален; он идеализирован, обезличен настолько, что способен вызвать раздражение. И, тем не менее, это всего лишь недостаток книги. По величию, красоте и мощи ей, возможно, до сих пор нет равных.
3. Бунин.
«Жизнь Арсеньева». Роман понравился. Из недостатков могу отметить только один: форма чересчур уж довлеет над содержанием. Но премия вполне заслуженна.
4. Маркес.
Никогда не понимал его «Сто лет одиночества» - всех этих глупостей, которыми он напичкал свое творение. Впрочем, первая фраза гениальна; ее можно сравнить разве что с толстовской «все смешалось в доме Облонских». На том бы ему и остановиться.
5. Камю.
«Посторонний» хорош. Но, на мой вкус, немного небрежно написан.
6. Сартр.
«Тошноту» читал давно. Книга знаковая. Казалось бы, такую сложную идею нельзя выразить в художественном произведении. А он смог!
7. Иво Андрич.
«Травницкая хроника». Осталось ощущение необычайной скуки. Весьма странное решение комитета.
8. Гюнтер Грасс.
Особенно понравился «Под местным наркозом» - роман, который, кстати, считается у него самым слабым. Автор заслуживает внимания.
9. Генрих Белль.
«Бильярд» читал дважды. Интересный роман. Смущает только то, что живые люди подменены какими-то лозунгами и схемами. От этого книга превращается в манифест. Но автор самобытен. На его фоне повесть «Дом на набережной» Трифонова показалась мне беззубой. То бытописательство, в котором часто обвиняли последнего, по-моему, не свойственно Беллю ни в какой степени. Несмотря на то, что этих двух авторов иногда ставят вместе – это небо и земля.
10. Беккет.
«В ожидании Годо» подлинный шедевр. Одно из моих самых любимых произведений.
11. Дарио Фо.
«Свободная пара». Юмор. Посмеялся. Пошлость невообразимая.
12. Кутзее.
«Бесчестие». Не помню, чтобы премия присуждалась более заслуженно. Здесь уж точно: никакой «политики», только писательский дар. Роман во многом напомнил «Постороннего». Но, по-моему, он даже гораздо сильнее.
13. Томас Манн.
В «Будденброках» не вижу ничего особенного. «Волшебная гора», по-моему, просто бред сумасшедшего. Даже первую часть осилить не смог. А вот новеллы хорошие.
14. Гамсун.
Роман «Плоды земли» напомнил «Сто лет одиночества» с той разницей, что менее невменяемый. Дочитать, правда, не смог, заснул. Подозреваю, что у Гамсуна есть более удачные книги.
15. Фолкнер.
«Шум и ярость» еще один шедевр. Душераздирающая книга, пронизанная болью. Одна из моих любимых. И, конечно, рассказы! Чего стоит одна «Дранка для господа»!
16. Гессе.
Очень давно читал «Степного волка». По воспоминаниям это что-то пропитанное юношеским максимализмом. Но ничего плохого сказать не могу. Тогда понравилось.
17. Андре Жид.
Мнение со временем изменилось. Я, конечно, рискую навлечь на себя подозрения в гомофобии, но голубизна в его произведениях немного смущает. Примерно так же, как и в «Портрете Дориана Грея» (романе, в сущности, очень даже неплохом).
18. Франсуа Мориак.
«Тереза Дейскейру». Ничего интересного. Во всяком случае, до «Госпожи Бовари» ему далеко.
19. Хемингуэй.
Не знаю, как насчет нобелевки…
20. Голдинг.
В свое время меня потряс его роман «Свободное падение». Такого описания любви я больше нигде не встречал: когда герой размышляет о своей любимой примерно так: «расскажи, что это значит – быть тобой?»… Но один из его последних романов «Зримая тьма» - это просто какое-то убожество!
21. Сол Беллоу.
Хороший писатель. В стилистическом отношении его «Герцог» совершенен. Но почему-то я начинал читать его несколько раз, и все как-то не шло… Надеюсь добраться.
22. Зингер.
Пришлась по душе его «Шоша». Автор, которого стоит читать.
23. Бертран Рассел.
«История западной философии». Одна из лучших и увлекательных книг по философии, которые мне доводилось читать.
24. Бродский.
Есть очень хорошие стихи (особенно лирика), есть очень плохие, как, наверно, и у любого поэта.
25. Метерлинк.
Как раз на днях прочитал его пьесу «Вторжение смерти». Маленький шедевр.
26. Да, вот еще вспомнил: Юджин О, Нил.
"Алчба под вязами". Запомнилось жуткое сгущение красок. Американская трагедия. Короче, достоевщина...
Все, теперь, кажется, никого не упустил.
Спасибо, что выслушали. Если кто-то готов возразить или согласиться, с удовольствием отвечу.
С уважением,
Максим.