Лауреаты нобелевской премии в области литературы

Литературные форумы => Литература => Тема начата: SiR от 23.10.2014, 10:43:50

Название: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: SiR от 23.10.2014, 10:43:50
Ознакомился с гонкуроносным романом новоиспеченного лауреата. Ну, что сказать? Опять решение академии повергает в ступор. "Улица темных лавок" - обычный роман, каких тысячи, с примитивным сюжетом, который не дотягивает даже до посредственного детектива. Герой, после амнезии пытающийся воссоздать свое прошлое, встречается с людьми, которые могут ему о нем рассказать, и каждый раз встреча оставляет какой-то неприкрытый крючок для последующего свидания с новым человеком. То есть мы сразу имеем дело с обычным ремесленным построением сюжета. Весь роман - такое блуждание. Читать неимоверно скучно. Метафор нет, размышлений ноль, хваленого "искусства памяти" нет и в помине. Вместо этого какие-то обрисованные двумя-тремя предложениями персонажи, о которых забываешь на следующей странице. Ладно бы еще герой вспоминал что-то интересное, но и там, что он вспоминает, обнаруживается лишь примитивный, немощный сюжет о попытке бегства в другую страну. Никакого объема и трагедии, только отголоски застарелой глухой боли, проживать которую вместе с автором почему-то даже не хочется. И за это дают Нобелевскую премию? Это уже второй посредственный писатель из Франции после Леклезио, увенчанный нобелевскими лаврами, что просто вызывает недоумение. Кто согласен?
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: sibkron от 23.10.2014, 12:04:45
Я, пожалуй, отвечу через неделю, как раз после чтения "Улицы темных лавок".

Кстати, маленький вопрос. А кто по-вашему, SiR, из французов оригинален/непосредственен? Может просто вам современная французская литература не нравится?
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: SiR от 23.10.2014, 13:08:27
Да я оригинальности, может, и не требую, достаточно было бы небанальности, какого-то трагического нерва, а не собирания почтовых марок, как у Модиано. Из современных французских авторов мне нравится Уэльбек, неравнодушными оставили неполиткорректные рассказы Бегбедера, удивила приятным слогом Амели Нотомб (бельгийка), которую читал и в оригинале ("Страх и трепет"). Я в истории в премией Модиано вот чего не понимаю: это он что, теперь встанет в ряд с Камю и Сартром? Вот я понимаю роман "Тошнота" - библия поколения с гигантским набором смыслов, или "Посторонний" Камю - рекордсмен по количеству диссертаций по литературе во Франции. Чем может похвастаться "Улица темных лавок"?
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: sibkron от 23.10.2014, 13:27:06
Уэльбек хорош, мне его творчество также пришлось по нраву, но в один ряд с Леклезио, Бенджеллуном и Киньяром я бы  не поставил.

А сравнивать с классиками современных авторов вряд ли хорошая идея, в любом случае проиграют (тут будет целиком вкусовщина, кто кому пришелся по нраву из современных).
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: smirnov от 23.10.2014, 17:58:20
Что ж тогда сказать о *Кафе утраченной молодости*?!
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: innamorato от 23.10.2014, 21:11:39
Я категорически не согласен с тем, что Леклезио не заслуживал. Я воспринимаю его творчество как поэзию в прозе. И тогда всё становится на свои места. Мне он очень стал нравиться с годами, вот это самое встраивание в его музыкальную волну - малыми дозами отличное лекарство от серости жизни. Но это дело вкуса и субъективного восприятия.
Безусловно, я полагаю, что Уэльбек - автор крупный, мощный и цепляющий и уже достойный премии. "Карта и территория" - высокий уровень полета, а уж про ключевые его романы предыдущего этапа и говорить нечего. Но я не уверен, что ему дадут премию когда-либо. Эти стокгольмские ханжи упадут в обморок от сцен и лексики, заостренной на сексе, к примеру. Думаю, они делают вид, что его не читали (если только во внерабочее время, под одеялом...) вовсе.
Бегбедера прочел многое, неплохо местами (особенно "Французский роман", товарищ пытается двигаться в иных координатах стиля и смысла тоже), но нет, не подойдет. Нотомб не люблю по персональным мотивам, не моё.
В отношении Модиано выскажусь однозначно: премия должна была уйти Киньяру, который на порядок более музыкален, утончен и любопытен по части идей и мыслей, даже когда беспредметен. В сравнении с Киньяром Модиано проигрывает, считаю, во многом.
В конце концов могли дать Бонфуа, покуда тот жив. Это был бы осмысленный и достойный ход.
Про Бенджеллуна не знаю, скорее да, чем нет.
Оригинален Доминик Фернандез.
Если ударяться в нон-фикшн, то Эдгар Морен и Жан Старобинский (хотя это франко-Швейцария формально).
Руо, Шамуазо, Туссен, Леметр, Эшноз, Рамбо - кому как, неровные ребята, их еще изучать надо пристально. Среди них никому не могу отдать предпочтения пока.
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: SiR от 24.10.2014, 13:52:45
Я думаю, что условно от каждой крупной страны или континента (Африка, Австралия) должен быть один лауреат в 10-15 лет. Присуждение Леклезио и Модиано с разницей в шесть лет - это явно перебор. Это опять напоминает схожий сюжет с Камю и Сартром, но кто такие Леклезио и Модиано рядом с Камю и Сартром? Если дают Леклезио, это означает, что за последние пятнадцать лет французская литература не произвела ничего значительнее. Но так ли это? Извините, но я не могу наслаждаться музыкальностью "Пустыни", когда в этой прозе просто штамп штампе, за которые мне, будь это школьное сочинение, просто поставили бы двойку за "нераскрытие темы". Это то же самое, что в двадцать первом веке писать стихи с рифмой "ты - цветы" и "любовь - кровь".

PS Да, и про Леклезио говорю с оговоркой, т.к. ранний "Протокол" все-таки значительная вещь.
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: innamorato от 24.10.2014, 14:30:31
Я с этим согласен. Лауреата от Италии не было с 97 года (Фо), прошло 17 лет! Сколько лиц, событий и книг за эти годы случилось! Меня сам этот факт непризнания раздражает дичайшим образом.
Таким образом, принцип отмечать премией регулярно работает только с небольшим числом избранных литератур, например, с Францией.
Леклезио я читаю по книге в год, мне хватает этой дозы, поэтому, наверное, он мне до сих пор не надоел:)
С Модиано и Леклезио проблема в том, что это одно литературное поколение, условно говоря. Мне так кажется. В чем тут смысл?
Дали бы Бонфуа по совокупности поэтических заслуг, вопросов бы не возникло.
Даже Киньяр - это уже следующий этап, не говоря уже о Уэльбеке (он родился в 1956 году).
Ок, Фернандезу или Д'Ормессону не дали бы, ибо члены Французской академии. Но выбор-то и так был.
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: sibkron от 28.10.2014, 13:45:32
По-моему, метафора и игра с памятью (причем явно в модернистском стиле) очевидны в "Улице Темных Лавок". Обобщенно - у общества не будет будущего, если не провести ревизию прошлого.

P.S. А вообще надо бы еще подумать, роман не так прост, как может показаться вначале.
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: SiR от 28.10.2014, 16:55:05
То есть вы, как и bibliographer, склонны считать любое (каждое) решение Шведской академии корректным?
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: sibkron от 28.10.2014, 18:32:28
То есть вы, как и bibliographer, склонны считать любое (каждое) решение Шведской академии корректным?

Учитывая высокую степень корреляции моего вкуса со вкусами академиков, да (я имею ввиду, что пока нет ни одного лауреата, чье творчество бы не нравилось). Единственным раздражающим фактором лично для меня является вручение через 6 лет опять французу. С этим соглашусь. Действительно может сложится впечатление, что кроме Франции нигде ничего не происходит, а это, конечно, не так.
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: bibliographer от 28.10.2014, 23:51:45
У Шведской академии было шесть некорректных решений:
1. Моммзен
2. Эйкен
3. Бергсон
4. отказ присуждать премию в 1935 году
5. Рассел
6. Чёрчилль
Первое я объясняю и отчасти оправдываю отсутствием опыта и попыткой предотвратить скандал в связи с отказом присудить Льву Толстому. Оправданий последующим не вижу никаких. Особенно последнему, когда в формулу награждения попало даже ораторское искусство (т.е. не то, что написано, а что с языка сорвалось или вообще написано спичрайтером, а лауреатом лишь с определённым пафом произнесено).
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: sibkron от 29.10.2014, 05:30:13
У Шведской академии было шесть некорректных решений:
1. Моммзен
2. Эйкен
3. Бергсон
4. отказ присуждать премию в 1935 году
5. Рассел
6. Чёрчилль

А у меня по этим позициям, кроме пункта 4, нет однозначного мнения. Вроде бы и не литераторы, но если вспомнить, например, Ницше, с которым до сих пор не могут определиться (философ или литератор), трудно разобрать, где литература, а где нет. Сам я произведение "Так говорил Заратустра" определяю скорее как интеллектуальный роман, чем философский трактат.
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: SiR от 29.10.2014, 08:19:43
Ну, если все решения академии корректны (кроме очевидных присуждений неписателям), то тогда мы автоматически отказываемся считать лауреатство знаком особой избранности. Ведь тогда неважно, кому ее присудят - Кормаку Маккарти или Харуки Мураками. У нас в одном ряду стоят Элинек и Хемингуэй, самобытный Мо Янь и вторичный Гао Синцзянь, титан Томас Манн и вторичный Имре Кертес. Лауреатство у меня лично воспринимается как знак особого возвышения по-настоящему выдающихся писателей, оказывающих гигантское влияние на мировой литературный процесс и наиболее цитируемых в мировой культурной хронике. Модиано и Леклезио точно не таковы, при объявлении их имен журналисты даже толком не поняли,  о ком речь. Вот бы присудить премию Пелевину, он, думаю, вполне ее заслуживает. Он создал масштабное постмодернистское полотно о жизни современной России, конечно, он не так глубок, как хотелось бы, но это неважно - ведь премию можно теперь давать вполне произвольному писателю.
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: sibkron от 29.10.2014, 09:19:12
Ну, если все решения академии корректны (кроме очевидных присуждений неписателям), то тогда мы автоматически отказываемся считать лауреатство знаком особой избранности. Ведь тогда неважно, кому ее присудят - Кормаку Маккарти или Харуки Мураками. У нас в одном ряду стоят Элинек и Хемингуэй, самобытный Мо Янь и вторичный Гао Синцзянь, титан Томас Манн и вторичный Имре Кертес.

Иными словами, если вы считаете Синцзяна и Кертеса вторичными, значит они действительно вторичны?:) Это же априори ложно) Всего лишь вкусовщина.
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: SiR от 29.10.2014, 09:23:00
Нет, я считаю, что Шведская академия не имеет права указывать то, что первично. Меня просто раздражает, что все ахают при словах Нобелевская премия, притом, что награжденные не всегда ее заслуживают.
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: sibkron от 29.10.2014, 09:39:04
Академия и не указывает, что первично. Такое мнение сложилось в психологии массы. Собственно для меня Модиано один из, но не единственный. Петер Энглунд в разговоре о Модиано также посетовал, что не все достойные получат премию:

"We will never be able to give the prize to everyone that deserves it, that’s a brutal fact." (http://blogs.wsj.com/speakeasy/2014/10/09/peter-englund-nobel-prize-modiano-interview/)
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: SiR от 29.10.2014, 11:26:22
А чем тогда отличается "вкусовщина" академиков от моей "вкусовщины"? Тем, что они академики? А почему ничего не слышно про их работы? Тем, что они много читают? Я тоже много читаю. Шведская академия, как мне представляется, - это обычное собрание рядовых профессоров литературы, которые сами себя повыбирали в академики и которым выпало счастье распоряжаться деньгами Нобеля. И волю его они нисколько не исполняют. А вот премия Александра Солженицына - это другое дело. Все лауреаты значительные люди, много сделавшие для культуры. И среди них как раз находится Константин Воробьев, который должен был получить Нобелевскую премию вместо Имре Кертеса.
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: sibkron от 29.10.2014, 11:42:50
А чем тогда отличается "вкусовщина" академиков от моей "вкусовщины"?

Банально тем, что один человек - это субъективно, а несколько - интерсубъективно, что несомненно ближе к объективности, если учесть, что таковой не существует в принципе.

А насчет Константина Воробъева. Вы уверены, что он номинировался?) Про Ахматову тоже шли разговоры, причем от человека слышал, что как раз в 60-е. Архивы на сайте Нобелевской премии доступны до 1963 года. Ахматову среди номинантов пока не обнаружил:)

P.S. Причем к мнениям академиков надо приплюсовать мнение номинатора или номинаторов.
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: SiR от 29.10.2014, 11:58:54
Да вряд ли он номинировался, это же не раскрученное имя. Я это просто к тому, что у нас и свои Имре Кертесы и Герты Мюллеры есть, и коль скоро они есть, считать творчество Кертеса и Мюллер чем-то особенно выдающимся и все превосходящим я не могу. Обычные средние писатели, а средние потому, что немасштабные. Вот Мо Янь с "широким задом" или Томас Манн с "Будденброками" - это мощь, а "Улица темных лавок" заслуживает места где-нибудь в лонг-листе премии Ренодо. Цитаты, которые вы в соседней теме привели, не больно-то оригинальны и глубоки. Стихи о сомнениях в собственном существовании начинаются писаться обычно в 14 лет.
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: innamorato от 29.10.2014, 15:43:54
Ну, полноте, что это Черчилль не заслужил премию? Его труды, речи, слог, стиль и пр. - это всё высочайший уровень литературного мастерства. Какие спичрайтеры, помилуйте!
Рассел, Эйкен и Бергсон - это да, странновато.
В последний отчетный период неудачных выборов было достаточно: Синцзянь, Кертес (состряпали премию, поскольку не успели и не захотели дать её, например, Примо Леви, вот и возник этот фу-венгр), Лессинг, Мюллер...но это мой субъективный взгляд, конечно же.
В случае Модиано меня раздражает единственное: факт слишком скорого вручения вновь французу. В то время как есть литературы (даже приличные, европейские), которые вообще ни разу не были отмечены, типа Нидерландов (стыд и позор!), Словении, Болгарии (я понятия не имею, кто там есть, честно говоря). Бразилия и Аргентина. Корея. Индия (дайте, черт побери, Рушди и успокойтесь). Иран.
Да и Италия - одна из ключевых литератур Запада. 17 лет - это непростительно много (я повторял и буду повторять, пока не дадут премию Магрису или Эко).
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: SiR от 03.11.2014, 15:49:52
17 лет - это непростительно много (я повторял и буду повторять, пока не дадут премию Магрису или Эко).
Да, а нашим соотечественникам не дают уже почти 30 лет, и на этом форуме это никого не волнует.
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: innamorato от 04.11.2014, 03:01:48
Меня, откровенно говоря, не особенно.
Я поддерживаю обеими руками продвижение российской поэзии. Я считаю, что сейчас очередной этап расцвета, самобытный и своеобразный.
Мои любимые Кенжеев, Айзенберг, Амелин, Степанова, Седакова, Павлова, Кибиров. Самобытнейшие поэты-переводчики Кружков и Яснов. Кедров и Кушнер тоже живы. Быков как поэт мне мил. И т.д.
Про прозу - не знаю.
После присуждения Австрийской госпремии по европейской литературе за 2014 г. считаю, что наибольшие шансы у Улицкой.
Алексиевич, полагаю, зафиксировала бы на литкарте место Беларуси, а не России. Разделение странное, но оно есть.
Поддержал бы Шишкина, нравится.
Сорокин, наверное.
Что там пишут Кабаков, Водолазкин или Букша и пр.- не имею ни малейшего представления.
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: sibkron от 04.11.2014, 04:32:37
Поддерживаю, да.
Сейчас большая часть интересного у нас происходит как раз в поэзии. Не то чтобы я сильно её читаю, но время от времени бывает нравится творчество Олега Чухонцева, Сергея Сратановского, Михаила Еремина, Дмитрий Воденникова, Кенжеева.

Из отечественной словесности я выделяю разве что Владимира Шарова. Мощный прозаик. В остальном, мало читаю (есть интересные, но тематика, вот уже двадцать с хвостом лет, ностальгии по СССР иногда просто убивает). Более интересуюсь русскоязычными авторами за границей - Шишкин, Рафеенко, Гиголашвили, Юрьев, Макушинский, Александр Мильштейн.

А волноваться о невручении нашим? Как мне кажется, если вручение будет, то либо поэту, либо прозаику из за рубежа. Возможно даже в ближайшие десять лет.
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: SiR от 07.07.2015, 11:45:13
Прочитал "Тайную жизнь" Паскаля Киньяра, которого в этой теме некоторые рассматривают как более достойного автора для Нобелевской премии. Это просто какой-то кошмар. 400 страниц каких-то скучнейших измышлений, причем всех в жутко категоричной, императивной форме. Напоминает нашего Веллера, тоже, между прочим, титана мысли. Не спасает ситуацию даже десяток любопытных филологических наблюдений, впрочем, вероятно, списанных у других. В общем и целом же эта книга представляет собой сплошное плетение словес, создание каких-то утомительных, никак не верифицируемых конструктов. Писать в стиле Киньяра очень просто, ведь это просто перебор слов, а смысл уже сам собой какой-нибудь сложится. Кому-то причем это может даже и понравиться. Короче, "Тайная жизнь" и рядом не стояла с вещами вроде "Метафизики пола" Юлиуса Эволы.
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: sibkron от 08.07.2015, 05:16:53
SiR, просто Киньяр не попал в вашу художественно-эстетическую систему координат:) Я читал пока "Секс и страх" и "Ладью Харона", и обе пришлись по вкусу (не знаю, на сколько похоже на Веллера, меня как-то данный автор никогда не интересовал).
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: SiR от 08.07.2015, 09:27:53
Sibkron, а есть ли современные авторы, которые вам не нравятся? А то что ни присуждение, что ни премия (не только Нобелевская), вас все устраивает.
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: sibkron от 08.07.2015, 09:52:57
Я стараюсь их исключить на этапе выбора, мне некогда читать потенциально неинтересных авторов, а в своих вкусах я разобрался довольно давно. Из международных премиальных списков у меня идут авторы более-менее ровно, из национальных хуже. Из того, что не нравится - творчество Алексея Никитина, Артура Япина, Эндрю Миллера ("Жажда боли"), ранний Макьюэн (особенно мне не понятно, чем хорош его "Цементный сад"), паталогически не люблю Дэниела Киза с его Элджернонами, у Джебар понравился лишь "Любовь и фантазия", остальные не особо, тоже у Фелисьена Марсо - на сколько нравится "На волка слава", на столько же не нравится гонкуровский "Кризи", а также не нравятся отдельные произведения - "Остаток дня" Исигуро (предпочитаю "Художника зыбкого мира"), произведения Нотебоома, кроме "Ритуалов" и "Потерянного рая", не нравится "Повелитель мух" Голдинга (предпочитаю "Ритуалы плавания"). Из классики не люблю раннего Достоевского и считаю "Бедных людей" пробой пера, как впрочем и "Сумеречную землю" Кутзее. К букеровскому "Лунному тигру" Лайвли отношусь нейтрально (как-то не особо пришелся по вкусу).

Не люблю соцреалистов, например, Шолохова, которые приелись в школе. Не особо люблю реалистов второй половины XX в - начала XXI в. Поэтому в современной литературе предпочитаю больше читать авторов модернистско/постмодернистско/авангардистской направленности (соответственно из российских премий предпочитаю Премию Андрея Белого и Русскую премию).
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: innamorato от 08.07.2015, 16:39:29
Ну слушайте, это же сугубо вопрос вкуса и, как верно отмечено, собственных литературно-эстетических координат.
Не буду я Киньяра защищать, пожалуй, хотя его творчество - это чуть ли базовые нобелевские принципы в виде дистиллята, идеализм, ляля-тополя.
Например, я с любопытством и интересом читаю колонку, посвященную китайской литературе. Где мне всё ново.
Но при этом восточная литература (кроме полностью вестернизированных авторов) у меня исключена из оптики изначально, за редкими исключениями я не читаю это вовсе. Чем не горжусь, но это к вопросу о личных отборах и пристрастиях. Тоже с африканской (один Кутзее, о ком, к слову, моя сокурсница (точнее с младшего на ступень) выпустила совсем недавно книжку, первую в таком роде у нас, под руководством академика Давидсона, крупнейшего специалиста по ЮАР в нашей стране).
Нет смысла повторять, что я третирую американскую литературу как класс, кроме, пожалуй, университетской, профессорской литературы (так как это направление я разрабатываю на итальянском материале). Ну и т.п.
De gustibus non disputandum est...всё равно не договориться)
Название: Re: Впечатления об "Улице темных лавок" Модиано
Отправлено: bibliographer от 10.07.2015, 03:06:08
Шолохов соцреалист?! Счастливый вы человек. Вам по возрасту не пришлось проходить в институте приверженцев этого метода. Иначе бы понимали, чем отличается махровый соцреализм от "Тихого Дона".