Лауреаты нобелевской премии в области литературы

Литературные форумы => Литература => Тема начата: Primitive от 03.01.2007, 15:53:46

Название: Школьная программа.
Отправлено: Primitive от 03.01.2007, 15:53:46
Недавно, совершенно случайно, наткнулся в сети на список литературы для 1-11 классов. Вот он:

Произведения для 1 класса:
Барто А. _Зайка_
Благинина Е. _Посидим в тишине_
Высоцкая О. _Одуванчик_
Заходер Б. _Кискино горе_
Заходер Б. _Кит и кот _
Михалков С. _А что у вас?_, _Мой щенок_, _Котята_, _Чистописание_
Осеева В._Волшебное слово_
Осеева В. _Сыновья_
Русская народная песня _Берёзонька_
Русская народная сказка _Гуси-лебеди_
Русская народная сказка _Два мороза_
Русская народная сказка _Каша из топора_
Русская народная сказка _Лиса и журавль_
Русская народная сказка _Лиса и тетерев_
Русская народная сказка _Петушок и бобовое зернышко_
Русская народная сказка _Снегурушка и лиса_
Толстой Л. _Стрекоза и муравьи_
Ушинский К. _Ветер и солнце_ (сказка)
Чуковский К. _Краденое солнце_
Чуковский К. _Телефон_

Произведения для 2 класса:
Аксаков С.Т. _Аленький цветочек_
Бальмонт К.Д. _Осень_
Бунин И.А. _ Густой зеленый ельник у дороги..._
Бунин И.А. _Детство_
Бунин И.А. _Полевые цветы_
Былины о Добрыне Никитиче
Былина _Илья Муромец и Соловей Разбойник_
Былина _Исцеление Ильи Муромца_
Былина _Никита Кожемяка_
Гаршин В.М. _Лягушка- путешественница_
Крылов И.А. _Зеркало и обезьяна_
Крылов И. А. _Мартышка и очки_
Куприн А.И. _Слон_
Лермонтов М. Ю. _Два великана_
Лермонтов М. Ю. _Осень_
Лермонтов М. Ю. _Утес_
Майков А.Н. _ Весна_ (_Голубенький,чистый..._)
Майков А.Н. _ Весна_ (_Уходи, зима седая!.._)
Майков А. Н. _ Колыбельная песня_
Майков А. Н. _ Летний дождь_
Мамин-Сибиряк Д.Н. _Алёнушкины сказки_
Некрасов Н.А. _Дедушка Мазай и зайцы_
Некрасов Н.А. _Перед дождем_
Некрасов Н.А. _Славная осень_
Никитин И.С. _Встреча зимы_
Никитин И.С. _Утро_
Одоевский В.Ф. _Мороз Иванович_
Плещеев А.Н. _Весна_ (_Опять весной в окно мое пахнуло..._)
Плещеев А.Н. _Весна_ (_Уж тает снег..._)
Пушкин А. С. _Зимний вечер_
Пушкин А. С. _Зимнее утро_
Пушкин А. С. _Сказка о царе Салтане_
Пушкин А.С. _Уж небо осенью дышало_
Русская народная сказка _Иван царевич и серый волк_
Русская народная сказка _Сестрица Алёнушка и братец Иванушка_
Русская народная сказка _Сивка-бурка_
Толстой А.К. _Вот уж снег последний в поле тает..._
Толстой А. К. _Звонче жаворонка пенье_
Толстой Л.Н. _Акула_
Толстой Л.Н. _Лев и собачка _
Толстой Л.Н. _Прыжок_
Тютчев Ф.И. _Зима недаром злится_
Тютчев Ф. И. _Весенняя гроза _
Фет А.А. _Ласточки пропали..._

Произведения для 3 класса:
Андерсен Г.Х. _Дикие лебеди_
Астафьев В.П. _Капалуха_
Бажов П. _Серебряное копытце_
Барто А. _Вовка - добрая душа_
Барто А. _Лешенька, Лешенька_
Барто А. _Шуточка про Шурочку_
Бондарев Ю. _Поздним вечером_
Бунин И.А. _Бушует полая вода_
Бунин И.А. _Все темней и кудрявей березовый лес..._
Гайдар А. _Голубая чашка_
Драгунский В. Ю. _Сверху вниз, наискосок_
Есенин С. А. _Черемуха_
Заходер Б. _Вредный кот_
Заходер Б. _Никто_
Заходер Б. _Перемена_
Крылов И.А. _Ворона и лисица_
Крылов И.А. _Зеркало и обезьяна_
Крылов И. А. _Мартышка и очки_
Лермонтов М. Ю. _Из Гёте _
Лермонтов М. Ю. _Утес_
Маршак С. Я. _Двенадцать месяцев_
Маршак С. Я. _Кот и лодыри_
Михалков С. В. _ Важный день_
Михалков С.В. _Штиль_
Паустовский К.Г. _Дремучий медведь_
Паустовский К.Г. _Заячьи лапы _
Паустовский К.Г. _Подарок_
Полевой Б. _Последний день Матвея Кузьмина_
Пришвин М.М. Очерки из книги _Календарь природы_
Пушкин А. С. _Зимнее утро_
Пушкин А. С. _Зимний вечер_
Пушкин А. С. _Няне_
Пушкин А.С. _Сказка о попе и работнике его балде_
Пушкин А.С. _Лукоморье_
Скребицкий Г. А. _Счастливый жучок_
Твардовский А. Т. _Рожь, рожь..._
Толстой Л.Н. _Детство_
Толстой Л.Н. _Кавказский пленник_
Тургенев И.С. _Бежин луг_
Фет А.А. _Зреет рожь над жаркой нивой..._
Фет А.А. _Мама! глянь-ка из окошка..._
Чехов А.П. _Белолобый_
Чехов А.П. _Ванька_
Чехов А.П. _Каштанка_

Произведения для 4 класса:
Андерсен Г. Х. _Русалочка_
Астафьев В. П. _Стрижонок Скрип_
Бажов П. _Серебряное копытце_
Баратынский Е. А. _Весна, весна!.._
Брюсов В. Я. _Опять сон_
Булычев К. _Консилиум_
Бунин И. А. _Листопад_
Бунин И. А. _Родина_
Былина _Садко_
Велтистов Е. С. _Миллион и один день каникул_
Гаршин В. М. _Сказка о жабе и розе_
Гумилев Н. С. _Детство_
Драгунский В. Ю. _Англичанин Павля_
Драгунский В. Ю. _Что любит Мишка_
Ершов П. П. _ Конек-горбунок_
Есенин С. А. _Бабушкины сказки_
Есенин С. А. _Лебедушка_
Есенин С. А. _Я покинул родимый дом..._
Жигулин А. В. _О, Родина!.._
Житков Б. С. _ Как я ловил человечков_
Жуковский В. А. _Сказка о царе Берендее_
Зощенко М. М. _Ёлка_
Кедрин Д. Б. _Бабье лето_
Козлов И. И. _Вечерний звон_
Козлов И. И. _Киев_
Кольцов А. В. _Урожай_
Куприн А. И. _Барбос и Жулька_
Лагерлёф С. _Легенды о Христе_
Лермонтов М. Ю. _Ашик-Кериб_
Лермонтов М. Ю. _Дары Терека_
Мамин - Сибиряк Д. Н. _Приемыш_
Набоков В. В. _Бабочки_
Набоков В. В. _Первая любовь_
Никитин И. С. _Воспоминание о детстве_
Никитин И. С. _В синем небе плывут над полями_
Никитин И. С. _Музыка леса_
Одоевский В. Ф. _Городок в табакерке_
Пастернак Б. Л. _Золотая осень_
Паустовский К. Г. _Скрипучие половицы_
Платонов А. П. _Сухой хлеб_
Прокофьев А. А. _Закат_
Прокофьев А. А. _Я поднял дерево..._
Пушкин А. С. _Няне_
Пушкин А. С. _Осень_
Пушкин А. С. _Птичка_
Пушкин А. С. _Птичка божия не знает..._
Пушкин А. С. _Сказка о мертвой царевне и семи богатырях_
Пушкин А. С. _Туча_
Распе Р.Э. _Приключения барона Мюнхгаузена_
Рубцов Н. М. _Сентябрь_
Рубцов Н. М. _Тихая моя родина_
Рубцов Н. М. _Хлеб_
Рылеев К. Ф. _Иван Сусанин_
Свифт Д. _Путешествие Гулливера_
Твен М. _Приключения Тома Сойера_
Толстой Л.Н. _Детство_
Тушнова В. М. _Стихи о дочери_
Тютчев Ф. И. _Еще земли печален вид..._
Тютчев Ф. И. _Эти бедные селенья..._
Фет А. А. _Бабочка_
Цветаева М. И. _Бежит тропинка с бугорка..._
Цветаева М. И. За книгами_
Шварц Е. Л. _Сказка о потерянном времени_
Шмелев И. С. _Егорьев день_

Произведения для 5 класса:
Алексин А.Г. _Как ваше здоровье?_
Алексин А.Г. _Самый счастливый день_
Андерсен Г. Х. _Соловей_
Арабские народные сказки из книги _Тысяча и одна ночь_
Астафьев В.П. _Васюткино озеро_
Бальмонт К.Д. _Как я пишу стихи_
Бальмонт К.Д. _Осень_
Бальмонт К.Д. _У чудищ_
Библия для детей _Ветхий завет_
Брюсов В.Я. _Хвала человеку_
Булычев К. _Миллион приключений_
Бунин И.А. _Детство_
Вяземский П.А. _Степь_
Гоголь Н.В. _Майская ночь, или Утопленница_
Даррел Дж. _Говорящий свёрток_
Дефо Д. _Робинзон Крузо_
Джалиль М. _Платок_
Есенин С.А. _Нивы сжаты..._
Есенин С.А. _Топи да болота..._
Жуковский В. А. _Спящая царевна_
Зощенко М.М. _Великие путешественники_
Кольцов А.В. _Косарь_
Крылов И.А. _Свинья под дубом_
Крылов И.А. _Стрекоза и муравей_
Лермонтов М.Ю. _Бородино_
Линдгрен А. _ Калле Блюмквист - сыщик_
Линдгрен А. _Малыш и Карлсон_
Линдгрен А. _Пиппи - Длинныйчулок_ (Л. Брауде, и Е. Паклина)
Линдгрен А. _Пеппи - Длинный чулок_ (Л. Лунгина)
Маршак С.Я. _Словарь_
Мережковский Д.С. _Мать_
Мережковский Д.С. _Природа_
Некрасов Н.А. _Соловьи_
Никитин И.С. _Русь_
Паустовский К.Г. _Тёплый хлеб_
Платонов А.П. _Волшебное кольцо_
Пушкин А.С. _Руслан и Людмила_
Распе Р.Э. _Приключения барона Мюнхгаузена_
Родари Д. _Сказки по телефону_
Русская народная сказка _Василиса Прекрасная_
Северянин И. _В парке плакала девочка_
Северянин И. _Что шепчет парк_
Твен М. _Приключения Гекльберри Финна_
Твен М. _Приключения Тома Сойера_
Твен М. _Принц и нищий_
Твен М. _Янки из Коннектикута при дворе короля Артура_
Толстой Л.Н. _Война и мир_
Тургенев И.С. _Муму_
Тютчев Ф.И. _Весенние воды..._
Тютчев Ф.И. _Чародейкою зимою..._
Фет А.А. _Зреет рожь над жаркой нивой..._
Фет А.А. _Ласточки пропали..._
Французская народная сказка _Три ловких сына_
Чехов А.П. _Степь_
Шмелёв И.С. _Мартовская капель_
Языков Н.М. _Буря_
Языков Н.М. _Конь_

Произведения для 6 классa:
Астафьев В.П. _Конь с розовой гривой_.
Ахматова А.А. _Перед весной бывают дни такие..._.
Библия для детей. _Новый завет_.
Блок А.А. _Летний вечер_.
Блок А.А. _О, как безумно за окном..._.
Баратынский Е.А. _Весна, весна..._.
Баратынский Е.А. _Чудный град..._.
Гоголь Н.В. _Ночь перед Рождеством_.
Есенин С.А. _Задремали звёзды золотые..._.
Есенин С.А. _Мелколесье. Степь и дали._.
Есенин С.А. _Пороша_.
Заболоцкий Н.А. _Журавли_.
Заболоцкий Н.А. _Не позволяй душе лениться_.
Заболоцкий Н.А. _Одинокий дуб_.
Зощенко М.М. _Галоша_.
Зощенко М.М._Монтёр_.
Искандер Ф. _Тринадцатый подвиг Геракла_.
Лермонтов М.Ю._Листок_.
Лермонтов М.Ю. _На севере диком..._.
Лермонтов М.Ю._Парус_.
Лермонтов М.Ю _Три пальмы_.
Лермонтов М.Ю._Тучи_.
Лермонтов М.Ю. _Утёс_.
Лесков Н.С. _Левша_.
Майков А.Н._Осень_.
Майков А.Н. _Пейзаж_.
Майков А.Н. _Рассвет_.
Мифы древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Н.А. Куна).
Мифы древней Индии. _Сказание о создании Ночи_
Мифы древней Индии. _Творение_.
Мифы древних славян. _Народный миф о солнце_.
Мифы североамериканских индейцев. Генри Лонгфелло _Песнь о Гайавате_ (в переводе И.А. Бунина).
Мифы Скандинавские. _Сказание о путешествии Тора в Утгард_.
Некрасов Н.А. _Железная дорога_.
Некрасов Н.А. _Школьник_.
Никитин И.С. _Встреча зимы_.
Платонов А.Н. _Корова_.
_Повесть временных лет_.
Погодин Р.П. _Тишина_.
Полонский Я.П. _По горам две хмурых тучи..._.
Пришвин М.М. _Кладовая солнца_.
Пушкин А.С. _Бесы_.
Пушкин А.С. _Зимнее утро_.
Пушкин А.С. _И.И. Пущину_.
Пушкин А.С. _Метель_.
Пушкин А.С. _Станционный смотритель _.
Пушкин А.С. _Туча_.
Пушкин А.С. _Узник_ .
Распутин В.Г. _Уроки французского_.
Сетон-Томпсон Э. _Снап (История бультерьера)_.
Твен М. _Приключения Гекльберри Финна_.
Толстой А.К. _Где гнутся над омутом лозы..._.
Тютчев Ф.И. _Листья_.
Тютчев Ф.И. _Неохотно и несмело..._.
Фет А.А. _Ель рукавом мне тропинку завесила..._.
Чехов А.П ._Беззащитное существо_.
Чехов А.П. _Лошадиная фамилия_.
Чехов А.П ._Толстый и тонкий_.
Яшин А.Я. _Орёл_.
Яшин А.Я. _Покормите птиц_.
Яшин А.Я. _Спешите делать добрые дела_.

Произведения для 7 класса:
Андреев Л. _Кусака_.
Ахматова А. _Клятва_.
Байрон Д.Г. _Ты кончил жизни путь. Герой!..._.
Бёрнс Р. _Честная бедность_.
Бондарев Ю.В. _Простите нас!_.
Бунин И.А. _Догорал апрельский светлый вечер..._.
Бунин И.А. _Лапти_.
Вампилов А.В. _Свидание (сценка из нерыцарских времён).
Гоголь Н.В. _Тарас Бульба_.
Горький Максим _Детство_ .
Горький Максим _Старуха Изергиль_.
Державин Г.Р. _На птичку_.
Державин Г.Р. _Признание_.
Державин Г.Р ._Река времён в своём стремленьи..._.
Казаков Ю.П. _Тихое утро_.
Лермонтов М.Ю. _Когда волнуется желтеющая нива..._.
Лермонтов М.Ю. _Молитва_.
Лермонтов М.Ю. _Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова_.
Ломоносов М.В. _К статуе Петра Великого_.
Ломоносов М.В. _Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны. 1747 года_.
Ломоносов М.В. _Случились вместе два Астронома в пиру._.
Маяковский В.В. _Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче_.
Маяковский В.В. _Хорошее отношение к лошадям_.
Некрасов Н.А. _Вчерашний день в часу шестом..._.
Некрасов Н.А. _Размышления у парадного подъезда_.
Некрасов Н.А. _Русские женщины_.
О_Генри. _Дары волхвов_.
Олдридж Д. _Последний дюйм_.
Платонов А.А. _Неизвестный цветок_.
Платонов А.А. _Юшка_.
_Повесть временных лет_.
_Повесть о Петре и Февронии Муромских_.
_Поучения Владимира Мономаха_
Пушкин А.С. _Борис Годунов_.
Пушкин А.С. _Медный всадник_.
Пушкин А.С. _Песнь о вещем Олеге_.
Пушкин А.С. _Полтава_
Салтыков-Щедрин М.Е. _Дикий помещик_.
Салтыков-Щедрин М.Е. _Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил_.
Симонов Константин _Ты помнишь Алёша, дороги Смоленщины..._.
Толстой Л.Н. _Детство_ .
Тургенев И.С. _Бирюк_.
Тургенев И.С. _Близнецы_.
Тургенев И.С. _Два богача_.
Тургенев И.С. _Русский язык_.
Устное народное творчество. Былины. _Вольга и Микула Селянинович_.
Устное народное творчество. Былины. _Илья Муромец и Соловей-разбойник_.
Чехов А.П. _Злоумышленник_.
Чехов А.П. _Хамелеон_.
Японские хокку (трёхстишья).

Произведения для 8 класса:
Астафьев В.П. _Фотография, на которой меня нет_.
Гоголь Н.В. _Ревизор_.
Горький Максим _Песнь о соколе_.
Грин А. _Зелёная лампа_.
Грин А. _Алые паруса_ (внеклассное чтение).
Грин А. _Бегущая по волнам_ (внеклассное чтение).
Ефремов И.А. _Таис Афинская_ (внеклассное чтение).
Ефремов И.А. _Туманность Андромеды_ (внеклассное чтение).
_Житие Аввакума, им самим написанное_ (фрагменты).
Ильф И., Петров Е. _Двенадцать стульев_ (внеклассное чтение).
Короленко В.Г. _Огоньки_.
Короленко В.Г. _Парадокс_.
Лермонтов М.Ю. _Завещание_.
Лермонтов М.Ю. _Кавказ_.
Лермонтов М.Ю. _Мцыри_.
Лермонтов М.Ю. _Пленный рыцарь _.
Лермонтов М.Ю. _Синие горы Кавказа _.
Лермонтов М.Ю. _Сосед_.
Пушкин А.С. _Капитанская дочка_.
Рубцов Н.М. _Звезда полей_.
Рубцов Н.М. _Посвящение другу_.
Рубцов Н.М. _Русский огонёк_.
Твардовский А.Т. _Василий Теркин_.
Толстой Л.Н. _После бала_.
Тургенев И.С. _Ася_.
Шекспир В. _Ромео и Джульетта_.

Произведения для 9 класса:
Ахматова А.А. _Белая стая_.
Ахматова А.А. _Четки_.
Байрон Д.Г. _Корсар_.
Байрон Д.Г. Лирика.
Байрон Д.Г. _Паломничество Чайлд Гарольда_.
Библия _Новый завет_.
Блок А.А. _Ветер принес издалека_.
Блок А.А. _В ресторане_.
Блок А.А. _О, я хочу безумно жить..._.
Блок А.А. _Россия_.
Блок А.А. _Сольвейг_.
Блок А.А. _Ушла..._.
Булгаков М.А. _Собачье сердце_.
Бунин И.А. _Слово_.
Вампилов А.В. _Утиная охота_ (внеклассное чтение).
Гёте И.-В. _Фауст_.
Гоголь Н.В._Мёртвые души_.
Горький Максим _Мои университеты_.
Грибоедов А.С. _Горе от ума_.
Данте _Божественная комедия_.
Державин Г.Р. Оды.
Есенин С.А. _Вот уж вечер_.
Есенин С.А. _Гой ты, Русь моя родная!_.
Есенин С.А. _Отговорила роща золотая_.
Есенин С.А. _Пороша_.
Есенин С.А. _С добрым утром!_.
Есенин С.А. _Собаке Качалова_.
Заболоцкий Н.А. _Смерть врача_.
Заболоцкий Н.А. _Вечер на Оке..._.
Катулл. Лирика.
Карамзин Н.М. _Бедная Лиза_.
Карамзин Н.М. _История государства Российского_.
Лермонтов М.Ю. _Выхожу один я на дорогу_.
Лермонтов М.Ю. _Герой нашего времени_.
Лермонтов М.Ю. _Демон_.
Лермонтов М.Ю. _И скучно и грустно и некому руку подать_.
Лермонтов М.Ю. _Нищий_.
Лермонтов М.Ю. _Прощай, немытая Россия_.
Лермонтов М.Ю. _Совет_.
Ломоносов М.В. _Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны. 1747 года. (отрывок).
Ломоносов М.В. _Разговор с Анакреоном_.
Майков А.Н. _Летний дождь_.
Майков А.Н. _Мадонна_.
Майков А.Н. _Поэзия_.
Маяковский В.В. _Гимн обеду_.
Маяковский В.В. _Подлиза_.
Мольер Ж-Б. _Мещанин во дворянстве_.
Некрасов Н.А. _Нравственный человек_.
Некрасов Н.А. _Тройка_.
Петрарка _Сонеты_.
Полонский Я.П. _Дорога_.
Полонский Я.П. _Зимний путь_.
Пушкин А.С. _Анчар_.
Пушкин А.С. _Бахчисарайский фонтан_.
Пушкин А.С. _Бесы_.
Пушкин А.С. _Братья разбойники_.
Пушкин А.С. _Во глубине сибирских руд_.
Пушкин А.С. _Вольность_.
Пушкин А.С. _Деревня_.
Пушкин А.С. _Евгений Онегин_.
Пушкин А.С. _Кавказский пленник_.
Пушкин А.С. _К Чаадаеву_.
Пушкин А.С. _Медный всадник_.
Пушкин А.С. _Осень_.
Пушкин А.С. _Пророк_.
Пушкин А.С. _Цыганы_.
Пушкин А.С. _Я Вас любил..._.
Пушкин А.С. _Я памятник себе воздвиг нерукотворный..._.
Пушкин А.С. _Я помню чудное мгновенье..._.
_Слово о полку Игореве_.
Твардовский А.Т. _В тот день, когда окончилась война_.
Толстой Л.Н. _Юность_.
Тургенев И.С. _Первая любовь_.
Тютчев Ф.И. _Неохотно и несмело..._.
Тютчев Ф.И. _Первый лист_.
Тютчев Ф.И. _Фонтан_.
Фет А.А. _Весна на дворе_.
Фет А.А. _Вечер_.
Фет А.А. _Чудная картина_.
Фольклор. Былина _Садко_.
Фонвизин Д.И. _Недоросль_.
Цветаева М.И. _Лебединый стан_.
Цветаева М.И. _Муза_.
Шекспир В. _Гамлет_.
Шекспир В. Сонеты.

Произведения для 10 класса:
Бальзак О. _Гобсек_.
Гончаров И.А. _Обломов_.
Гончаров И.А. _Обыкновенная история_.
Достоевский Ф.М. _Идиот_.
Достоевский Ф.М. _Преступление и наказание_.
Лесков Н.С. _Очарованный странник_.
Некрасов Н.А. Стихотворения.
Островский А.Н. _Бесприданница_.
Островский А.Н. _Гроза_.
Помяловский Н.Г. _Очерки бурсы_.
Салтыков-Щедрин М.Е. _История одного города_.
Салтыков-Щедрин М.Е. _Сказки_.
Толстой Л.Н. _Анна Каренина _.
Толстой Л.Н. _Война и Мир_.
Толстой Л.Н. _Воскресение_.
Толстой Л.Н. _Хаджи-Мурат_.
Тургенев И.С. _Отцы и дети_.
Тургенев И.С. _Рудин_.
Тютчев Ф.И. _Весенние воды_.
Тютчев Ф.И. _Весь день она лежала в забытьи..._.
Тютчев Ф.И. _О, как убийственно мы любим..._.
Тютчев Ф.И. _Осенний вечер_.
Тютчев Ф.И. _Полдень_.
Тютчев Ф.И. _Ты, волна моя морская..._.
Тютчев Ф.И. _Я встретил вас..._.
Тютчев Ф.И. _Я очи знал, - о, эти очи..._.
Успенский Г.И _Нравы Растеряевой улицы_.
Фет А.А. _Какие-то носятся звуки..._.
Фет А.А. _На заре ты ее не буди..._.
Фет А.А. _Одним толчком согнать ладью живую_.
Фет А.А. _Осень_.
Фет А.А. _Прости и все забудь_.
Фет А.А. _Шепот, робкое дыханье..._.
Фет А.А. _Ярким солнцем в лесу пламенеет костер..._.
Флобер Г. _Саламбо_.
Чернышевский Н.Г. _Что делать?_.
Чехов А.П. _Вишнёвый сад_.
Чехов А.П. _Дядя Ваня_.

Произведения для 11 класса:
Аверченко А. _Поэт_.
Айтматов Чингиз _И дольше века длится день..._.
Астафьев В.П. _Печальный детектив_.
Ахматова А.А. _Заплаканная осень, как вдова..._.
Ахматова А.А. _Ива_.
Ахматова А.А. _Клятва_.
Ахматова А.А. _Лотова жена_.
Ахматова А.А. _ Мне не к чему одические рати..._.
Ахматова А.А. _Мужество_.
Ахматова А.А. _Не с теми я , кто бросил землю..._.
Ахматова А.А. _Перед весной бывают дни такие..._.
Ахматова А.А. _Песня последней встречи_.
Ахматова А.А. _Приморский сонет_.
Ахматова А.А. _Родная земля_.
Ахматова А.А. _Сегодня мне письма не принесли..._.
Ахматова А.А. _Ты знаешь, я томлюсь в неволе..._
Ахматова А.А. _Я не знаю, ты жив или умер..._
Бабель И.Э. _Конармия_.
Блок А.А. _Вхожу я в темные храмы..._.
Блок А.А. _Двенадцать_ .
Блок А.А. _Коршун_.
Блок А.А. _На железной дороге_.
Блок А.А. _На поле Куликовом_.
Блок А.А. _Незнакомка_.
Блок А.А. _О, весна без конца и без краю..._.
Блок А.А. _Петроградское небо мутилось дождем..._.
Брюсов В.Я. _В неконченом здании_.
Брюсов В.Я. _Каменщик_.
Брюсов В.Я. _Родной язык_.
Брюсов В.Я. _Сонет к форме_.
Брюсов В.Я _Хвала человеку_.
Брюсов В.Я. _Юному поэту_.
Булгаков М.А. _Белая гвардия_.
Булгаков М.А. _Мастер и Маргарита_.
Булгаков М.А. _Собачье сердце_.
Бунин И.А. _Солнечный удар_ Рассказ.
Бунин И.А. Стихотворения.
Бунин И.А. _Тёмные аллеи_ Рассказ.
Бунин И.А. _Чистый понедельник_ Рассказ.
Быков Василь _Обелиск_.
Быков Василь _Сотников_.
Васильев П. Стихотворения.
Горький Максим _На дне_.
Горький Максим _Фома Гордеев_.
Гранин Даниил _Зубр_.
Гумилев Н.С. _Дон Жуан_.
Гумилёв Н.С. _Капитаны_.
Гумилев Н.С. _Мои читатели_.
Гумилев Н.С. _Старый конквистадор_.
Гумилев Н.С. _Озеро Чад_.
Гумилев Н.С. _Я вырван был из жизни тесной_.
Дудинцев Владимир _Белые одежды_.
Есенин С.А. _Анна Снегина_.
Есенин С.А. _Мы теперь уходим понемногу..._.
Есенин С.А _Не бродить, не мять в кустах багряных..._.
Есенин С.А. _Не жалею, не зову, не плачу..._.
Есенин С.А. _Неуютная жидкая лунность_.
Есенин С.А. _Письмо от матери_.
Есенин С.А. _Письмо женщине_.
Есенин С.А. _Русь Советская_.
Есенин С.А. _Спит ковыль. Равнина дорогая_.
Замятин Е.И. _Мы_.
Короленко В.Г. _Река играет_.
Короленко В.Г. _Чудная_.
Куприн А.И. _Гранатовый браслет_.
Куприн А.И. _Олеся_.
Куприн А.И. _Поединок_.
Маяковский В.В. _Во весь голос_.
Маяковский В.В. _Мама и убитый немцами вечер_.
Маяковский В.В. _Нате!_.
Маяковский В.В. _Облако в штанах_.
Маяковский В.В. _Послушайте!_.
Маяковский В.В. _Сергею Есенину_.
Маяковский В.В. _Скрипка и немножко нервно_.
Маяковский В.В. _Юбилейное_.
Можаев Б. _Мужики и бабы_.
Набоков В.В. _Защита Лужина_ (внеклассное чтение).
Набоков В.В. _Красавица_.
Набоков В.В. _Машенька_ (внеклассное чтение).
Пастернак Б.Л. _Весна_.
Пастернак Б.Л. _Доктор Живаго_.
Пастернак. Б.Л. _Импровизация_.
Пастернак. Б.Л. _Иней_.
Пастернак Б.Л. _На ранних поездах_.
Пастернак. Б.Л. _Никого не будет в доме…_.
Пастернак. Б.Л. _Про эти стихи_.
Пастернак. Б.Л. _Снег идет_.
Пастернак. Б.Л. _Сосны_.
Распутин В.Г. _Живи и помни_.
Распутин В.Г. _Прощание с Матёрой_.
Солженицын А.И. _Архипелаг ГУЛАГ_.
Солженицын А.И. _Как нам обустроить Россию_.
Солженицын А.И. _Матрёнин двор_.
Солженицын А.И. _Один день Ивана Денисовича_.
Твардовский А.Т. _Василий Теркин_.
Твардовский А.Т. _Вся суть в одном-единственном завете_.
Твардовский А.Т. _Теркин на том свете_.
Твардовский А.Т. _Я знаю, никакой моей вины..._.
Твардовский А.Т. _Я убит подо Ржевом..._.
Тынянов Ю. _Подпоручик Киже_.
Фадеев А.А. _Разгром_.
Цветаева М.И. _Бабушке_.
Цветаева М.И. _Белое солнце и низкие, низкие тучи_.
Цветаева М.И. _Маяковскому_.
Цветаева М.И. _Моим стихам, написанным так рано..._.
Цветаева М.И. _Народ_.
Цветаева М.И. _Нет, бил барабан перед смутным полком_.
Цветаева М.И. _Родина_.
Цветаева М.И. _Сад_.
Цветаева М.И. _Стихи к Блоку_.
Цветаева М.И. _Стихи к сыну_.
Цветаева М.И. _Стихи о Москве_.
Цветаева М.И. _Я знаю правду! Все прежние правды - прочь!_.
Шолохов М.А. _Поднятая целина_.
Шукшин В. _Боря_.
Шукшин В. _Мой зять украл машину дров_.
Шукшин В. _Срезал_.
Шукшин В. _Чудик_.
Ян В. _Батый_.
Ян В. _Чингиз-Хан_.
------------------------------------------------
Ваше мнение? Ваше отношение? Что бы Вы включили обязательно, а что вычеркнули из списка?
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: Architect от 04.01.2007, 10:51:57
Ха-ха, большое спасибо за тему. Чувствую, что тут будет что обсудить :) Ну, первое, что мне бросилось в глаза, так это то, что слишком много нив, ржи, пшеницы и пр :) :) :)
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: Stranger in the Night от 07.01.2007, 23:33:34
Та-ак. Старуху Изергиль перенесли в седьмой класс из одиннадцатого, что совершенно правильно. В целом программа стала менее привязана к хронологической последовательности. Тем не менее мифы - едва ли не самое сложное - остались там, где и были. Вот что бы я точно вырезала, так это путешествие Тора в Утгард. Была такая у Джаксон книжка - "Скандинавия. Боги и герои". Для детей. Действительно в целом удачная адаптация. Так вот - "Путешествие" это, по моим воспоминаниям, - глава из неё, которая называется "Поездка Тора в Утгард". Но проблема в том, что пассаж об Утгарде-Локи, который в нём пересказывается, вообще одно из самых тёмных мест Младшей Эдды. В нём и матёрые скандинависты-то путаются, не то что дети. Почему чего попроще не взяли, из мифов творения - мне неясно. Джаксон их очень целомудренно пересказывает.
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: junger Bar от 10.01.2007, 18:50:20
По-моему, не хватает произведений зарубежной классики. А то что теперь проходят Флобера радует.
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: SiR от 11.01.2007, 16:48:14
Из 11 класса надо убрать Анну Каренину, Доктора Живаго и Архипелаг Гулаг. Во-первых, потому, что эти книги все равно никто от начала до конца не осилит, а тот, кто осилит, будет жалеть, что это сделал. Во-вторых, проблематика книг настолько не проецируема на сознание школьника, что не вызовет ничего кроме отвращения. Динамичность сюжета и все то, что позволяет читателю "проглатывать" книги, есть только у Анны Карениной, но все равно - слишкой большой объем для школьной программы. Живаго и Гулаг тоже большие книги, но вдобавок не имеют "внешней читабельности". Мышление составителей программы вообще непонятно. Даже при идеальном выполнении плана в голове не останется ничего кроме пестрых пятен. Надо бы порезать программу раз этак в 5, зато то, что останется - изучать планомерно и глубоко. Тот же один день Ивана Денисовича. Но из Солженицына только его.
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: Stranger in the Night от 12.01.2007, 00:46:47
В любом случае составить у детей цельное впечатление не получится.
Если читать "меньше, но глубже", программа будет сильнее зависеть от чьего-то частного мнения. И так уже слишком зависит.
В общем-то, вариант только один: если дитя искренне заинтересуется литературой и не только одолеет всё, что положено по программе (на самом деле никто ВСЕГО не читает, да и учителя того не требуют), но и почитает немного "вокруг". Но это ж надо, чтобы ученику повезло с учителем, а учителю - с учеником...
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: SiR от 12.01.2007, 16:56:31
Без разницы, что выберет частное мнение, если оно будет выбирать между "одним днем Ивана Денисовича" и "Матрениным двором" :) Требовать, чтобы читали всё - действительно бессмысленно, а поиск тех, кто прочитает "всё" и "вокруг" - задача чисто статистическая, и статистика эта не имеет сильного разброса по годам/эпохам. Всем остальным нужно не цельное впечатление, а демонстрация островков уникальности. Для воспитания вкуса. Нет-нет, что-нибудь да и заинтересует. Я вот лично не знаю, сколько из этой программы прочитал. Может быть, не так уж и мало, но далеко не всё. Но главное, я знаю, что мне понравилось, а что нет.
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: Aleksandr от 13.01.2007, 00:32:50
Вообще. я считаю, что эта программа более интересна и разнообразна. Могу судить об этом так как заканчиваю 11 класс, и литературой стал увлекаться лишь с класса 8-ого.
Совершенно не согласен с пользователем SiRom, Анна Каренина Толстого читается легче чем его же Война и мир, изучая именно первое , была бы больше вероятность, что хоть один роман Толстого прочитают.
Доктор Живаго Пастернака одно из самых важных произведений русской литературы, его не проходить нельзя, просто потому что нельзя обойти такую величину.
А вот с Архипелагом ГУЛАГом погарячились. У нас в школе убрали и правильно сделали, слишком своеобразное произведение.
Насчет программы. У меня она была совершенно другой. Я заметил, что почти в каждом классе есть Андрей Платонов, с одной стороны это хорошо, дети будут подготовлены к Котловану, но с другой стороны, за счет этого сокращается зарубежная литература. Считаю, что на Войну и мир Толстого 2 месяцев изучения чересчур много.
 Обидно, что в списке нет Свадьбы Кречинского, как одной из главных русских комедий, нет Маленького принца и Старика и моря (не дай Бог я проглядел...).
  Зато радует. что наконец вспомнили про Гаршина, Одоевского, Успенского и др.
   В 11 классе очень много поэзии - и это утомляет, возможно надо как то чередовать. Удивляюсь, почему в классе 8 не дают читать Село Степанчиково и его обитатели, ведь это такое легкое и интересное произведение, несмотря на то , что Достоевский....  Я думаю, не лишним было бы включить какую-нибудь маленькую пьесу Ибсена, а то великий драматург, а знают единицы.
   НО больше всего меня поражает отсутсвие в программе Ильфа и Петрова... Даже говорить не хочется о переходном возрасте молодежи, которую мало чем привлечешь, НО МОЖНО ЖЕ! именно два романа писателей и могли бы это сделать.
  Еще заметил странность: Нет особого разграничения по вехам, а это бы хорошо..
 Прстите, что отнял у вас время. Я новичок на этом сайте, но тема меня затронула, готов отстаивать свои идеи, так что пишите.....
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: александра сергеевна от 14.01.2007, 08:53:31
Если сравнить с тем, что изучаем мы, то тут некоторые вещи не совпадают (наверное, мы еще учимся по старой программе).
Но мне кажется, какая программа бы ни была, главное как ее преподают.
Я на собственном опыте знаю, каково изучать литературу с хорошим учителем и не очень.
Честное слово плохой учитель может привить только  ненависть к литературе.
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: SiR от 14.01.2007, 11:38:40
Совершенно не согласен с пользователем SiRom, Анна Каренина Толстого читается легче чем его же Война и мир, изучая именно первое , была бы больше вероятность, что хоть один роман Толстого прочитают.
Я не говорю о том, что Анна Каренина читается сложнее или легче, чем Война и мир. Я говорю о том, что Анна Каренина читается легче, чем Доктор Живаго и Архипелаг Гулаг. И все равно думаю, что в школе ее проходить не обязательно. Просто это тема семейная, обсуждать ее в школе - в некотором смысле просто тратить время. Тема народная, то есть Война и мир, как-то более пригодна для обязаловки в виде государственной системы образования. К семейной теме всё равно все рано или поздно придут, сами.

Доктор Живаго Пастернака одно из самых важных произведений русской литературы, его не проходить нельзя, просто потому что нельзя обойти такую величину.
Не проходить нельзя - согласен, но вот нужно ли это проходить в школе? Полагаю, что такие вещи надо ставить в заботу тем, кто занимается популяризацией отечественной культуры. Кино, например. Вот сняли фильм, теперь, я уверен, тиражи Пастернака несколько увеличились. Не за счет же школьников, так ведь? Так и надо делать. А в школе проходить такие вещи - не совсем эффективное дело, все равно никто ничего не поймет, кроме сюжета. Лучше, опять же, сократить курс, но ввести более углубленное изучение. Из Пастернака при этом оставить стихи, а в зарубежном курсе - некоторые его переводы. 
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: Aleksandr от 14.01.2007, 17:35:02

   
Я не говорю о том, что Анна Каренина читается сложнее или легче, чем Война и мир.
  О том что А.К. читается легче чем В.и М. говорил я, вас ни в чем не обвиняя...
  Не согласен опять с вашей точкой зрения о мысли семейной и о мысли народной. Вторая - всячески дается нам с первого класса( все помнят и Бородино И Полтаву). Большинство школьников считают, что наша страна- всегда победитель, народ ее самый лучший, но он находится в затмении, вообщем все плохо, но до поры до времени...
   В одиннадцатом классе мысль семейная очень важна, у большинства подростков есть молодые люди и девушки, отношеня с которыми строятся тоже на каких-то канонах. Так почему за основу не взять самый знаменитый роман о семейной жизни и о взаимоотношении мужчины и женщины.
   Как это грустно не звучало бы, но Война и мир все равно проходится обзорно, хоть и один - два месяца. Мало кто в школе прочитывает эту эпопею до конца. Главная задача педагогов в школе - заитересовать, привить вкус, дабы после школы подростки(а позже и взрослые люди) обращались к этим произведениям.
   
Полагаю, что такие вещи надо ставить в заботу тем, кто занимается популяризацией отечественной культуры. Кино, например. Вот сняли фильм, теперь, я уверен, тиражи Пастернака несколько увеличились. Не за счет же школьников, так ведь? Так и надо делать. А в школе проходить такие вещи - не совсем эффективное дело, все равно никто ничего не поймет, кроме сюжета. Лучше, опять же, сократить курс, но ввести более углубленное изучение. Из Пастернака при этом оставить стихи, а в зарубежном курсе - некоторые его переводы. 
  Вот ту я совершенно несогласен с вами. Популяризация- это вещь очень коварная. Любое произведение - это видение автора, будь то режиссер, писатель, художник. Например сериал Идиот - это в первую очередь Бортко, а потом уже Достоевский. То есть произведение доходит до нас в призме. Если говорить о сериале Доктор Живаго, то после такого и книгу не захочешь читать, до того скучно и однообразно. Но радует то, что после искаженной постановки( я только о кино), а при том хорошей постановке, люди действительно покупают книги, сравнивая букву и кадр. Но этот процесс должен начинаться именно с ПРОЧТЕНИЯ материала, а не наоборот.
  В школе Доктора Живаго нужно проходить бувально 1 неделю, обратив внимание на своеобразный взгляд Пастернака на Революцию, на судьбу книги, на ее общий смысл, то есть обобщить...
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: SiR от 14.01.2007, 19:56:56
В одиннадцатом классе мысль семейная очень важна, у большинства подростков есть молодые люди и девушки, отношеня с которыми строятся тоже на каких-то канонах. Так почему за основу не взять самый знаменитый роман о семейной жизни и о взаимоотношении мужчины и женщины.
Роман об измене?
Еще вещи, которые надо прочувствовать должным образом. Если исходить из этой точки зрения, то половина школьной программы провальна, потому что ее все равно придется перечитать позже (чтобы понять лучше). Поэтому маргинальным быть не стоит. Если бы я составлял программу, я бы убрал Анну Каренину, а оставил Войну и мир. И я бы не сказал, что народность последнего - это какой-то там героический эпос, которым школьников кормят десять лет подряд. Что касается Анны Карениной, то брать ее за образец для построения отношений (я правильно понял?) - вообще абсурд. К книгам типа этой люди приходят, обозревая уже имеющийся опыт. Быть может, чтобы лучше в нем разобраться, посмотреть "как бывает у других". В общем, в обязательной программе это не нужно. Кому надо, кому интересно - тот сам найдет и прочитает.

     Вот ту я совершенно несогласен с вами. Популяризация- это вещь очень коварная. Любое произведение - это видение автора, будь то режиссер, писатель, художник. Например сериал Идиот - это в первую очередь Бортко, а потом уже Достоевский. То есть произведение доходит до нас в призме. Если говорить о сериале Доктор Живаго, то после такого и книгу не захочешь читать, до того скучно и однообразно.
В современном мире исчезают понятия "хорошо" и "плохо". Вместо них есть понятия "громко" и "нет равнодушных". Неважно, кто там и как экранизировал книгу, главное, что он создал информационный повод. Следствие в виде роста тиражей есть в любом случае. И, кстати, не совсем понятно, почему если Бортко показал свое видение Идиота - это плохо? По мне - это нормально. Я думаю, что невозможна вообще никакая жизнь у произведения, кроме как в виде новых вариаций на его тему. Тоже примета нашего времени.
Насчет первичности прочтения книги я в принципе согласен, только вот думаю, что сейчас с этим трудно. Слишком много всего вокруг и слишком мало эфирного времени в пересчете на конкретную товарную продукцию. Поэтому вариант с популяризацией - чуть ли не вообще единственно возможный вариант. 
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: Aleksandr от 14.01.2007, 21:55:56
 Я уважаю чужую точку зрения(хотя иногда сложно согласиться). По -прежнему Войну и мир считаю провальным произведением для 11 класса. О важности двух романов можно поспорить. Анна Каренина более зрелый роман Толстого и более вымученный, что говорит о его большей уникальности. Но вы человек и имеете право на свое мнение, которое интересно, нолично для меня неприемлимо.
 
Что касается Анны Карениной, то брать ее за образец для построения отношений (я правильно понял?) - вообще абсурд. К книгам типа этой люди приходят, обозревая уже имеющийся опыт. Быть может, чтобы лучше в нем разобраться, посмотреть "как бывает у других". В общем, в обязательной программе это не нужно.  
Я не имел ввиду брать роман для построения отношений. Он хорошо подходит для того чтобы показывать чего делать НЕ СТОИТ, чего обходить стороной. Но это лично мое восприятие. К нему можно подойти как к чему-то прошедшему, или как к возможному будущему.
  Наконец, мы нашли точки соприкосновения в позиции о первичности прочтения. Но в нашей стране это жутко сложно. Я согласен, с тем, что не будь громкой шумихи, произведения не выходили бы такими тиражами , и это грустно.
 Я, как человек, имеющий отношение к театру, очень уважаю постановку или экранизацию литературы. И я не говорил, что Бортко - это плохо. Но это уже Бортко, а не Достоевский или Булгаков... Смотреть фильм и понять, что хотел сказать именно ПИСАТЕЛЬ прямо невозможно, главный - режиссер.
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: SiR от 15.01.2007, 11:05:13
Анна Каренина более зрелый роман Толстого и более вымученный, что говорит о его большей уникальности.
Ну в таком случае надо проходить и "Воскресенье" - вообще вершину русского критического реализма. Однако этого не делают. Почему? Потому что всему свое время. Не все достойное внимания проходят в школе, более того, не все проходят даже в университетах. Мировая художественная литература огромна, и в ней, как в науке, есть специализации.

Смотреть фильм и понять, что хотел сказать именно ПИСАТЕЛЬ прямо невозможно, главный - режиссер.
Прямо так уж невозможно? Бортко все-таки текст Достоевского не менял, все герои говорят практически буквально то, что написано в романе. Сюжет тоже прежний. Может, акценты немного по-другому расставлены - но в целом-то это классическая экранизация, без всяческих там неуместных "режиссерских находок". Вот есть такой фильм, называется "Даун-Хаус". По Достоевскому. Почти. Вот здесь я согласен - что хотел сказать писатель не очень понятно.
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: Aleksandr от 15.01.2007, 20:13:24
Мировая художественная литература огромна, и в ней, как в науке, есть специализации.
В том то все и дело, что важная задача - предоставить школьнику как можно больше этих "специализаций". С каждой нужно ознакомить. на тех, которые требуют большего внимания, остановиться подробно.
Бортко все-таки текст Достоевского не менял, все герои говорят практически буквально то, что написано в романе. Сюжет тоже прежний.
Говорить герои могут слово в слово, как в романе(отличительная черта Бортко), сценарий может быть точной копией Идиота (например) только в виде пьесы.  Но, все равно параллель будет: Достоевский - это Мышкин, а Бортко- это Мышкин-Миронов. В фильме все до малейшего прочуствовано актерами и акцентировано режиссером, а роман взят за главную опору. Был вкусный мандарин, а к нему добавили банан и сливки. Никто не говорит, что это плохо. У Бортко это получилось хорошо. В даун хаусе к мандарину добавляют неуместную колбасу и кетчуп, и получается что то с чем то, о чем и говорить не хочется.
  Да простит меня мировое сообщество за сравнение романа Достоевского с мандарином, а Бортко и Миронова со сливками и бананом, но так легче.
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: SiR от 17.01.2007, 10:43:20
В том то все и дело, что важная задача - предоставить школьнику как можно больше этих "специализаций". С каждой нужно ознакомить. на тех, которые требуют большего внимания, остановиться подробно.
Стало быть, каждый день новая тема? Если представлять школьнику как можно больше специализаций, то получится каша. Давайте проходить в 11 классе "Тошноту" Сартра! Важное произведение 20 века. Посвятим ему максимум, что сможет дать нам наше перегруженное расписание, т.е. один урок. Что учитель успеет рассказать за один урок? Сюжет? Биографию авора? Вполне возможно, что даже этого он не успеет. Исходить надо из того, что нет времени. А когда нет времени, надо действовать соответственно - тратить его на самое важное (условно).

Был вкусный мандарин, а к нему добавили банан и сливки. Никто не говорит, что это плохо.
Ну, если не плохо, то в чем проблема? То, что фильм не первичен? Ну вы же сами понимаете, что если раздавать у метро романы Достоевского, то ситуация не поправится. И, вообще говоря, тут тоже нет проблемы. Если вам нравится Достоевский - берите и читайте, а другие пусть идут в ад за свое равнодушие :) какое вам дело до них? Никто никому ничего не должен, знаете ли...
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: Aleksandr от 17.01.2007, 20:11:05
Стало быть, каждый день новая тема? Если представлять школьнику как можно больше специализаций, то получится каша. Давайте проходить в 11 классе "Тошноту" Сартра! Важное произведение 20 века. Посвятим ему максимум, что сможет дать нам наше перегруженное расписание, т.е. один урок. Что учитель успеет рассказать за один урок? Сюжет? Биографию авора? Вполне возможно, что даже этого он не успеет. Исходить надо из того, что нет времени. А когда нет времени, надо действовать соответственно - тратить его на самое важное (условно).
Ну, если не плохо, то в чем проблема? То, что фильм не первичен? Ну вы же сами понимаете, что если раздавать у метро романы Достоевского, то ситуация не поправится. И, вообще говоря, тут тоже нет проблемы. Если вам нравится Достоевский - берите и читайте, а другие пусть идут в ад за свое равнодушие :) какое вам дело до них? Никто никому ничего не должен, знаете ли...


 О-хо-хо-хо! Во-первых, я говорил о самых важных специализациях, проостите меня, Но их не наберется по новой на каждый урок, Это уж слишком преувеличено. И при том весь 11 класс нам повторяют, что с этим вы знакомы, этот мотив уже был, все было, все было и любовь была... Программа у нас перегружена как раз из-за того, что, например на ТОлстого выделяется 2 месяца (я бы и не против), а, например, Лесков проходит стороной. Нет стабильности (её у нас нет нигде) А ,насчет Сартра, считаю, что Мухам его и не грех было бы посвятить урока 2...
  Насчет Достоевского. Интересно вы мои мысли переворачиваете! Ваше же утверждение о том, что  и вкниге, и в фильме все одинаково. Я оспорил эту точку зрения. В случае с Бортко все в порядке, прекрасный PR - продукт для чтения Достоевского. Но, не зачем раздавать книги у метро (хотя хорошая идея для "Единой России"), если можно заинтриговать каким - либо способом. Например, моя 11 летняя сестра, не очень читающая, просто схватилась за Есенина, как я поведал о загадке его смерти, прочитал несколько стихотворений, которые в дрожь бросают и т.д. Так можно сделать с каждым.
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: SiR от 17.01.2007, 23:47:44
Но их не наберется по новой на каждый урок, Это уж слишком преувеличено.
Положим, Сартр и Камю - это вроде как одна специализация. Но не будете же вы утверждать, что достаточно ознакомиться с произведениями только одного из них? Они ведь очень разные. А ведь еще много других (чисто по зарубежке). Гарсия Маркес, например. А еще Кафка есть. Давайте его тоже запихнем в нашу программу! Тема экзистенции офисного планктона в мировой литературе!

Ваше же утверждение о том, что  и вкниге, и в фильме все одинаково.
Где? :o Я говорю лишь о том, что Бортко сделал отличную экранизацию. Текст Достоевского - это все-таки текст Достоевского, он один такой. Все остальное будет естественно отличаться. Вопрос в том, будет ли отличие бросаться в глаза или нет. У Бортко не бросается.

Так можно сделать с каждым
Сделать можно все, что угодно. Только морализаторство в наше время теряет свои позиции. Вызывает, как правило, отторжение. Как-то не чувствуется присутствия объединенной системы ценностей. Популяризация культуры нужна, но смысла надеяться на ее какие-то сверхдостижения нет. "Когда бы все так чувствовали силу, тогда бы и мир не мог существовать. Все предались бы вольному искусству". Пушкин это двести лет назад знал. Но я думаю, что были те, кто знал и до него.
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: Aleksandr от 18.01.2007, 18:55:34
Если вам нравится Достоевский - берите и читайте, а другие пусть идут в ад за свое равнодушие :) какое вам дело до них? Никто никому ничего не должен, знаете ли...
"Когда бы все так чувствовали силу, тогда бы и мир не мог существовать. Все предались бы вольному искусству". Пушкин это двести лет назад знал. Но я думаю, что были те, кто знал и до него.
  Согласен безусловно, сапоги -сапожнику, пироги -пирожнику.
  Всвязи с зарубежной литературой, которой очень мало, могу сказать, что есть специализированные школы, с таким предметом,но это редко где. или урок  Мхк, но программа тоже весьма своеобразная. Точ то мы прошли из лит-ры (на Мхк) за 11 класс:
 1. Портрет Дориана Грея , Уайльда
 2. Кола Брюньон, Роллана
 3. Поэзия Рабиндраната Тагора
 4. Поэзия  Киплинга
 5. Прощай, оружие, Хемингуэя
 6. Три товарища, Ремарка
 7. Джек Лондон  обзорно
 8. Эмиль Золя обзорно
 и все... при 5 часах в неделю.
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: Денис от 22.02.2007, 14:21:42
Цитировать
Из 11 класса надо убрать Анну Каренину, Доктора Живаго и Архипелаг Гулаг
Дааа, а я сочинение 11 классе писал по Архипелагу, и до сих пор с удовольствием перечитываю
Ладно не удержусь и оставлю ссылку на темы сочинений в 11 классе (уж больно большой список) http://www.coolsoch.ru/ekzamen/liter-2006/bloki-2006.htm
Взглянув на этот перечень, честно признаюсь, что по 90 % тем написал бы на твердую двойку :D
Как вам "Анализ 19-й главы из второй части романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (с ходу кто-нибудь вспомнит что это за глава)? А Тема поиска жизненной правды в прозе М.А. Шолохова. (По роману
"Тихий Дон" или "Поднятая целина" (а в каком произведении правда жизни не ищется?)
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: Денис от 22.02.2007, 14:29:41
Пытался найти для сравнения школьную программу по литературе в США. Увы, безрезультатно. А интересно, кого за океаном изучают?;)
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: И188745 от 26.02.2007, 10:27:34
А интересно, кого за океаном изучают?;)
С точностью сказать не могу, но представление имею. ;) В США принципиально другой подход к литературе как школьному предмету.
Читала учебник по литературе для американских семиклассников. Учебник на семестр как думаете какой по объёму? Чуть более 30 стр. Маленькие главки-уроки; один урок - одна "стратегия чтения". Например, дана теория о том, что автор для воспроизведения легко представляемой картины использует слова, обозначающие вкус, запах, цвет, осязательные ощущения. После теории - текст на страничку, где нужно найти подобные слова. Урок окончен, домашнего задания нет. :) Следующий урок - следующая стратегия и фрагментик текста.
Сравните с нашей программой для 7-ого класса. :D
Хотя... от наших школьников требуют чтения - американских учат читать, пусть на довольно примитивном уровне.
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: Денис от 27.02.2007, 10:18:11
Цитировать
Сравните с нашей программой для 7-ого класса.
Наверное, с 7-м классом нашей школы может сравниться только последний курс американского университета
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: AriesArise от 01.03.2007, 22:30:30
Эх, программа... Высказывался я когда-то на эту тему, уже немного надоело. Но в такой компании не грех и повториться.
Во-первых, выбор до сих пор сильно определён советскими вкусами, даже
отступления. Ну в конце концов, кто такой Солженицын, как не опосредованный продукт советской власти? (Осознаю, что я выдаю провокационные заявления, тем более что - усядьтесь покрепче - я его не читал). Во-вторых, дефицит времени. Я согласен с SiR'ом и сердечно посмеялся над его предложением изучать "Тошноту" за один урок. А вы, уважаемый Александр, просветите нас, как Вы лично и в Вашем классе воспринимают Уайлда и папашу Хэма? Как, близкие молодёжи темы? Я бы
сказал, что все курсы надо переписывать по новой, раз, отдавать предпочтение некрупным произведениям, два. "Село Степанчиково" ничем не хуже "Преступления", про графа Толстого говорить не буду, нелюбимый автор. Сколько раз я слышал, как дети в классах стонут под весомостью его философской прозы.
Все рвутся из детей сделать окультуренных людей. Пусть современный
неокрепший в культуре подросток читает произведения, относящиеся к сфере литературных изысков. Державина, Горького (тоже, писатель), Чернышевского, Шолохова, Некрасова. Мы кого готовим - людей, любящих читать, или матёрых русофилов? А как навязли в зубах все эти муму, души, обязанные трудиться, медные всадники, несчастные лизы. У кого из вас, господа, "душа"- любимое стихотворение Заболоцкого? Здесь треть - рекламно-пропагандистские произведения, взятые из анналов "приличной культуры".
Зато в программе мало подростковой литературы. А ведь в советское время она была очень приличная. Где Крапивин? Сергей Иванов? Софья Прокофьева? Юз Алешковский? Эно Рауд? Юрий Сотник? Виталий Коржиков? Георгий Садовников?
А не пожелаете ли, господа, сами оторваться от "матёрых мэтров" и почитать малосерьёзные вещи? Г. Левинзон, "Прощание с Дербервилем". Павел Калмыков, "Школа мудрых правителей". В. Тублин, "Золотые яблоки Гесперид". Г. Михасенко, "Земленыр". Это я только пробежал взглядом по полке. Мне кажется, многие из вас не читали эти книги. Они слегка поменьше "Что делать?" и читаются получше. Если кто-то заинтересуется, могу продолжить список. Всех этих прекрасно написанных детских вещей наши дети лишены. Они их, скорее всего, никогда не прочитают. Зато Тургеневым и Блоком понаслаждаются по самое не могу. Культура ли это, господа?
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: son_kite от 02.03.2007, 00:28:01
Зато в программе мало подростковой литературы. А ведь в советское время она была очень приличная. Где Крапивин? Сергей Иванов? Софья Прокофьева? Юз Алешковский? Эно Рауд? Юрий Сотник? Виталий Коржиков? Георгий Садовников?
Добавил бы Альберта Лиханова "Чистые камушки". Крапивин - замечательный автор.
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: Aleksandr от 04.03.2007, 21:53:53
Я согласен с SiR'ом и сердечно посмеялся над его предложением изучать "Тошноту" за один урок. А вы, уважаемый Александр, просветите нас, как Вы лично и в Вашем классе воспринимают Уайлда и папашу Хэма? Как, близкие молодёжи темы? Я бы сказал, что все курсы надо переписывать по новой, раз, отдавать предпочтение некрупным произведениям, два. "Село Степанчиково" ничем не хуже "Преступления", про графа Толстого говорить не буду, нелюбимый автор. Сколько раз я слышал, как дети в классах стонут под весомостью его философской прозы.
   А что Вы хотите? Я мерю по меркам, какие возможны. Если на Мастера и Маргариту отведено три часа, то что говорить про Тошноту? По меркам наших работников образования это то что надо. Уж лучше так, чем ничего...
   Хемингуэя в классе никто не воспринял, наверное еще потому что можно было читать Трех товарищей, либо то, либо то - с последним у всех лучше. В Портрет Дориана Грея большая часть просто влюбилась, не скажу что это лучшее что я прочитал, но рейтинги высоки, да и философию по большей части поняли.
  Кафку мы прошли за два урока - биография+подробный анализ Превращения, но зато Лорку мучили три урока - он совершенно не воспринялся...дело вкуса.
  А про Толстого... ну что ж, мы не можем сказать, что девочке не надо уметь прыгать на скакалке, так и про Толстого, пусть не нравится, но знать о нем надо и быть знакомым хотя бы с частью произведений обязательно.
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: Олеся от 05.03.2007, 10:18:45
  Программа у нас перегружена как раз из-за того, что, например на ТОлстого выделяется 2 месяца (я бы и не против), а, например, Лесков проходит стороной.


 Про "проходит стороной". Поступая на филфак, я была уверена, что досконально изучу всю литературу, прочитаю все произведения классиков, обсужу все ЗА и ПРОТИВ и т. д. и т. п. Но на филфаке тоже все проходят, причем часто мимо. Так что, если вы хотите НЕ проходить, то единственный способ - читать самому и чем больше, тем лучше.
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: SiR от 05.03.2007, 20:40:05
По меркам наших работников образования это то что надо. Уж лучше так, чем ничего...
А вы не задумывались о миссии этих самых работников, которым надо было составить это самое "лучше, чем ничего"? Я не думаю, что у них это плохо получилось. Исходить надо из того, что наши уроки литературы - это мишень для опошления. Меня вообще сильно радуют все эти разговоры о концентрациях текстов Толстого, о выборке американской и английской прозы, о заботе о молодых умах. Как будто все дело только в этом, и каждый урок литературы ученик пронесет в сердце через всю свою жизнь. Кроме того, сейчас мало энтузиастов-учителей и много учителей-новаторов (молодые специалисты). Литература как школьный предмет неизбежно становится островком сопротивления современности, налегающей со всех сторон. Следовательно, она всегда под ударом. И вообще это деликатный предмет и как дисциплина он весьма специфичен. И, в сущности, здесь не должно быть места для переживаний нормальному человеку. Пусть он заботится и думает о себе, а заботиться о дураках и равнодушных - это советская логика подтягивания отстающих, не принимающая во внимание, что отстающий может быть гением шахматистом, лучшим вратарем или просто человеком, который радуется жизни. Итак, Aleksandr, что именно вас не устраивает?
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: AriesArise от 05.03.2007, 23:42:58
А мне вот кажется, Александр, что лучше никак, чем так. Это ещё замечательно, что у вас там Уайлда восприняли. Зато - опять же - никогда бы не догадался счесть Кафку школьным автором. Почему бы не поступить иначе - защищать литературу от учеников? Кому надо, тот всегда сам найдёт, и фамилии, и произведения. А вот идея всем гуртом изучать Кафку или бедного Лорку мне кажется постсоветским извращением. Заставить у нас могут хоть "Улисса" в школе читать - и писать сочинения за один вечер на тему "Литературные аллюзии в "Улиссе". А вот кто потом бросился искать всего Уайлда, перечитывать, выписывать цитаты? Я как-то по другому вижу литературу. Это не хлеб для народа, а интеллигентские игры в бисер. Когда люди опять начнут стихи вручную перепиывать и устраивать вечерние чтения вслух, тогда можно начать изучать литературу. А сейчас пусть учатся читать с удовольствием. Это и так много.
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: Aleksandr от 06.03.2007, 16:47:59
А вы не задумывались о миссии этих самых работников, которым надо было составить это самое "лучше, чем ничего"? Я не думаю, что у них это плохо получилось. Исходить надо из того, что наши уроки литературы - это мишень для опошления.  Кроме того, сейчас мало энтузиастов-учителей и много учителей-новаторов (молодые специалисты).
    на это , простите, у меня 0 комментариев, я с этим категорически не согласен, возможно я неправ, и мне еще предстоит это понять, но сейчас для меня это звучит немного абсурдно....
  а теперь, AriesArise обращусь к Вам.  Я уже несколько раз здесь повторял, что главное заинтересовать: пусть тебе не нравится литература весь год, а под конец вдруг появится что то действительно стоящее твоего внимания. Из вашей логики полчается, что вообще ничего не надо, до всего нужно доходить самому. Наоборот, интереснее выслушивать самую распространенную точку зрения, а потом ее самостоятельно дополнять или опровергать. Например, мои одноклассники все прочитали "Плаху", после того, как учитель сказал, что это страшный роман, и слабонервным читать не стоит - итог 100%. Так было и с "Красным смехом", и с "Превращением", и с "Кола Брюньоном" и т.д.

  Хочу еще несогласится насчет учителей. Наверное, мне очень повезло, но в моей жизни встерчались настоящие педагоги - фанатики своего дела, которые работали в первую очередь не ради денег ( такова и моя мать)...


Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: SiR от 06.03.2007, 20:49:33
    на это , простите, у меня 0 комментариев, я с этим категорически не согласен, возможно я неправ, и мне еще предстоит это понять, но сейчас для меня это звучит немного абсурдно....
С чем именно вы не согласны?
У нас, например, Кафку не проходили, Хемингуэя не проходили, Фолкнера, Набокова, Айтматова, Уайлда, ... , Роллана не проходили. Все, как и положено: три урока на Мастера и Маргариту и месяц на Войну и мир (или сколько там положено?). Бандиты-неучи из них не выросли, а выросли обычные нормальные люди, занимающиеся каждый своим делом и интересующиеся литературой настолько, насколько она сама по себе им интересна. Люди начинают играть в футбол не потому, что им однажды показали ворота, мяч и научили бегать. Так же и с книгами: кому-то это изначально интересно, и они-то все сами найдут. А задача государственного обучения в этом случае вполне обоснована: не только научить читать, но и причуть к ощущению великого в своей собственной стране. Нужен ли для этого Кафка - не совсем понятно. Гос. обучение - необходимость, вот и читайте с необходимостью Толстого, а потом все остальное.

Согласен также с AriesArise. Наверное, имело бы смысл чуть ослабить все "необходимое". Но здесь возникает еще более сложный вопрос выбора. В случае с классикой все относительно легко: правильный человек - это который не врет, любит свою страну, помогает людям, имеет чувство собственного достоинства и т.д. Подростковый мир характеризовать труднее, т.к. там труднее сформировать направление движения. Потому что это будут за книги? Про пионеров, перевязывающих крыло раненой птицы, или про необыкновенные приключения героев Уэлша и Паланика "в школе и дома"?
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: AriesArise от 09.03.2007, 00:01:48
To Aleksandr.
Будем знакомы, моя мама тоже преподавала литературу. И неплохо. Теперь стало ясно, что мы занимаемся типично русским занятием: собираются интеллигенты и спорят о народе. Хорошо хоть не идём туда! Дона Аминадо цитировать не буду.
Что-то у Вас там с моей логикой не законтактилось. Я не говорил, что ничего не надо, хотя подтверждаю, что особо ценю то, до чего человек доходит сам. Что я глубоко не одобряю, так это понятие "классика", да ещё советского разлива. Ведь ясно, почему я так утверждаю? То, что я проходил в школе, не производило на меня такого впечатления, как то, что я читал сам. Помню вкусы школьной жизни: Лагерквист, Гамсун.
Опять же: вот дочка подрастёт, не буду я ей подсовывать "Плаху" или "Котлован", подманивая обещаниями ужасов. Андреев мне очень нравится, "Красный смех" тоже, но зачем он ученикам? Меня трогали за душу "Баграмот и Гараська", "Большой шлем" и проч. Смотрите сами: "Смех" - чисто постсоветский выбор. Не "Иуда Искариот", не пьесы. А - Вы уж простите моё искреннее убеждение - коммунисты в искусстве ни черта не смыслили, а мы до сих пор их шедевры выдаём за Бог знает какие достижения. Горький писал лучше Ремизова, Чернышевский - лучше Амфитеатрова, Платонов - лучше Слёзкина, а про Садовского кто слышал? Кроме того, русские люди всегда были ненормально зафиксированы на своей истории. Не думаю, что во Франции так активно занимаются на уроках литературы Наполеоном, в Англии - Кромуэллом.
Чтобы было яснее, навскидку предлагаю программу - Одоевский, Шварц, Лесков, Андреев, максимум Шмелёв. "Гигантов" пусть читают те, кто любят это дело. Иностранная литература - Моэм, Пристли, Ален Фурнье, Гофман - нормальная школьная классика. Да хоть и Дэна Брауна. Как раз книга для молодёжи, чтобы заинтересовывались вопросами религии, символики, истории.
И вообще, давайте лучше дополнять и опровергать точки зрения, а не спорить о школе, мы этого мамонта всё равно не завалим. Начинайте новую тему, выкладывайте своё мнение о произведении, там и позабавимся. А?

А чьё это "Превращение"? Не Кафки ли? Я бы поприсутствоввал на обсуждении сего рассказа в Вашем классе. И вообще, где это место, где ученики 100 %-но "Красный смех" читают, забыв о Хэрри Поттере? Мы такого не достигли.
Название: Re: Школьная программа.
Отправлено: Aleksandr от 11.03.2007, 16:00:35
AriesArise

В принципе, я полность согласен с Вами, хотя у Вас и чувствуется чисто антисоветское настроение. По - моему, это говорили Вы, про то, что не будь Сталина - не было бы Солженицина с его произведениями, и это правильно, но советская эпоха хороша тем, что любой автор-оппозиционер должен был все передавать через метафоры олицетворения и т.д.. Например, вспомните фильм "В огне брода нет" - Панфилов в точности воссоздал сцену из французского у нас запрещенного фильма о Жанне д Арк. Так же было и с Салтыковым- Щедриным во время царизма. Зато сейчас все можно, а это скучно.
  Я немного ушел в сторону. Мне повезло, что я учусь в искусствоведческом классе - Литература и Мхк единственные предметы преподающиеся у нас отлично, с остальным абзац. Но все равно, я считаю, что все должно основываться на классике - потому что большинство писателей - последователи либо Толстого, либо Достоевского, либо Гоголя ( я грубо говорю). И как, например, мы решим логарифм( хоть я и не знаю что это), если мы не знаем о правилах того же сложения. Корни надо знать (в смысле духовные). Вы что думате, я схожу с ума по Толстому или по Солженицину? Нет, но я могу судить и сравнивать - что да как.