Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Д. Кушнер. К 95-летию Уильяма Голдинга

Параметры статьи

Относится к лауреату: 

19 сентября 2006 года исполнилось 95 лет со дня рождения Уильяма Голдинга.

Английский писатель Уильям Голдинг (1911-1993) считается одним из самых крупных мифотворцев ХХ в., творчество которого несет на себе отблеск важнейших философских (прежде всего, экзистенциализма) идей современной ему эпохи. При этом самое удивительное в работах У. Голдинга – это его отказ следовать за любой политической линией, а также за течением истории, вопреки которой автор перемещает читателя в собственную реальность. В историческом смысле, такой отказ У. Голдинга от стремления соответствовать какой-либо парадигме гарантировал ему место в пантеоне авторов, которых еще долго будут помнить по истечении многих лет.

В то же время путь писателя к признанию был довольно труден. Скромный провинциальный учитель, перешагнувший рубеж среднего возраста, У. Голдинг имел только маленький сборник стихов, когда его рукопись "Strangers from Within" была представлена вниманию двадцати издателям и везде получила отказ. Однако молодой редактор двадцать первого издательства "Фейбер энд Фейбер" Чарльз Монтейт заинтересовался произведением и попросил У. Голдинга внести некоторые изменения. В результате получился роман "Повелитель мух", который был издан в 1954 году и очень быстро завоевал такую большую любовь читателей, что к 60-м годам XX века вошел в программы многих университетов по обе стороны Атлантики.

Такая популярность "Повелителя мух" в университетах Великобритании и США не удивительна, ведь работая долгое время преподавателем в Солсбери, У. Голдинг пришел к осознанию того, что нужно писать книги, рассматривая читателей, как собственных студентов. Однако, такое понимание сложилось не сразу. Один из прежних учеников вспоминает, что У. Голдинг перед "Повелителем мух" написал три или четыре книги ("помесь Киплинга и Маклина"), в которых герои простого происхождения вступают в неравные схватки с многоликой природной стихией зачастую без шансов на успех. Однако эти рукописи неоднократно возвращались автору издательствами без видимого интереса.

Постепенно У. Голдинг начал писать с меньшей претензией на внимание массового читателя, которое должно приносить тиражи, знаменитость и литературное признание. В работах У. Голдинга появляется широкое разнообразие описываемых предметов, которые принимают фантастическую окраску, –необитаемые острова, зарождение человечества, Вторая Мировая война (на земле и на море), средневековая английская церковь, страны Древнего мира (Египет, Рим, Африка), судно девятнадцатого столетия, Дельфийский храм Аполлона и многие другие. Стиль повествования У. Голдинга также изменяется: если ранее у него преобладал темный и пессимистический характер, то теперь его тон временами становится также и беззаботным, и вдумчивым. Кроме того, чтобы достигнуть желаемых эффектов, У. Голдинг переходит к использованию разнообразных методов повествования: от первого и от третьего лица, эпистолярных форм, форм в виде дневника и т.д.

Возможно, что такая перемена стиля писателя в сторону аллегорий, описания граней социального и асоциального, истории и доисторического, объясняет тот факт, что первый его роман "Повелитель мух" фактически так и остался только литературным произведением. Кроме радиопостановки, было снято всего две киноверсии главного произведения У. Голдинга. Однако позднее У. Голдинг признался, что права на постановку фильмов он передал в период финансовых трудностей, и не имеет никакого желания знакомиться с итогами кинопостановок. Таким образом, У. Голдинг расценивал "повелителя мух" преимущественно как письменную историю, которую он представляет в своей аудитории многочисленным читателям, в свою очередь, размышляющими над значением этой истории для собственных жизней.

При этом выбранный У. Голдингом стиль повествования, противопоставляющий существующей реальности авторскую фантазию, по началу не вызывал замечаний со стороны критиков. Критика благосклонно встретила как "Повелителя мух", так и последовавших позднее "Наследников" и "Воришку Мартина". Однако выход романа "Шпиль" вызвал противоречивые отзывы со стороны литературных критиков.

С одной стороны, критики указывали на то, что описание строительства шпиля не совсем правдоподобно (например, подобный шпиль собора в Солсбери не вызвал разрушения церкви), с другой стороны, намекали на фаллическое значение шпиля. В то же время не все критики были столь резки. Дэвид Лоддж объявил, что "Шпиль" является прекрасным достижением, другой критик Франк Кермуд утверждал, что главный герой – Джослин заставляет читателя более тщательно задумываться над тем, во что можно верить в своей жизни. В своем более позднем интервью У. Голдинг несколько приоткрыл завесу тайны над своей работой при написании "Шпиля". В частности он утверждал, что отложил всякое исследование, необходимое для написания романа, и вместо этого положился на свой военно-морской опыт в описании строительства церковного шпиля: "я спросил себя, что бы делали строители, если бы они были моряками". Факт, что У. Голдинг отказался от небольшого времени для изучения в библиотеке особенностей церковного строительства в пользу собственного воображения, подчеркивает, что читатели не должны воспринимать книги У. Голдинга как абсолютно реальные, в которых автором отражается вся правда об описываемых событиях.

Именно с момента написания "Шпиля" У. Голдинг вступил в небольшой период творческого затмения, который длился вторую половину 60-х и большую часть 70-х годов. В это время У. Голдингом были выпушены только сборник публицистических статей "Горячие врата", получивший теплые отзывы. Также в 1967 году появился роман "Пирамида" – трагико-комический триптих, описывающий обряды в жизни маленького провинциального города. При этом "Пирамида" критиковалась некоторыми за то, что, по сути, была соединением трех рассказов, а не "реальным" романом, при этом два рассказа уже появлялись в печати, и таким образом роман был назван "неоригинальным". Подобным нападкам подвергся и "Бог-скорпион", представлявший собой также три отдельных рассказа об истории древнего мира.

В этот период, когда критические нападки для любого писателя могут оказаться слишком серьезными, У. Голдинг почти преднамеренно избегал делать то, что ожидалось от него большинством критиков, вызывая порой откровенные нападки как на неудобного писателя. При этом один академический журнал даже позволил себе высказаться в том духе, что творчество У. Голдинга беспорядочно и лучшие работы его жизни уже позади.

Однако собирающиеся критические облака отнюдь не беспокоили У. Голдинга. Роберт Маккрум говорил о У. Голдинге в это время: "Он был весьма самостоятелен, он не сидел без дела, и так или иначе, большую часть семидесятых работал над "Зримой тьмой". Когда "Зримая тьма" появилась в 1979 году, многими критиками было объявлено о торжественном возвращении У. Голдинга, после чего он получил старейшую литературную награду Великобритании – мемориальную премию Джеймса Тейта Блэка.

Следующий роман У. Голдинга, который писался в тандеме с "Зримой тьмой" и вышел в 1981 году, стал роман "Ритуалы на море", который выиграл в том же году премию Букера в остром соперничестве "Земными силами" Э. Берджесса. Действие романа "Ритуалы на море", которой в последствии перерос в трилогию, происходит на борту корабля, плывущего в колониальную Австралию во времена наполеоновских войн. В этом произведении, как и прежде, У. Голдинг развивает тему двойственности человеческой природы. Автор ставит вопросы о той тяжести, которую представляет собой примитивизм в человеческом сознании, о всевластии зла, бесформенности человеческого опыта, неопределенности прогресса. Но одновременно писателя глубоко волнуют проблемы, связанные с ценностью поиска, творчества, порядка и устремленности, какое бы странное место этим понятиям ни отводилось в современном человеческом сообществе.

Спустя два года после выхода первой части "Ритуалов на море", У. Голдингу присуждается Нобелевская премия по литературе. При этом У. Голдинг стал последним британским автором в двадцатого столетии, который был удостоен такой чести. В докладе Шведской академии по поводу присуждения Нобелевской премии У. Голдингу, прежде всего, было отмечено большое литературное разнообразие в творчестве У. Голдинга: "Романы и рассказы Голдинга – это не только угрюмые нравоучения и темные мифы о зле и предательских разрушительных силах, – сказал в свой речи представитель Шведской академии Ларс Июлленстен, – это еще и занимательные приключенческие истории, которые могут читаться ради удовольствия".

Присуждение Нобелевской премии У. Голдинга не осталось без критических замечаний, однако в основном недовольство было связано со сравнением У. Голдинга с Грэмом Грином, которого по мнению критиков Шведская академия игнорировала уже достаточное время.

После присуждения Нобелевской премии в течение всех 80-х гг. на удивление многим У. Голдинг продолжал создавать яркие произведения, такие как сборник эссе "Движущаяся мишень", который получил более теплые отзывы, чем "Горячие врата", трагикомический роман "Бумажные люди" о психологической и духовной борьбе между пожилым английским писателем Вилфридом Барклеем и амбициозным американским академиком Риком Такером, который мечтает получить авторизованную биографию Барклея, а также два заключительных эпизода "Ритуалов на море", которые У. Голдинг решил написать, чтобы "вернуть на землю главного героя (Эдмунда Талбота), оставленного первой частью в середине океана".

Внезапная смерть У. Голдинга от сердечного приступа в 1993 году не позволила автору завершить работу над своим последним романом "Раздвоенный язык", который был опубликован в 1995 году. Действие романа происходит в экзотической атмосфере Древней Греции, на фоне горы Парнас и Дельфийского храма Аполлона. В основу сюжета положены мифы и исторические факты, связанные с культом Аполлона и с Дельфийским оракулом – Пифией. Согласно сложившемуся в Древней Греции сакральному ритуалу Пифия, сидя на треножнике, якобы вдохновлялась Аполлоном и в состоянии экстаза сообщала предсказания, которые жрец переводил в стихотворную форму. Способом отображения величественного и таинственного мифа о Пифии в последнем, неоконченном романе У. Голдинга становится форма повествования от первого лица. В роли рассказчика выступает греческая девочка, носящая невзрачное, "варварское" имя Ариека. Волею судьбы она становится Оракулом в Дельфах. Историческая реальность объективируется через сознание героини, которой внушают, что она – носитель особого информационного кода, магических знаний о жизни. В сознании героини сочетаются и божественное бессознательное, и слабости, страхи конкретного человека. Ариека подвергается тяжкому испытанию в процессе интуитивного постижения правды о Боге и оборотной стороны феномена прорицательства.

Сегодня У. Голдинг для многих остается любимым писателем и по прошествии многих лет после написания, наиболее ярких его произведений. Роберт Маккрум в частности отмечает: "Он [У. Голдинг] был хорошим автором, сегодня его произведения преподаются в английских школах. Его еще долго будут помнить как одного из самых великих писателей середины — конца двадцатого столетия, из-за его неповторимой прозы." Имя У. Голдинга продолжает вызывать большой интерес со стороны общественности: недавно был опубликован фрагмент его автобиографии, ведется работа над экранизацией его поздних произведений, а литературные критики продолжают рассуждать о феномене У. Голдинга.

Денис Кушнер dendyk@rambler.ru