Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Е. Домбровская. Джон Голсуорси [История зарубежной литературы ХХ века: 1917-45, «Просвещение», 1984]

Параметры статьи

Относится к лауреату: 

Джон Голсуорси был сыном известного лондонского адвоката. Он окончил привилегированную школу Харроу и юридический факультет Оксфордского университета.

Чтобы лучше изучить мореходное право, которое он хотел избрать своей профессией, Голсуорси свыше двух лет плавал на торговых кораблях и побывал в разных странах Южного архипелага, в Австралии и в США. Всю свою жизнь Голсуорси был страстным путешественником, в 1894 году он побывал и в России.

С 1897 года он стал печататься и оставил юриспруденцию. В 1906 году, когда появился роман «Собственник», Голсуорси добился признания, но официальная критика долго отказывалась зачислить его в ряды ведущих английских писателей. Только много лет спустя Голсуорси получил от ряда английских университетов почетное звание доктора литературы и искусств. Много сил отдавал Голсуорси борьбе за свободную печать и свободный театр. С 1919 года он стал председателем английского отделения международной организации либеральных писателей — «Пенклуба». Основной задачей своей общественной деятельности он считал объединение писателей против угрозы войны. Незадолго до смерти, в ноябре 1932 года, ему была присуждена Нобелевская премия. Голсуорси задолго до начала первой мировой войны предупреждал в своих статьях об опасности, нависшей над Европой. Первую мировую войну Голсуорси клеймил как преступление против человечества. Причину ее он видел в гонке вооружений. Он особенно возмущался воинственными призывами и шовинизмом Киплинга. В очерке «Урожай» и стихотворении «Долина теней» (1915) Голсуорси оплакивает погибших на войне и пострадавших от нее. Его возмущает лицемерие церковников, которые по обе стороны фронта призывают к убийствам и молятся о победе. До конца жизни писатель настаивал на необходимости предотвращения новой войны. Он отрицательно относился к походу английских интервентов против молодой Советской Республики.

Голсуорси был одним из первых и наиболее выдающимся представителем английского критического реализма XX века. Он был романистом, новеллистом, драматургом и критиком и во всех этих областях боролся за реализм, отстаивал его превосходство, осмеивал модные формалистические течения. Наиболее яркий и значительный след он оставил в области английского романа. Уже в первых его романах («Остров фарисеев»-1904, «Усадьба» — 1907, «Братство» — 1909, «Патриций» — 1911, «Фриленды» — 1915) поставлена проблема классового неравенства и классовой борьбы, созданы яркие образы лицемерных и бездушных носителей морали господствующих классов, намечены пути прозрения лучших представителей буржуазии и поместного дворянства. Выражение «остров фарисеев» стало нарицательным для определения Англии, точнее — ее правящей верхушки. Несколько особняком стоит роман Голсуорси «Темный цветок» (1913), посвященный анализу внезапного и всесильного чувства любви; в нем проявился глубокий психологизм писателя, его мастерство в раскрытии самых тонких и сложных переживаний человека. Так шла подготовка могучего таланта Голсуорси к созданию грандиозной эпопеи — «Саги о Форсайтах».

Одновременно с романами создаются пьесы Голсуорси, также остросоциальные, но написанные, в отличие от другого великого драматурга — Бернарда Шоу, в традиционно реалистической манере, без тяготения к эксцентриаде и парадоксу. Наиболее значительные пьесы «Борьба» (1909) и «Серебряная коробка» (1906).

Голсуорси был выдающимся критиком и литературоведом. Начиная со статьи «Смутные мысли об искусстве» (1911), он отстаивает реализм, говорит, что подлинный источник искусства — жизнь, требует от литератора реалистической полноты и глубокого критицизма. В 20-е годы он создает ряд литературно-критических статей («Силуэты шести писателей»-1924, «Еще четыре силуэта писателей» — 1928, предисловие к английскому переводу романа Л. Толстого «Анна Каренина» — 1928, и др.). Тургенев и Толстой были любимейшими писателями Голсуорси, постоянными спутниками его творчества. Тургенева он считал писателем, достигшим наивысшего искусства в создании романа и новеллы, ценил его «исключительную поэтичность», «гармонию целого». В Толстом его поражала верность жизни, могучий реализм, соединение реалистической правдивости с нравственными, этическими вопросами. Оба великих писателя оказали несомненное влияние на формирование творческого своеобразия Голсуорси.

Центральное место в творчестве Голсуорси занимают две трилогии — «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия».

Эпопея о Форсайтах представляет собой хронику класса и хронику семьи. Голсуорси представил широкое полотно действительности, показал развитие, подъем и упадок буржуазии от середины XIX века до 30-х годов XX века. За семейной хроникой кроется широкое обобщение.

Первоначально «Сагу о Форсайтах» составляли романы «Собственник» (1906), «В петле» (1920), «Сдается в наем» (1921) и две новеллы — интерлюдии между романами — «Последнее лето Форсайта» и «Пробуждение». С 1924 по 1928 год была написана вторая трилогия — «Современная комедия». Она состоит из романов «Белая обезьяна» {1924), «Серебряная ложка» (1926) и «Лебединая песня» (1928) и двух интерлюдий — «Идиллия» и «Встречи». В 1930 году вышел сборник «На бирже Форсайтов». А за два года (1931-1933) Голсуорси написал третью трилогию, посвященную семье Черрелов. В нее входят романы «Девушка — друг», «Цветущая пустыня» и «Через реку». Последний роман вышел посмертно, а через год, в 1934 году, весь последний цикл был издан под заглавием «Конец главы».

Большое место занимает в творчестве Голсуорси и в эпопее о Форсайтах тема неудачного брака. Это — одна из основных проблем романа «Собственник». Голсуорси, как и Толстого, живо волновало положение женщины в семье. Но, кроме воздействия «Анны Карениной», источником драмы героев можно признать и личную жизнь Голсуорси, который многие годы страдал от того, что любимая им женщина была женой другого. Сказалось здесь и хорошее знание английских законов о браке и практике бракоразводных процессов.

Осуждение собственности во всех ее проявлениях — идея, положенная в основу всей эпопеи.

Имя «Форсайты» стало нарицательным, собирательной характеристикой высших кругов буржуазии, где собственность — цель всей жизни и помыслов. В уста «молодого» Джолиона Голсуорси вложил формулировку сущности форсайтизма как собирательного понятия собственничества. «Форсайт,- говорит он,- смотрит на вещи с практической… точки зрения, а практическая точка зрения покоится на чувстве собственности… Все мы, конечно, рабы собственности… но тот, кого я называю «Форсайтом», находится в безоговорочном рабстве… его хватка проявляется решительно во всем, будь то жена, дома, деньги, репутация… Форсайты… ни во что не верят, но умеют извлечь выгоду из всего… это посредники, коммерсанты, столпы общества, краеугольный камень нашей жизни с ее условностями…- в религии Форсайты представлены блестяще, в палате общин их может быть больше, чем где бы то ни было, про аристократию и говорить нечего».

Роман «Собственник» представляет собой хронику семьи Форсайтов, в нем анализируется проявление чувства собственности в личных и семейных отношениях. Действие романа относится к стабильным годам домонополистического капитализма в Англии. Восьмидесятые годы — апогей этого уклада. Внешнее преуспеяние Форсайтов в этом романе нарушено внутренним неблагополучием. Удар миру Форсайтов наносят молодые, смелые, чуждые корысти люди, поклонники искусства и красоты — архитектор Босини, полюбившая его Ирэн (жена Сомса), художник Джолион.

В «Саге о Форсайтах» Голсуорси прослежены три поколения Форсайтов, ведущих род от «гордого Доссета», положившего основание их собственности и традициям. Старшие Форсайты выросли в эпоху подъема своего класса и выражают типичные черты викторианской буржуазии. Форсайты игнорируют всех, кто не принадлежит к избранной верхушке среднего класса. Это люди цельные. Цельность их характеров проистекает из социальной устойчивости класса. Хотя они и испытали страх в 1848 и отчасти в 1871 годах, но с тех пор, как им кажется, народ замолк, а богатства Форсайтов продолжают расти.

Уже в романе «Собственник» появляется персонаж, который в следующем романе станет символом собственности, — это Тимоти, младший из братьев. В прошлом издатель, наживший состояние на издании религиозно-моралистической литературы, он замкнулся, как улитка в раковине; одна цель владеет им — жить ради роста состояния, вложенного в процентные бумаги. С первого упоминания имени Тимоти Голсуорси характеризует его как символ. «Тимоти стал почти мифическим существом,- чем-то вроде символа гарантии, незримо таившейся в закоулках форсайтовской вселенной. Он не решился на такой неблагоразумный поступок, как женитьба, и не захотел обзаводиться детьми».

Старшие Форсайты по-своему порядочны, они честны в делах, берут узаконенные проценты, они еще не рвутся к авантюристическим предприятиям и барышам.

Так, Джемс, отец Сомса, недалекий по уму человек, преуспевающий адвокат, осторожно и честно ведет дела, но честность его относительная, буржуазная. Его помыслы сводятся к тому, как бы не прозевать, не пропустить случая и укрепить состояние. Жена, семья, дети — это его второе «я», его «собственность».

В образе старого Джолиона представлены лучшие черты буржуазии XIX века, те черты, которые были совершенно утеряны ею в монополистический период. Как последний из могикан старых полупатриархальных времен противопоставляется Джолион новой циничной и хищной буржуазии. В отличие от братьев он еще не утратил способности проявлять бескорыстные чувства. Вдумчивость, душевная мягкость, естественность выгодно отличают его. С этим связана природная тяга к прекрасному в жизни и искусстве, любовь к природе. Он меньший «собственник», чем братья. Перед смертью Джолион узнает настоящую радость преклонения перед красотой и умиротворенность. Рассказ «Последнее лето Форсайта» написан с лирической теплотой, очень поэтичен.

Крушение незыблемости форсайтизма символично связано со смертью старшего поколения.

Образ Сомса — центральная фигура двух трилогий. Герой показан и изнутри, и со стороны, глазами врагов и друзей, в мыслях, чувствах, поступках, в отношении к обществу, в отношении к искусству, истории, политике. Он человек умный, наблюдательный, но окостеневший в привитых ему понятиях, — типичный оплот консерватизма и буржуазной среды. Хотя Соме женился по любви на девушке без всякого состояния, он, в сущности, ничем не поступился во имя своей любви к Ирэн. Подобно тому как он, покупая картины, подсчитывает возможную выгоду от перепродажи, так и Ирэн оценивается им как приобретение.

Сомс — как собственник — не представляет себе, что у жены могут быть свои взгляды на вещи, своя воля, что для счастья нужна духовная близость. Он регламентирует ее жизнь и удовольствия. Всегда и всюду оберегает ее как свою собственность.

Голсуорси шаг за шагом развенчивает буржуазную веру во всемогущество денег. Он показывает иллюзорность счастья, которое покупается.

Во второй трилогии заметен рост симпатии автора к Сомсу. В этом проявилась идейная эволюция самого Голсуорси. Он подчеркивает положительные черты Сомса: его буржуазную порядочность, горячее отцовское чувство, интерес к живописи и тонкое ее понимание. Во внутреннем одиночестве Сомса и его обреченности Голсуорси прослеживает социальную закономерность кризиса буржуазного мира.

Собственническая психология проявляется и в образе Флер. Образ ее психологически сложен. Любовь к Джону проходит через всю ее молодость. Хотя она любит и страдает, в ее борьбе за Джона, кроме горячего, искреннего чувства, есть неуступчивость собственника, который не терпит препятствий на своем пути.

Эпиграф из «Ромео и Джульетты» к роману «Сдается в наем», акцентируя связь с шекспировской темой любви и родовой вражды, отнюдь не предрешает полного сходства ситуаций и образов. Трагедия Ромео и Джульетты в 20-х годах XX века мирно завершается благополучной свадьбой Флер с нелюбимым Майклом. Флер и Джон — не подлинные Ромео и Джульетта, а только их буржуазные эпигоны.

Собственница Флер терпит поражение дважды — когда в юности Джон отказался от нее ради своей матери и когда несколько лет спустя он порвал с Флер во имя семьи и порядка. Собственникам не удержать, не привязать к себе тех, кого они любят.

В какой-то, мере Голсуорси сочувствует Флер, ее лихорадочным поискам счастья. Самопожертвование Сомса отрезвляет ее и направляет на стезю семейных добродетелей.

В двух первых романах «Саги», отражающих викторианский период, Форсайтов, и Сомса в том числе, совершенно не интересует народ. Форсайты начинают видеть народ только после «Великой войны», т. е. первой мировой войны. Боязнь народа и его растущей революционности все более овладевает Форсайтами.

Основная черта их мировоззрения в «Современной комедии» осталась неизменной: они по-прежнему считают себя солью земли, богатство — критерием значимости человека. Характерны размышления Сомса, вызванные частным случаем: «Жить? Зачем? Разве большинству людей не лучше умереть?» При этом Соме имеет в виду людей без средств к жизни.

Охранительные тенденции, которые выступают уже в «Лебединой песне», пронизывают последнюю трилогию — «Конец главы». Голсуорси разделяет точку зрения буржуазных кругов, которые, напуганные забастовками и восстаниями 20-х годов, стали ориентироваться на консерваторов в надежде найти компромиссный выход.

В трилогии «Конец главы» Голсуорси «представил более старый тип семьи, с большими традициями и чувством ответственности, чем Форсайты». Его тенденция была при этом, по собственному признанию, не критическая, у него было стремление найти в дворянстве «что-нибудь положительное», так как с ним он связывает надежды на экономическое возрождение Англии.

Общее название трилогии указывает на ее подытоживающий характер, о том же говорит заглавие ее последнего романа — «Через реку». Реалистическое полотно трилогии противоречит во многом субъективным симпатиям автора, показ Англии 20-х годов убеждает, что господствующие классы морально деградировали, хотя не сдаются и борются за власть.

Через образ Майкла Монта в трех трилогиях, начиная с романа «Сдается в наем», Голсуорси раскрыл свои взгляды. Майкл — антагонист Форсайтов. Аристократ по рождению, человек, прошедший войну, он чужд классовой чопорности. В романе «Сдается в наем» Майкл выражает протест «потерянного поколения» против консервативных взглядов. Он скромен, чуток и доброжелателен к людям. Майклу присуще скептическое отношение к себе и общественному строю, он сам подсмеивается, над собственной деятельностью издателя, филантропа, депутата парламента и инициатора ликвидации лондонских трущоб.

В последней трилогии изменяется трактовка образа Флер, она стала образцовой, любящей матерью семейства, дамой-патронессой. Правда, Флер и ныне не забыла Джона, сердечная неудовлетворенность и тоска прорываются в ее разговоре с Динни. Но ее образ в «Конце главы» как-то обескровлен.

Эволюцию взглядов Голсуорси можно проследить и в построении образов Ирэн, Энн и Динни Черрел, положительных героинь его трилогий. В начале эпопеи Голсуорси раскрывал Ирэн как чужеродное начало в форсайтовской среде. Постепенно разница между Ирэн и Форсайтами все более стирается. Ее бунт против Сомса не стал выходом за пределы класса, ее непримиримость, неспособность забыть и простить роднят ее с Форсайтами.

Большой такт, сдержанность, благородство отличают образ Энн, жены Джона. Она красива, обаятельна, женственна; ей присущи душевная гармония, тонкость, деликатность, чувство такта. Победа Энн — победа добропорядочной семейной идиллии над страстями и подрывом семейных устоев. Джон остался с Энн, потому что ему дорога любовь Энн к традициям, потому что он сам хочет укрепить их, а не расшатать. И автор симпатизирует Энн и Джону. Некоторые черты Энн повторяются в образе Динни Черрел (героини трилогии «Конец главы»). Голсуорси оттенил еще большую гармоничность и собранность ее характера. Душевная гармония, прямота, лиричность, отсутствие себялюбия воплощены в ней. Она живо чувствует прекрасное. Она не избалована, не боится и не стыдится работы. Это новая женщина — самостоятельная, энергичная, не лишенная смелости суждений и поступков.

Характерна в романе «Цветущая пустыня» история любви Динви к Уилфриду Дезерту. Дезерт только что вернулся с Востока. Любовь их быстро и бурно развивается. Вскоре, когда обнаружилось, что он принял на Востоке магометанство, его подвергают остракизму. И хотя Динни готова его поддержать и идти с ним претив всех, Дезерт отказывается от борьбы и любимой девушки. А вскоре после того как приходит известие о гибели Дезерта в Сиаме, Динни выходит замуж за депутата Дорфорда. Твердолобый консерватор, он пользуется ее уважением как человек чести.

Хотя Голсуорси в образе своей положительной героини восхваляет консервативное мировоззрение, клановый дух, но и тут он сохраняет трезвое понимание действительности. И некоторая ирония сквозит в авторском тексте, в повествовании о заботах Динни и «счастливой» развязке, ее судьбы.

Элементы критицизма в этой трилогии сгущаются в истории бракоразводного процесса Клэр и травли великосветским обществам Уилфрида Дезерта. Но все это лишено прежней глубины и обобщающего значения первых трилогий. В образе Уилфрида Дезерта, знакомого нам уже по «Белой обезьяне», в последней трилогии выведен типичный представитель так называемого «потерянного поколения». Субъективно он одиноки несчастен. Пустыня его души ненадолго расцвела от любви к Динни, как показывает символический смысл заглавия («Цветущая пустыня»). Его трагедия — в его опустошенности.

Как мастер художественной прозы и стилист Голсуорси создал совершенно особую манеру повествования и характеристики героев. Проводя мысль, что человек создается средой, Голсуорси обстоятельно рисует этот фон типичной среды, где раскрывают себя герои. Поэтому жанровые сцены и интерьер занимают у него большое место. Голсуорси стремится достигнуть достоверности, называя даты, точные родственные связи, факты семейной хроники, улицы, номера домов, рисуя внешний и внутренний вид дома. Важную роль играет одежда, выражение лица, манеры героев, четко выделяются основные характерные мелочи и детали.

Двумя-тремя штрихами, деталями, мелкими фактами Голсуорси создает психологический портрет. Так, в доме Сомса Ирэн всегда сидит в уголке, в тени, она молчалива, ушла в себя, на первом плане доминирует Сомс. Золотые волосы и темные, какие-то таинственные глаза свидетельствуют о сложности и противоречивости ее характера, о сочетании в нем мягкости и непреклонности. В повседневных мелочах выявляется различие вкусов и характеров Сомса и Ирэн. Характерны эстетические ассоциации и сравнения, сопровождающие образы старого Джолиона, Ирэн, Флер, Динни. Очень важную психологическую функцию выполняют литературные образы, музыка и живопись. Перед первой встречей с сыном старый Джолион слушает оперу «Фиделио». Мотивы «Орфея» Глюка и Шопена подчеркивают настроение старого Джолиона в «Последнем лете…». Ирэн любит музыку Шопена, романсы о любви и природе. Молодому Джолиону, впервые увидевшему Иран в ботаническом саду, где она ждала Босини, ее лицо напоминает своей пассивностью и чистотой «Любовь небесную» Тициана. Образ Флер ассоциируется с «Виноградницей» во фреске Гойи «Сбор винограда». Падение этой картины во время пожара завершает крушение страсти Флер. Образ Динни ассоциируется с целомудренными, возвышенными женщинами Ботичелли.

Прямая речь героев, особенно диалог, играет важную роль в движении сюжета, раскрытии характеров. Каждого из героев отличает его стиль речи, характерный для его круга интересов лексикон; деловитость Форсайтов сказывается в их речах, полных терминов биржи и юридических формулировок. Внутренний монолог героев обычно переплетается с авторской речью и переходит в нее. Только внимательно вчитываясь, можно расчленить критическую авторскую точку зрения на героев и их самораскрытие. Сатиру Голсуорси оттеняет насмешливый, иронически окрашенный стиль. Ирония свойственна не только авторскому повествованию, но сквозит и в построении речи героев.

Голсуорси широко, с большим психологическим мастерством отобразил целую эпоху. Он внес выдающийся вклад в развитие английского литературного языка.

OCR: Aerius (ae-lib.narod.ru) 2004.

Источник: История зарубежной литературы ХХ века: 1917-1945. М.: Просвещение, 1984. 304 с. — С.: 125-170.