Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Ю. Козлов. Мужчины наградили Нобелевской премией феминистку [«Эхо планеты», №42-43, 2004]

PDFPDF

Параметры статьи

Относится к лауреату: 

Известие о присуждении Нобелевской премии по литературе за 2004 год удивило австрийскую писательницу Эльфриде Елинек: «В жюри — одни мужчины, а я часто выступаю как феминистка». Однако 18 «бессмертных» Шведской академии наук, занимающихся словесностью, вынося решение, делали акцент не на бунтарском творчестве, а на художественных гранях ее таланта. «В заключении Нобелевского комитета так и сказано: «За музыкальный поток противоречивых голосов в романах и драматических произведениях, которые с необычайным художественным мастерством разоблачают абсурдность общественных предрассудков и их всепоглощающую власть над людьми».

Эльфриде Елинек принадлежит к разряду «неудобных» и скандальных авторов. Феминистка, исповедующая «левые» политические убеждения (с 1974 до 1991 год состояла в Коммунистической партии Австрии), она обличает в своих произведениях несправедливость, неравноправие и ханжескую мораль современного общества, смело и с критических позиций обращаясь к темам сексуальных отношений, власти и насилия. Эти темы она исследует, начиная с первого своего романа — «Нас всех подставили, детка», изданном в 1970 году. (Сама писательница своим первым литературным опытом считает сборник стихов «Тень Лизы», вышедший в 1967 году). С тех пор Елинек сумела проявить себя практически во всех литературных жанрах, написать более десяти романов, издать три поэтических сборника и сочинить несколько десятков пьес. Сегодня ее творения издаются в 30 странах, в том числе в России.

Всемирную известность Елинек принес автобиографический роман «Пианистка», по которому ее соотечественник Михаэль Ханеке снял фильм, принесший ему в 2001 году «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Правда, критика и зрители назвали его одним из самых скандальных и шокирующих фильмов последних лет. А минувшей весной в Берлине на фестивале немецкоязычных стран публика освистала спектакль венского Бургтеатра по пьесе Елинек «Работа»: слишком неистово и откровенно автор говорила в ней о женской физиологии, жестокости и почти полном отсутствии любви. Скорее всего, поэтому в Австрии ее недолюбливают — чрезмерно откровенные произведения смущают добропорядочную публику и зрителей.

Эльфриде Елинек родилась 20 октября 1946 года в городе Мюрццушлаг в Штирии (одна из девяти австрийских федеральных земель). Ее мать происходила из зажиточной венской семьи, заставляла дочку заниматься музыкой (в детстве девочка училась игре на блок-флейте, скрипке и органе), и та возненавидела и мать, и музыку. При всей любви к ним. Эльфриде училась в католической школе и возненавидела религию. Окончив школу, поступила в венскую консерваторию по классу композиции и фортепиано, параллельно занималась изучением иностранных языков, театроведением и историей искусств. Любовь и ненависть шли рука об руку в ее жизни, и это двойственное чувство, затаившееся в глубинах души, невольно выливалось потом в ее произведениях. Она и замужем только формально числится, хотя по существу уже давно живет одна.

Ее отец был чешским евреем. Как дипломированный инженер и химик, он вел важные военные исследования и таким образом сумел пережить Холокост, в то время как многие его родственники погибли. Он умер в 1972 году в психиатрической клинике. Не исключено, что именно эта страница семейной биографии побудила писательницу обратить особое внимание на нацистское прошлое Австрии, ворошить которое мало кто любит.

Елинек убеждена, что идеология фашизма, его авторитарное и духовное наследие живы в Австрии до сих пор. Это мастерски она показала в романе «Дети мертвецов», который считает своим главным произведением. Благодаря резкой, непримиримой критике современного австрийского общества и его патриархальных устоев Эльфриде Елинек долгое время была одним из самых сильных раздражителей этого общества, где ее на разные лады обвиняли то в «очернительстве», то в «порнографии», то в распространении «коммунистической заразы».

Хотя литературная деятельность Эльфриде Елинек увенчана двумя десятками наград и премий, она снискала куда большую популярность в соседней Германии, где издано большинство ее произведений, чем на родине. Как говорится, нет пророка в своем отечестве. И если сегодня перед нобелевским лауреатом почти все рассыпаются в комплиментах, то еще совсем недавно писательницу так понукали, что она всерьез подумывала об эмиграции, а в 1996 году в ответ на бесконечные нападки и угрозы даже запретила ставить свои пьесы в Австрии и лишь два года назад сняла этот запрет. Стыдно вспомнить, но в разгар предвыборных баталий в середине

90-х, в заказных корявых стихах, наводнивших австрийскую «желтую прессу», ее фамилия рифмовалась исключительно со словом «дрек» («Dreck»), что в переводе с немецкого означает «дерьмо».

Возможно, поэтому она не хочет, чтобы присуждение Нобелевской премии рассматривалось как событие, знаменательное для всей Австрии. «Я не хочу иметь ничего общего с нынешним правительством, — пояснила она. — И я не уверена, что абсолютно все, кто сейчас радуются со мной, искренни на самом деле». Правоту этих слов подтвердила Хелене Пртик-Пабле, ведущий эксперт право-популистской Австрийской партии свободы (АПС) по вопросам культуры. «С одной стороны, — сказала она, — я, конечно, рада, что награда досталась представительнице Австрии, но с другой — нельзя забывать, что Эльфриде Елинек многие годы с удовольствием мешает Австрию с дерьмом».

А вот партнеры АПС по правящей коалиции в лице руководства консервативной Австрийской народной партии (АНП) высказываются более дипломатично. Так, статс-секретарь по вопросам культуры в ведомстве федерального канцлера Франц Морак сравнил творчество Елинек с «зеркалом, в которое не всегда приятно глядеть, но без которого немыслима общественная и политическая жизнь», а сам федеральный канцлер Вольфганг Шюссель даже пожелал писательнице, чтобы «высокая стокгольмская награда не затупила бы острия ее критики».

Основной смысл и направленность произведений Эльфриде Елинек понять относительно просто. Куда сложнее разобраться с формой изложения, которая, как сказано в отзыве Шведской академии, балансирует «между прозой и поэзией, между напевами и гимнами» и включает в себя то театральные сцены, то кинематографические приемы. Сама же писательница считает главным стимулом к работе «бешенство и ненависть по отношению к окружающему» и сравнивает себя с «терьером, который роет землю, вскрывает крысиные норы и извлекает на свет самое потаенное. Если я хочу что-то сказать, то говорю это так, как хочу я. — Я оголяю язык до костей, чтобы изгнать ложь. Я пытаюсь заставить язык говорить правду, где бы она ни скрывалась».

Творчески Эльфриде Елинек причисляет себя к так называемой «венской группе» австрийской литературы, которая по традиции уделяет особое внимание языковым тонкостям, что сильно осложняет перевод на иностранные языки. Однако именно это качество отметил Нобелевский комитет.

В отличие от других номинаций, литературного «Нобеля» получает один претендент. За всю историю было лишь 4 случая, когда лауреатами одновременно становились два писателя (в 1904, 1917, 1966 и 1974 годах). Премия не присуждалась в 1914, 1918, 1935, 1940–1943 годах. Нобелевского признания удостоены пятеро наших соотечественников: Иван Бунин (1933), Борис Пастернак (1958), но под давлением советской пропаганды он от премии отказался, Михаил Шолохов (1965), Александр Солженицын (1970) и Иосиф Бродский (1987).

Елинек, можно сказать, юбиляр: она — десятая женщина, получившая литературное нобелевское признание за 103 года существования премии. Ее награждение, как утверждают специалисты, не случайно: слишком сильное давление испытывали шведские академики в стране, где статус женщины очень высок и последовательно укрепляется на всех уровнях. Тем более что в последний раз в списке лауреатов в этой номинации женщина — Вислава Шимборска из Польши — упомянута в далеком уже 1996 году. Так что на победу австрийской писательницы могла повлиять и ситуация на родине Нобелевской премии — Швеции.

А на родине лауреата, по прогнозам издателей, должен резко возрасти спрос на ее книги. Во всяком случае, в некоторых книжных магазинах Австрии в последние дни он уже вырос почти в десять раз, а сами книги перекочевали в разряд дефицитных. Удовлетворить спрос готовы помочь немецкие издательства, решившие допечатать книги Эльфриде Елинек общим тиражом 300 тысяч экземпляров, о чем было объявлено на международной книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне.

Между тем новоиспеченная нобелиантка может породить очередной скандал. Она заявила, что не будет участвовать в церемонии награждения и чествования лауреатов, которое состоится 10 декабря в Стокгольме, из-за «серьезного заболевания» — боязни большого скопления людей. «Конечно, я рада — к чему лицемерить, — призналась она в одном из первых интервью сразу после присуждения премии. — Однако во мне больше отчаяния, чем радости. Как человек, я не люблю оказываться в центре всеобщего внимания. Я этого боюсь и не готова психологически подвергать себя излишним волнениям». А в интервью британским СМИ в Вене развила свою мысль: «Сначала я подумала: „Замечательно, ты ее добилась“. Но тут же мне на ум пришла мысль о том, что премия может перевернуть всю мою жизнь. По крайней мере до поры до времени я буду тем, кем никогда не хотела стать — человеком, на которого устремлены взгляды общественности». Она даже сообщила, что решила поручить своему издателю прочесть на церемонии текст традиционной нобелевской лекции. Но при этом добавила: «Надеюсь, я смогу насладиться деньгами, которые мне причитаются, ведь на них можно жить без особых забот. И надеюсь, мне не придется платить за это слишком дорогую цену».

Денежная часть премии — 10 миллионов шведских крон, или около 1,1 миллиона евро — сумма, конечно, внушительная, но для «беззаботной жизни» по нынешним временам ее вряд ли надолго хватит. Впрочем, материальные запросы Эльфриде Елинек чрезвычайно скромны. Она домоседка, любит смотреть по телевизору старые фильмы и читать детективы, а самым дорогим «товаром» считает время. Его-то она и надеется «купить» на нобелевский гонорар, так как уверена, что нуждается в отдыхе. Ей кажется, что по всем направлениям своего творчества она достигла некой «конечной точки». «Теперь мне нужно время, чтобы хоть как-то перевести дух, иначе я раздавлю себя тяжестью собственного веса», — заявила писательница.

Психологический «якорь» коллеге бросил нобелиант-1999 года Гюнтер Грасс. Он посоветовал Эльфриде Елинек «откинуть все страхи и сомнения, поехать в Стокгольм и самой получить премию из рук короля Швеции». Ссылаясь на собственный опыт, он сказал: «Это стало самым удивительным испытанием в моей жизни».