Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Сообщение об ошибке

Deprecated function: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls в функции _menu_load_objects() (строка 579 в файле /var/www/u0029083/data/www/noblit.ru/includes/menu.inc).

Фарисейка

Творчество Мориака, немсомненно, казалось старомодным. Писать книги о христианстве в то время, когда на дворе царило нечто вроде анархии, упивающейся своим безбожием, — это было странно. Тем более, что вскоре появился французский экзистенциализм, его подчеркнуто нерелигиозный вариант. И тем не менее Мориак все еще носился со своими вопросами — почему нужно верить в Бога, что значит верить в Бога и что значит верить в Бога по-настоящему.

В романе «Фарисейка», написанном уже в более, что в просто зрелом возрасте, исследуется именно последний вопрос. Действие разворачивается в провинциальной Франции, в начале века. Время, когда только-только появились автомобили, и некоторые уже даже могли их себе позволить. Присутствует целый ряд сюжетных линий, детали которых не представляют особого интереса. Важна главная героиня, вокруг которой так или иначе развиваются все действия. Она — фарисейка. Достаточно жестко она разрывает все, что, на ее взгляд, противоречит чистому христианскому благочестию. Она пресекает любовные связи падчерицы, мешает браку школьного учителя, а когда тот все же совершается, доводит пару чуть ли не до сумасшествия. Все это она делает с типичным для фанатика отношением: пока вы не понимаете, что однажды я окажусь права, и когда-нибудь вы скажете мне спасибо. И самое странно, что она действительно оказывается права, и получается, что Бог как бы через нее открывает людям их судьбу.

Это проблема, когда человек считает свою добродетель настолько мощной, что она обязана служить примером для других, выходит за рамки привычных проблем.

Это происходит за счет того, что к «фарисейке» формально не может быть предъявлено никаких претензий. И поэтому не на чем даже построить конфликт. Конфликт строится просто на том, что люди говорят на разных языках. Одни говорят об одном, другие — о другом. Проблема лишь в том, что фарисейка, добившаяся признания у церковных властей, сама становится чуть ли не тираном в своем родном городке и за его пределами. Ее слова могут решать судьбы людей.

Действительно, формально к ней не может быть предъявлено претензий. Кажется, что сам Христос поступал бы также, как она, а она, в свою очередь, могла бы быть лучшей его ученицей, понимая буквально смысл его заповедей. Она отказывается видеть в христианстве символизм и понимает все в высшем смысле, даже не стремясь хоть что-то упростить и свести к обыденности жизни. Сам Мориак говорит о некоторой замкнутости таких людей:

Люди, избравшие своим призванием добродетель, неизбежно
составляют себе преувеличенное мнение о ценности собственных поступков,
сами берутся судить собственные свои заслуги, и при сравнении себя с
другими у них голова идет кругом от собственной добродетели.

В конце книге, однако, происходит переоценка ценностей, и в некотором смысле тиран превращается в обычного человека, со всеми свойственными ему слабостями. Однако способен ли он исправить изломанные судьбы своих жертв?