Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Сообщение об ошибке

Deprecated function: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls в функции _menu_load_objects() (строка 579 в файле /var/www/u0029083/data/www/noblit.ru/includes/menu.inc).

Волшебная гора

Находясь в поисках произведений нобелевских лауреатов наткнулся на Томаса Манна. На тот момент я интересовался философией, поэтому меня заинтересовал жанр «интеллектуальный роман». Писателю вручили нобелевскую премию за роман «Будденброки». По мнениям литературных критиков все же принято считать вершиной творчес[/img]тва его другое произведение — «Волшебная гора». Решил оценить лично.

Роман не отличается искрометностью сюжета. Но композиция сама по себе уникальна. Такое ощущение было, что автор играет со временем, то разбрасываясь, то затягивая. Время приобретает двусмысленность — с одной стороны он описывает довоенную эпоху (начало XX — ого века), буржуазный уклад жизни, увлечения и жизнь молодежи. С другой игра временем, глубокие рассуждения о нем. Манн поднимает такие философские категории как любовь, смерть, время, пространство, дух, материя. При чем каждый персонаж как отдельная идея. В лице литератора Сеттембрини мы видим защитника природы, рационалиста, материалиста, сторонника прогресса, иезуит Нафта представляет религиозную идею, идеалистическую направленность, консерватизм. Они пытаются в лице главного героя Ганса Касторпа воспитать духовно обогащенную личность. В этой борьбе инженер Касторп не принимает ни одной стороны, он скорее ближе к чувственному воспритятию жизни, несколько животному. Это можно увидеть из восхищения Перперкорном. Ганс Касторп выступает в роли искателя. Его увлекают философские споры Нафты и Сеттембрини, медицина, ботаника.

Сама по себе «гора» это маленький Давосский курорт, санаторий для больных туберкулезом. Попав сюда раз этот мирок затягивает своей бездеятельной сущностью. По сути дела все заняты, но чем? Глупыми рисунками, пасьянсом и др. Манн назвал состояние «тупоумием». Все живут в страхе, но перед смертью, нет, они боятся реальности, проблем в мире «на равнине». «Наверху» теряется чувство времени. Они прожигатели жизни. Против бесцельного существования пытаются бороться храбрый Иоахим Цимсен, мадам Шоша. Они, несмотря на болезнь, пытаются жить нормальной жизнью, самовольно покидая санаторий. За что и поплатился Иоахим из-за обострения болезни на равнине, он прожил меньше года, но прожил их счастливо, занимаясь любимым делом, окунувшись в водоворот событий реального жестокого мира.

Мы видим, что болезнь обостряет чувственность людей, они «наверху» едят много и с большим аппетитом, влюбляются. Правда, я считаю, что маска лицемерия как тогда, так и сейчас, навязанная обществом, интеллектом и пуританским воспитанием, не позволяла людям продвинуться в любви намного дальше, чем плотское восхищение. Конечно, я могу ошибаться, все-таки иногда случаи были секса в санатории, инженер Касторп как персонаж очень стеснителен.

Можно целое произведение написать по этому роману, описывать эпоху, фиолософию. Произведение стоящее несомненно, правда как мне показалось и сам Манн говорил его надо прочесть как миниму дважды, чтобы оценить его глубже.

В особенности мне понравилась фраза насчет цинизма, четко подмеченная:

«Раннее и неоднократное соприкосновение со смертью создает некое устойчивое душевное состояние, при котором в человеке развивается особая чувствительность и восприимчивость к грубости и беспощадности неразумной земной суеты, скажем — к ее цинизму».

Конец произведения хорош. Наступила Вторая мировая война. Инженер Касторп как и многие обитатели очнулись словно ото сна и поспешили «на равнину». Закачивает Манн вопросом сможет ли человек в этом пире смерти, кровавом пожарище войны познать такое тонкое чувство как любовь. Получается, что даже болезнь не идет в сравнение с этой бойней, пляской смерти, ведь в болезни им удавалось познать истинную любовь. Я бы в данном случае указал бы на фразу о цинизме. Пройдя через муки ада человек становится жестче, циничнее.

Произведение стоит читать. Мнение не панацея, лишь субъективная оценка романа.