Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Белая крепость

«Белая крепость» — книга, с которой я решил начать знакомство с Орханом Памуком. Выбрал именно ее из-за маленького размера — всего 150 страниц достаточно крупным шрифтом. Благо, его книг сейчас в каждом магазине много — издательство «Амфора» позаботилось заранее о том, чтобы не терять прибыль и на волне новости о вручении Нобелевской премии продать как можно больше. «Белая крепость», как мне показалось, задумывалась автором как книга психологическая, но лично до меня его задумки дошли в весьма блеклом виде. Что порадовало — книга написана в классической манере, без особых шокирующих сцен, без навязчивого желания выделиться, без особых признаков постмодернизма, то есть «так, как делали раньше». И очень приятно, что современная наша рыночная экономика может при должном толчке выбросить такую книгу на прилавки, по достаточно большой цене, в большом количестве и обеспечить при этом большой спрос. Вот это — основное, что меня порадовало.

Само же содержание книги, на мой взгляд, достаточно серое. Конечно, автор обладает приятным слогом, в том смысле, что в книге нет затянутых сцен. Не смотря на то, что сюжет не сильно интересен, читается все легко.

Краткий пересказ таков: главный герой — венецианец — попал в плен к туркам, он немного разбирался в науке (в масштабах 1500-х годов) и его то ли продали, то ли подарили человеку — турку. Новый хозяин — главная загадка книги. В нем сочетается множество, казалось бы, несовместимых, качеств. Он порой не уверен в себе, мечтателен, легко увлекается, местами придается апатии, считает остальных глупцами, не желающими ничему учиться, иногда гордится собой, иногда боится себя, иногда насмехается над европейской культурой, иногда, напротив, робко интересуется у главного героя, как протекала жизнь в Венеции. И эти качества постоянно видоизменяются, наслаиваются и обретают новые грани. Но больше всего запутывает, что когда у этого хозяина — Хаджи — проходит очередной этап, например, страха перед охватившей Стамбул чумой, он смеется и гордо говорит главному герою, что он на самом деле не боялся, а просто проверял того на прочность.

Психологизм же должен, по задумке Орхана Памука, заключаться во взаимопроникновении Хаджи и его раба. Они обучают друг друга жизни, несколько раз меняются местами, сплетаются душами, обмениваются характерами, выглядят одинаково и этот постоянный танец продолжается всю книгу. Думаю, что автор реализовал то, что хотел и так, как хотел. Однако, сама задумка мне показалась не особо сильной. Закончил я читать книгу без особых эмоций. В заключении хочется сказать, что книгу я рекомендую к прочтению, так как литература, бесспорно, качественная, но ждать тот нее гениальных мыслей не стоит. Приятно скоротать два вечера после работы, чем я собственно и занимался. Что касается остальных книг Памука, то однозначно я буду их покупать и читать, так как, на мой взгляд, мастерство автора не выражено полностью при использовании такого экстравагантного сюжета.