Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Сообщение об ошибке

Deprecated function: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls в функции _menu_load_objects() (строка 579 в файле /var/www/u0029083/data/www/noblit.ru/includes/menu.inc).

Дом тишины

Дом тишины — второй роман Орхана Памука и второй прочтённый мною его роман. Драматическая история повествует о жизни нескольких поколений турецкой семьи в сложные для страны времена, которые там, судя по всему, как и у нас — перманентные. Заканчивается повествование примерно 1980-м годом, начинается — в районе начала века.

Селяххатин и Фатьма — самые первые упоминаемые герои — муж и жена, со свадьбы которых, если смотреть хронологически, и начинается эта история. Их взаимоотношения связаны с типичной для Памука темой взаимоотношения востока и запада в Турции. Муж Селяххатин — молодой доктор проевропейских взглядов, ярый атеист и сторонник европейского пути Турции. Он подвергается гонениям за свою позицию и вместе с женой вынужден уехать из Стамбула в пригородный городок.

В описываемое в романе время, жена его Фатьма — уже старуха, а сам Селяххатин давно умер. Вся информация об их прошлом нам подаётся как бесконечные воспоминания вдовы, которые заменяют ей в силу возраста большую часть жизненной активности. Конфликт ситуации основан на том, что Фатьма — мусульманка, воспитанная в соответствии с обычаями, а муж — напротив заявляет в каждом диалоге, что его окружают одни глупцы, которые в силу своей ограниченности продолжают верить в Аллаха, заменяющего им и здравый смысл, и ответственность за свою жизнь. Собственно, из-за подобного поведения, дела у доктора идут не очень. Крестьяне, которых он лечит ходят к нему всё реже, побаиваясь его антирелигиозной позиции. Он много пьёт, а единственное его утешение — это большая энциклопедия, которую он пишет. Суть энциклопедии заключается в том, что Селляхатин берёт различные темы, читает про них в европейских энциклопедиях и интерпретирует их, записывая таким языком, чтобы «каждому дураку было понятно».

Характеры мужа и жены описаны грубыми штрихами, через которые, тем не менее, просвечивается двойственность каждого из них. Селяххатин, несмотря на то, что формально является модернизатором, на самом деле пьяница и мелкий мечтатель, труды которого, включая энциклопедию, по всей видимости, не представляют никакой ценности, с другой стороны — он действительно неплохой доктор, знает своё дело и может лечить как раз за счёт того, что не является традиционным человеком с кучей религиозных предрассудков. Фатьма с одной стороны хочет прожить «всю жизнь без греха», но с другой она действительно очень ограничена интеллектуально, замкнута и мстительна и в упрёках мужа к ней есть большая доля правды. А о «безгрешности» Фатьмы повествует отдельная часть сюжета.

Противостояние, заложенное в этом браке, продолжает расцветать самыми причудливыми цветами в виде их сына, двух внебрачных детей Селяххатина, а также двух внуков и одной внучки.

В описываемое в романе время, двое внуков — Метин и Фарук, а также внучка Нильгюн приезжают в гости к своей бабушке — Фатьме, живущей в доме, где ей прислуживает карлик Реджеп, которой по совместительству — внебрачный сын покойного мужа Фатьмы — Селяххатина. Вообще, переплетения взаимоотношений в романе достаточно сложны, учитывая, что в соседнем доме живёт ещё и второй внебрачный сын Селляхатина со своей семьёй и сыном — Хасаном.

Младший брат — Метин мечтает уговорить бабку продать дом, чтобы получить много денег и отправиться жить и учиться в Америку, так как перспектива жизни в Турции его совсем не вдохновляет. Это человек во власти культа успеха и денег. Философски настроенный, постоянно пьющий депрессивный историк, старший брат, Фарук — ничего особенного от жизни не хочет, разве что раскопать когда-нибудь в архиве набор интересных историй из прошлого и объединить их в какую-то историческую книгу, причём на протяжении всего романа он постоянно твердит, что такая книга не может иметь сюжета и смысла, так как маленькие истории просто происходят сами по себе, почти не завися друг от друга. Постоянно размышляет, почему его бросила жена и почти в каждой сцене непрерывно думает, пьёт и ест. Сестра же Нильгюн — вроде бы, по её признанию, коммунистка, хотя, Памук не даёт нам возможности разобраться, на сколько это осознанный выбор, а на сколько — подростковое увлечение. Взглянув на характеры персонажей, можно сделать вывод, что извечная для автора проблема Турецкого пути не решена в этой семье ни в каком поколении. Трое внуков придерживаются совершенно разных взглядов, кроме того, есть ещё сын внебрачного сына Селляхатина Хасан, недалёкий старшеклассник, вступивший в националистическую группировку, которая, по сути, просто обычная подростковая банда, а националистическая она постольку поскольку.

Другого сюжета как такового в романе нет, конечно, с каждым из внуков происходят некоторые события: Метин влюбляется в девушку из богатой семьи и вынужденно тусуется с богатыми подростками, чтобы ей понравиться. Фарук раскапывает своеобразные истории в архиве, зачитывая нам их вслух. А Нильгюн становится жертвой любви туповатого Хасана, который в конце книги убивает её, так как ему внушили, что она — коммунистка, а коммунисты — враги националистов. Но весь этот сюжет на самом деле просто раскрывает характеры героев и не несёт самостоятельной нагрузки.

Памук показывает внутреннее состояние Турции, жизнь в состоянии внутренней раздробленности, отсутствия единого представления о пути, ограниченности, утраты традиционных ценностей. Все противоположные взгляды, идеи, устремления людей, группы по интересам существуют одновременно, прорастая друг в друга и борясь друг с другом. Старший брат Фарук выражает скорее всего мысли самого Памука. Когда он находит в архиве интересные истории из прошлого вроде «в тысяча шестьсот каком-то году Хасан украл осла у Ибрагима», он размышляет о том, как он их добавит в свою будущую книгу и очень беспокоится о том, что читатель, прочитав, скажем две истории подряд, будет думать, что они как-то связанны между собой и связь эту придумает даже если её нет. В то время, как в жизни и в истории причинно-следственные связи бывают с точки зрения Фарука только между глобальными событиями, а маленькие истории обычных людей, происходят практически случайно, сами по себе, никак друг с другом не связаны, не несут никакого смысл и не требуют делать никаких выводов. Такой взгляд на вещи может появиться у человека, который живёт в Турции Памука, где встречаются между собой множество взглядов и их настолько много, что порой нет смысла иметь хоть какой-то свой взгляд. Сам автор в процессе написания романа так же отстраняется от суждений и оценок, стараясь вести рассказ от лица разных персонажей и убеждая нас, что из всей этой совокупности мнений никакого вывода не следует.