Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Сообщение об ошибке

Deprecated function: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls в функции _menu_load_objects() (строка 579 в файле /var/www/u0029083/data/www/noblit.ru/includes/menu.inc).

Молодость зла. Мирча Элиаде. Девица Кристина

Всемирный известный румынский ученый Мирча Элиаде знаменит своими сравнительными исследованиями религий. Многие его работы давно стали классикой религиоведения. Но часто бывает, что, начав заниматься литературной деятельностью, такие ученые превращают творчество в прямолинейную пропаганду своих научных взглядов. Кроме того, и качество их литературных произведений иногда оставляет желать лучшего. Таков, например, Станислав Гроф – также всемирно известный ученый-психоаналитик, превративший свои литературные работы в иллюстрации своих же идей. Однако случай Мирчи Элиаде совершенно иной. Это превосходный писатель, умеющий не только тонко чувствовать слово, но и глубоко упрятать сюжетную интригу в мистическую атмосферу. Всего в двадцать девять лет он написал замечательный роман «Девица Кристина», где через тему вампиров попытался выявить границу между человеческой волей и силами потустороннего мира.

События разворачиваются в фамильной усадьбе некой госпожи Моску. У нее две дочери – взрослая Санда, и девочка Симина. Некогда у нее была сестра Кристина, однако она давно погибла. В гости к госпоже Моску приезжают молодой художник Егор Прашкевич и ученый-археолог господин Назарие. Егор приезжает к Санде, у них скоро должна быть свадьба, а господин Назарие заезжает просто так – в усадьбу вообще часто приезжают гости, особенно известные люди. Господин Назарие планирует произвести раскопки. Однако довольно быстро гости начинают чувствовать очень странную атмосферу в усадьбе. Это атмосфера крайнего голода и истощения. И все это как-то связано с почившей девицей Кристиной, о которой им пока ничего не известно, за исключением внешности, лицезреть которую они могли на ее портрете. Через некоторое время Егор и господин Назарие уже не могут отличить реальность от сновидения. Кристина является к Егору по ночам, а господин Назарие живет в постоянном ужасе. Понять причину они не могут, но ясно, что отсюда надо бежать.

Два женских образа воплощают у Элиаде абсолютное зло, скрывающееся, однако, за целым набором обманчивых масок. Это тетя Кристина и племянница Симина. Кристина умерла молодой – в двадцать лет. Про нее ходят слухи один страшнее другого. То она отдавалась всем подряд, то собственными руками истязала крестьян. За это ее и убили, семья не могла стерпеть позора. Симина же сущий ребенок, однако с чертами, воплощающими некий опустошительный энергетический вампиризм. Она пьет не кровь, а душу. Внешне невинная, она очень остра на язык. Она легко манипулирует словами, придавая им оттенок детской непосредственности, врет направо и налево, задает прямолинейные вопросы, а когда ее пытаются поставить на место, обращается в слезы. Это ребенок с душой ведьмы. Она служит злу не сознательно, как Кристина, а в силу только еще зарождающейся природы. Все ценности детства, многими называемые священными и указывающими на потерянный рай, в ней оказываются полностью извращены. Однако она уже очень сильна. Она красива зрелой женской красотой и умеет угадывать мысли Егора. В противовес ей Кристина – это уже взрослое, осмысленное зло, умышленное служение порочной страсти. Это воплощение постоянной концентрации негативной энергии, плохой, неправильной вечности, затянувшегося и плавно переходящего в смерть истощения. Зло у элиаде прекрасно и молодо. Это зло с улыбкой.Чужая душа, молодая и неиспорченная, – для него не более чем питательное вещество. Поэтому Кристина с Симиной и пытаются перетянуть Егора на свою сторону.   

Зло у Элиаде – это не просто что-то назывное, как это бывает в плохих романах про вампиров. Оно обладает очень богатой атрибутикой. Как следствие это разное зло, у него разная глубина и разные оттенки. Это сложный и стремительный поток иной жизни. Иногда это зло отвратительно, когда, например, маленькая Симина унижает Егора, заставляя в темной кладовой целовать ее туфельки. Иногда оно наполнено страстью, когда Кристина является Егору по ночам, возвещая о себе запахом фиалки. Кристина и Симина, как иногда кажется, как будто даже не стремятся насладиться мучениями Егора. Наоборот, они обещают ему избавление от страха – ему лишь следует перейти на их сторону. Все это превращает внешне простую вампирскую историю в сложную дилемму. Быть вампиром притягательно. Егор не может бороться со своим влечением к Кристине, хотя остатками разума и осознает его порочность. Иррациональная мощь зла, исходящая от Кристины, беспредельна. Примитивные средства защиты вроде молитв здесь не помогут. Спастись можно только бегством.

На мой взгляд, выдающимся это произведение делает не только тонкое метафизическое содержание, но и особое умение Элиаде накалить атмосферу. Какие детали видит читатель, если он не знает, что роман о вампирах? За столом, где собирается семейство Моску, а также гости Егор Прашкевич и господин Назарие, госпожа Моску заявляет, что не переносит баранины. Он хочет птицы, но птица во всей округе погибла. Не только в имении, но и у крестьян. После ужина гостей расселяют по разным углам, не вместе. Беседуя с Егором, господин Назарие говорит, что за внешней пустотой придунайских равнин скрывается плодородие. Если бы не Дунай, добавляет он, люди здесь потеряли бы рассудок. Чем не метафора вампиризма? Господин Назарие непринужденно обсуждает с Егором чувство страха, еще не понимая, что оба они скоро станут его заложниками. На лбу у них выступает испарина, они слышат, что кто-то ходит по коридору. Комары наступают тучами, налицо признаки засухи. Все эти детали являются прелюдией к мистической песне зла.  

«Девица Кристина» - сильнейшее художественное исследование темы вампиров, начинающееся как бы нейтрально, с позиции свидетеля, а заканчивающееся самой настоящей одержимостью. Эта повесть – тот самый случай, когда из текста нельзя выкинуть ни единого слова. Сон здесь вторгается в реальность и начинает диктовать ей свои условия. На фоне примитивной жанровой продукции эта книга смотрится поистине вершиной. Элиаде, безусловно, не апологет зла, однако он глубоко сознает слабость человека перед подобными силами.

Сергей Сиротин