Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Император-гуманист. Маргерит Юрсенар. Воспоминания Адриана

Маргерит Юрсенар. Воспоминания Адриана. Философский камень. М.: Радуга, 1984. 

«Воспоминания Адриана», послевоенный роман знаменитой бельгийской писательницы Маргерит Юрсенар, относят к одной из вершин ее творчества. Замысел его родился еще когда автору было только двадцать лет. Тогда будущая писательница была поражена видом развалин созданной при Адриане архитектуры. Книга, написанная десятки лет спустя, стала опытом погружения в древнюю историю и одновременно душу выдающегося человека. Римский император Адриан (II век н.э.) радикально изменил римскую политику, отказавшись от дальнейшего наращивания завоеваний и решив вместо этого укрепить уже имеющиеся территории. Вымышленные воспоминания этого императора, сочиненные Юрсенар, поражают цельностью и классическим стилистическим богатством. Император вспоминает всю жизнь и заканчивает свои записи на смертном одре. Всему находится место в его памяти – политическим интригам, размышлениям о человеческой натуре и поэзии, мыслям о покоренных народах и варварах и, разумеется, вселенской миссии Рима.

Будущий император с юности подавал надежды и был усыновлен императором Траяном. Практика усыновления у императоров была в то время обычной, так «узаконивали» многих талантливых людей. Адриан хорошо показал себя в боях с сарматами и уверенными шагами стал делать политическую карьеру. Однако он не намерен считать себя тем, кто пришел к власти бескровно. Он открыто признает, что уничтожил нескольких своих конкурентов, а в том, что касается завещания Траяна, давшего ему императорскую власть, он сам не знает всей правды. Возможно, завещание подделала симпатизировавшая ему жена Траяна Плотина. Но ему нисколько не стыдно признать и подделку. Такая уверенность кроется в том, что он убежден – он хороший император и делает много полезного для Рима.   

Юрсенар написала именно воспоминания Адриана, то есть текст, согласно ее замыслу, реально им оставленный. Поэтому неудивительно, что он так изящно стилизован под старину. Здесь нет вывертов современного языка, неологизмов, диалогов, речь мягко льется, наполненная одновременно древнегреческой прозрачной ясностью и иногда отрывистостью латинских изречений. Этот текст написан так, чтобы по нему можно было восстановить образ мышления древности. И масштаб воссоздания реалий Римской империи 2-го века впечатляет. Все врачи, сенаторы и слуги, кумиры и люди, вызывающие ненависть, названы по их реальным именам. Не менее точны географические данные. Сделки между народами, интриги, заговоры, продвижение фаворитов – вся политическая конъюнктура предстает во всех подробностях.

Адриан выступает носителем универсального знания своего времени. Прежде всего, он император и полководец. Но он также интересуется математикой, философией, литературой, астрономией, культурой вообще. Некоторых людей он приближает к себе только потому, что с удовлетворением замечает в них страсть к поэзии или письму. Культурологическая цель его правления, если можно так выразиться, состоит в том, чтобы привить Риму культуру Греции, однако, как он сам признается, время императора-грека для Рима еще не пришло. Поэтому и наследников среди греков он даже и не ищет. Адриан за восемнадцать веков до кристаллизации этой идее у Ницше воплощает образ сверхчеловека. Он сам считает себя богом, вернее, чувствует им, однако чувствует так тонко и сложно, что язык не повернется обвинить его в нескромности. Он бог потому, что деяния его громадны. Он походя возводит целые города (в честь культа своих покровителей или даже любовников) и так же походя их уничтожает (мятежные). Каждый день он решает масштабные вопросы, от которых зависит половина мира. И он постоянно в разъездах – 12 из 20 лет правления он проводит вне Рима, на конях, в палатках, в гостевых домах. Такая физическая выносливость тоже представляется чертой сверхчеловека.

Адриан – это, безусловно, человек-государство. Личное видение будущего он превращает в судьбу всей страны. А видение у него кристально чистое: Рим должен покорить весь мир и всем народам стать примером. Рим – это исключительная культура, тогда как остальные страны имеют те или иные варварские черты. Однако мировоззрение императора не лишено и пессимистического реализма, например, он допускает, что Рим однажды варварами все же будет уничтожен. Впрочем, относится он к этому стоически. Перед глазами у него ближайшее будущее, и задача его – создавать на покоренных территориях вечные города, подобные Риму. При этом Адриан предстает императором-гуманистом. Он хочет построить общество, основанное на гуманном отношении к людям, хотя и признает, что рабство искоренить нельзя. Правда, одного раба, который, отработав сорок лет на руднике, от отчаяния бросился на него с ножом, он тем не менее приблизил к себе. Но так или иначе, Адриан устанавливает свои ценности железной рукой. Например, сурово подавляет мятеж в Иудее.

Император говорит о трёх средствах постижения мира и людей. Это познание самого себя, наблюдение за другими и книги. И ни одним из них он не удовлетворен. Познание самого себя неполно, потому что жизнь - это череда смутных событий, которые трудно уложить на одну прямую. Наблюдение за другими неточно, потому что люди лишь соответствуют определенным образам, а вовсе не правде о самих себе. Их облик всегда изменчив, потому что люди ищут выгоду. Наконец, в книгах просто нет правды. И писатели, и поэты описывают искусственную, нереальную жизнь, далекую от того, что можно увидеть собственными глазами. Тем не менее Адриан пользуется всеми тремя этими способами при написании своих воспоминаний. Он только предупреждает адресата своего длинного письма, будущего императора Марка Аврелия, что может не добиться правды в изображении себя и своего времени.  

Возводя бесчисленные города и храмы, строя культурные учреждения, Адриан сам как человек потребляет мало благ. У него есть резиденции для отдыха, однако ввиду многочисленных государственных дел, он проводит в них мало времени. Адриан почти аскет и в молодости одно время даже практиковал аскезу. Но в итоге он пришел скорее к эпикурейских ценностям, понятым в современном вульгарном смысле. Он ни от чего, даруемого жизнью, не хочет отказываться. Он в восторге от буддистов, но не считает, что материальный мир должен быть отброшен.

«Воспоминания Адриана» - замечательная историческая книга с очень подробным воссозданием не только своего времени, но и также и присущего ему образа мысли. Адриан оказывается, несмотря на откровенные признания, в общем-то весьма цельным и последовательным человеком. И в делах, и в том, что христиане назвали бы грехами (например, связь с молодым красавцем-греком Антиноем) он выглядит человеком, не знающим угрызений совести. Но для человека, поставившего себе целью изменение общества и следование ценностям гуманизма, это, наверное, только преимущество. В общем, чтение Юрсенар, стилизовавшей свой текст под классический, безусловно, облагораживает душу и придает приятную, хотя и лишенную расслабленности ясность мыслям. Именно так воздействуют на нас древние латинские тексты.

Сергей Сиротин