Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Адам Тёрлвелл - Политика

Zhoze_Saramago__Slepota.jpeg

Известность Адама Тёрлвелла началась в 2003-ем году, когда ещё до публикации его первого романа престижный журнал "Granta" включил автора в список "Лучших молодых британских писателей". В 2005-ом году французский журнал "Lire" сформировал список "50-ти авторов завтрашнего дня", где Адам оказался самым молодым (после него шла Зэди Смит, а самым старшим был кореец Хван Сок Ён). Каждая новая работа Тёрлвелла оказывается в центре внимания читателей и критиков и попадает в списки престижных премий.

Что же так выделяет писателя на фоне других британских авторов? Во-первых, Тёрлвелла интересует современность, во-вторых, он не боится экспериментировать со стилем (что для британцев не так обычно, экспериментальная ветвь литературы 60-х, например, те же Энн Куин, Б. С. Джонсон или Алан Бёрнс с трудом пробивает себе дорогу к современному читателю, да и современные авторы вроде Тома Маккарти, Ли Рурка, Неда Бомана или Ларса Айера не всегда попадают в фокус внимания критиков и читателей), в-третьих, автор эрудирован, хорошо разбирается не только в национальной литературе, но и восточноевропейской (в "Политике" часто цитируются и Гавел, и Кундера), русской (неоднократно напоминает нам об Осипе Мандельштаме, Надежде Мандельштам, Булгакова в "Политике") и других литературах Европы. Но более всего интересно его тонкое, ироничное письмо.

"Политика" - дебютный роман Тёрлвелла, но от этого не менее интересный. История отношений Наны, Моше и Анджали. Вроде бы классический любовный треугольник, но нет. Тёрлвелл рассматривает различные комбинации отношений: Нана-Моше, Нана-Анджали, Нана-Анджали-Моше, Моше-Анджали. Причем есть ещё отношение Папа-Нана (без сексуального подтекста), которое тоже имеет одно из ключевых значений в романе, потому что показывает нам другую любовь, любовь бескорыстную, где-то великодушную, где-то эгоистичную. Именно доброта, великодушие, благородство, эгоизм, жертвенность в центре внимания автора. Тёрлвелл препарирует любовь со всех сторон, отсылая нас то к кино ("Жюль и Джим" Трюффо, "Касабланка" Кёртиса, болливудский "Девдас"), то к разговорам французских сюрреалистов начала прошлого века, то к дискуссиям Гавела и Кундеры времен 1968-ого года (ввод советских войск в Чехословакию), и делает это увлекательно с изрядной долей юмора.