Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

В поисках клада. Андре Савиньон. Золотое дно

Замечательный французский автор Андре Савиньон, наряду со Стивенсоном, Жюль Верном и прочими мог бы стать любимым приключенческим чтением у подростков, однако в России он известен незаслуженно мало. Лишь в 1927 в издательстве «Вокруг света» выходила его повесть «Золотое дно», переизданная шестьдесят пять лет спустя уже в постсоветской России. Судя по этой повести, Савиньон может показаться автором, пишущим чисто приключенческую прозу, ориентированную на юную аудиторию. Однако не следует забывать, что в возрасте 34 лет он был удостоен премии братьев Гонкур за роман «Девушки дождя», то есть назвать чисто подростковым писателем Савиньона нельзя. Небольшая повесть «Золотое дно», между тем, несет в себе все черты авантюрной истории. Они пронизана одновременно романтикой моря, поиска сокровищ и холодной реальности алчности и зависти. Здесь все ненавидят всех и готовы убить за деньги.

Рассказ ведется от лица молодого человека, который нанимается юнгой на корабль с названием «Бешеный», капитаном на котором служит его крестный. Хозяин корабля по прозвищу «папаша Менгам», капитан, а также водолаз по имени Корсен образуют не очень дружную, но все-таки группу искателей, объединенную жаждой наживы и поиска подводных кладов. Они обследуют дно моря у французского побережья в поисках затонувших кораблей. Находя их, они все ценное поднимают наружу. Ищут они, конечно, золото, но довольствоваться чаще приходится декоративным деревом и свинцом. Но есть в этих краях старый рыбак Антуан Дрэф, некогда натолкнувшийся на затонувший корабль, полный золота. Никому он своего секрета не открыл, даже несмотря на то, что без посторонней помощи так и не сумел завладеть основной массой сокровищ. Не желая ни с кем делиться и отказав даже собственному брату в праве стать напарником, он предпочел вести жизнь одинокого пьяницы. Однако его находка породила целую лихорадку. И вот уже папаша Менгам рыщет поблизости, а от него не отстает морская шайка, в которой состоит матрос Менгама по имени Луарн, отличающийся очень неприятной внешностью, в частности, как пишет рассказчик, лисьей мордой. Разгорается борьба за клад, который даже еще не найден. Менгам его найдёт, интуиция старого морского дельца его не подведет, но как же он справится с шайкой бандитов, пробравшихся к нему на борт под видом матросов? Это классический приключенческий сюжет - находка золота и тотальное безумие при его дележе.

Слагаемые авантюрной повести налицо - это тайна и ее разгадка. Однако тайна золота довольно миролюбива, впрочем, не более чем море, поглощающее корабли. За ней не скрывается ни преступления, ни предательства, ни насилия. Рыбак Дрэф совершенно случайно находит это золото, ему не приходится никого убивать, чтобы узнать, где оно лежит. Но, правда, оно делает его безумцем. Между тем и другие охотники за кладом один страшнее другого. Рассказчик не делает поблажек даже своему крестному, когда описывает его. Компания папаши Менгама, прямо скажем, довольно странная. Водолаз Корсен и крестный-капитан ругают хозяина без передышки, обзывая даже пиратом. Тем не менее атмосфера взаимной неприязни не мешает троице вместе планировать свои дела, в том числе и тайные. Впрочем, папаша Менгам заслуживает уважения - в совсем юном возрасте он спас арестованный англичанами корабль своего отца. В общем, мало кто знает в море толк лучше него. Он маленький и щуплый, однако легко управляется со своей командой, в которую набирает исключительно отменных здоровяков. Ему и вправду нужны не люди, а битюги, способные доставать тяжести со дна моря.

Как и все, папаша Менгам со своими компаньонами одержим золотом. Не отстают от него и фальшивые матросы, нанявшиеся на его корабль. Кажется, что рассказчик не делает между ними разницы, но это не так. Право Менгама на золото он в общем не оспаривает, тогда как морскую шайку откровенно ненавидит. Менгам строг и вспыльчив, но он не преступник, а вполне честный искатель, пытающийся отобрать у моря его сокровища. Представители же морской шайки настоящие бандиты, рассказчик сам видел, как Луарн убил брата рыбака Дрэфа, знавшего, где покоится клад. Вот такой противоречивой компании, собравшейся на «Бешеном», и предстоит отыскать золото.

За исключением рассказчика в повести нет полностью положительных персонажей. А рассказчика делает положительным, во-первых, его нейтральность по отношению к событиям, а во-вторых, способность с легким сердцем осудить стремление к богатству тем путем, какой избирают окружающие. А окружают его только грубые, неотесанные моряки, говорящие одними ругательствами и ненавидящие всех и вся. Золото всегда причина трагедии, считает рассказчик, и его история это в общем только подтверждает.

При чтении «Золотого дна» трудно подняться над ощущением, что читаешь очень качественную, но все же самую обычную приключенческую повесть. И все-таки есть один эпизод, показывающий новую грань тех предсказуемых ощущений, которые испытывает главный герой-рассказчик. Речь идет о том моменте, когда со дна поднимают женскую скульптуру, которая была помещена на нос затонувшего купеческого корабля. Описание этой фигуры и чувств, которые она вызывает у рассказчика, напоминают мистические пассажи Эдгара По в его единственном романе «Сообщение Артура Гордона Пима». Все это говорит о том, что рассказчик не просто безмолвный свидетель происходящего, он еще и отличается более тонкой душевной организацией, чем матросы вокруг. Он способен тонко прочувствовать мистерию водной стихии. Может быть, это заслуга молодости и как следствие еще не зачерствевшей души. Но в целом «Золотое дно» воспринимается как яркий и красочный образец литературы приключений, жанра, в котором сегодня действуют лишь единицы некоммерческих авторов. И не вызывает сомнений, что эта повесть может быть рекомендована подросткам.

Сергей Сиротин