Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Бруно Шульц - Трактат о манекенах

Bruno_Shults__Traktat_o_manekenah._Sobranie_prozy.jpeg

Пару лет назад я столкнулся с Бруно Шульцем в главе "Бруно" романа "См. статью Любовь" Давида Гроссмана. Великолепная сюрреалистическая повесть-притча о духовном поиске и превращении Момика Ноймана. До этого периодически встречал отголоски влияния Шульца в разных местах. Например, Джонатан Сафран Фоер написал свое гипертекстуальное произведение "Дерево кодов" под влиянием "Улицы Крокодильей" из "Коричных лавочек". И, конечно, взявшись за "Могилу для Бориса Давидовича" Данило Киша, я не мог не прочесть наконец-то и Бруно Шульца.

"Трактат о манекенах" объединяет два полуавтобиографических цикла рассказов  - "Коричные лавочки" и "Санаторий под Клепсидрой" - и прилегающие к ним историии. Не знаю был ли Морис Бланшо знаком с прозой Шульца, но я бы уверенно поместил творчество последнего между хрупкими, болезненными рассказами Кафки-Вальзера и туманными философско-структуралистскими опытами французского мэтра.

Главными персонажами собрания Шульца выступают отец и сын (периодически мать и люди из близкого окружения). Папа героя - фигура трагическая, хрупкая, перед лицом действительности готовая спрятаться в личину краба (как не вспомнить Грегора Замзу) или душник. Сын старается как может помочь матери и иной раз отцу (раз он предпринимает целый сюрреалистический трип в "Санаторий", где отец находится одновременно и живым, и мёртвым, ибо здесь время не властно над людьми и событиями).

В целом, это своеобразная мифобиография, с элементами сюра, притчевости и романа воспитания. Читать лучше медленно и порционно, потому что чтиво не из простых, но кто освоит, не пожалеет точно.