Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Сообщение об ошибке

Deprecated function: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls в функции _menu_load_objects() (строка 579 в файле /var/www/u0029083/data/www/noblit.ru/includes/menu.inc).

Роберт Стивенсон — Остров сокровищ

Забавно писать отзыв на книгу, которую многие прочитали в школе и давно забыли. Тем не менее, она оказалась достаточно примечательной, особенно, в контесте сравнения её с Робинзоном Крузо, которого я так же недавно перечитывал. Читал Остров Сокровищ ребёнку по вечерам, в то время, как сам я книгу в детстве почему-то упустил. И в принципе весь сюжет почему-то до этого момента от меня ускользал.

Начнём с краткого пересказа. Мальчик Джим работает в трактире со своей семьёй, к ним поселяется бывший пират Штурман Билли, которого разыскивают его старые друзья чтобы не то ограбить, не то убить. В итоге Билли таки умирает от того что «слишком много пил», а Джим находит на дне его старого сундука карту острова. Пираты пытаются взять таверну штурмом, как выясняется, именно ради этой карты, но Джим с матерью успевают вызвать подмогу. В результате пираты рассеиваются, а местный сквайр и доктор Ливси, совместно с Джимом собираются снаряжать экспедицию на этот остров.

Сквайр отправляется в большой город для подбора команды, но в силу его болтливости, набирает полную команду бывших пиратов, которые только и ждут того момента, когда корабль доплывёт до острова чтобы начать бунт. Так оно и происходит, но по счастливой случайности Джим подслушивает разговор пиратов и о бунте становится известно заранее. Предводителем пиратов становится одноногий Джон Сильвер, который выполнял роль кока на корабле. Это, как выясняется позже, бывалый пират, который ходил ещё с самим капитаном Флинтом, собственно и зарывшем сокровища. Далее начинается приключенческая часть: все и пираты, и положительные герои перебираются на остров, верная часть команды окапывается в найденном на острове срубе, а пираты осаждают его. После долгой череды случайностей и ряда инициатив со стороны Джима, им удаётся похитить обратно свой корабль, найти на острове заброшенного туда несколько лет назад раскаявшегося пирата Бена Гана, раздобыть сокровища и благополучно уплыть с острова, оставив на нём последних трёх пиратов и забрав с собой зачинщика Джона Сильвера. Который, впрочем, благополучно сбегает в первом же порту.

То есть, из сюжеты очевидно, что это похоже на классический приключенческий роман, в котором всё подаётся с позиции мальчика Джима, проходящего через череду опасностей, приключений, проявляющего инициативу в самых неожиданных местах и в итоге получающего огромное богатство.

Я не так давно перечитывал Робинзона Крузо и поэтому напрашивается сравнение этих двух произведений. Не смотря на то, что на первый взгляд, книги кажутся схожими, их разделяет сто шестьдесят четыре года. На мой взгляд, Остров сокровищ написан на голову выше, либо ориентирован на более взрослого читателя. В Робинзоне очень схематичное описание всего. Речь идёт не только о природе, но и о том, что собственно составляет сюжет книги: выживание на острове. Очень слабо детализируются действия самого Робинзона: пошёл, построил, нашёл способ сделать – не более. Такое чувство, что у Дефо был сюжет, который он пытался максимально быстро реализовать. В острове же встречаются вставки описания природы, заслуживающие всяческих похвал, учитывая, что в принципе, от приключенческого романа это не сильно требуется. Например, вот цитата:

«Плоскогорье было слегка наклонено к западу, и потому с того места, где мы сидели, открывался вид в обе стороны. Впереди за вершинами деревьев мы видели Лесистый мыс, окаймленный пеной прибоя. Позади видны были не только пролив и Остров Скелета, но также – за косой и восточной равниной – простор открытого моря. Прямо над нами возвышалась Подзорная Труба, заросшая редкими соснами и местами зияющая глубокими пропастями.

Тишина нарушалась только отдаленным грохотом прибоя да жужжаньем бесчисленных насекомых. Безлюдье. На море ни единого паруса. Чувство одиночества еще усиливалось широтой окрестных пространств.»

Работа с персонажами тоже, очевидно, не в пользу Дефо, у которого все они являются пешками для реализации сюжетной задумки. В зависимости от того, какой поворот сюжета хочет в данный момент рассказать нам Дефо, персонажи могут вести себя совершенно противоположным образом, у них отсутствует характер. Всё что мы знаем – что Робинзон не слушал родителей и сбежал, это плохо, но он пытается выжить и самое главное, он белый человек – это хорошо. Местные обитатели, по Дефо, люди второго порядка. Те из них, которые сразу ставят Робинзона выше себя – молодцы, те, которые не делают этого – плохие. Это основа их характеров, ничего более глубокого там не заложено.

У Стивенсона же совершенно другой уровень персонажей, самым ярким и блестяще прописанным из которых, несомненно является долговязый Джон, он же Окорок, он же Джон Сильвер. Это персонаж, которого языком Дефо просто невозможно было бы описать, или у него получилось бы описание в духе: «Я услыхал, что Джон был пиратом и мне сразу стало ясно, что он опасный и плохой человек, что с ним надо держать ухо в остро». У Стивенсона же описание растянуто на протяжении всей книги. Вначале он представляется нам как опытный, весёлый, проворный, не смотря на костыль и услужливый кок, который всегда поможет хорошим советом, всегда повелелит шуткой. К середине книги, он становится душой пиратской компании. Он руководит за счёт авторитета, всегда знает, где нужно пошутить, а где применить угрозу. Далее, он представляется жестоким и алчным человеком, который может спокойно убить любого, стоящего на пути к цели.  Очень показателен, например, момент, когда остатки пиратской команды пытаются снять с Сильвера обязанности капитана и подвергают сомнению его авторитет. Но этот человек, будучи на голову умнее всех матросов, находит нужные слова чтобы перевести конфликт из русла бунта в русло обсуждений конкретных пунктов. Впрочем, ближе к концу, когда выдаётся возможность, он убивает зачинщика – из мести:

«Повар глянул на свою ладонь.

– Черная метка! Так я и думал, – проговорил он. – Где вы достали бумагу?.. Но что это? Ах вы, несчастные! Вырезали из Библии! Ну, будет уж вам за это! И какой дурак разрезал Библию?

– Вот видите, – сказал Морган. – Что я говорил? Ничего хорошего не выйдет из этого.

– Ну, теперь уж вам не отвертеться от виселицы, – продолжал Сильвер. – У какого дурака вы взяли эту Библию?

– У Дика, – сказал кто-то.

– У Дика? Ну, Дик, молись богу, – проговорил Сильвер, – потому что твоя песенка спета. Уж я верно тебе говорю. Пропало твое дело, накажи меня бог!

Но тут вмешался желтоглазый верзила.

– Довольно болтать, Джон Сильвер, – сказал он. – Команда, собравшись на сходку, как велит обычай джентльменов удачи, вынесла решение послать тебе черную метку. Переверни ее, как велит наш обычай, и прочти, что на ней написано. Тогда ты заговоришь по-иному.

– Спасибо, Джордж, – отозвался Сильвер. – Ты у нас деловой человек и знаешь наизусть наши обычаи. Что ж тут написано? Ага! «Низложен». Так вот в чем дело! И какой хороший почерк! Точно в книге. Это у тебя такой почерк, Джордж? Ты первый человек во всей команде. Я нисколько не удивлюсь, если теперь выберут капитаном тебя. Дай мне, пожалуйста, головню, а то трубка у меня никак не раскуривается.

– Ну-ну! – сказал Джордж. – Нечего тебе морочить команду. Послушать тебя – ты такой и сякой, но все же слезай с этой бочки. Ты уже у нас не капитан. Слезай с бочки и не мешай нашим выборам!

– А я думал, ты и вправду знаешь обычаи, – презрительно возразил Сильвер. – Тебе придется еще малость подождать, потому что я покуда все еще ваш капитан. Вы должны предъявлять мне свои обвинения и выслушать мой ответ. А до той поры ваша черная метка будет стоить не дороже сухаря. Посмотрим, что из этого выйдет.»

Ближе к концу книги, когда Сильвер снова попадает в зависимость от капитана, доктора и Джима, он становится таким же добродушным, как в первой части книги:

«Сильвер пользовался полной свободой и, несмотря на всю нашу холодность, снова начал держать себя с нами по-приятельски, как привилегированный и дружелюбный слуга. Он как бы не замечал всеобщего презрения к себе и каждому старался услужить, был со всеми неустанно вежлив. Но обращались все с ним, как с собакой. Только я и Бен Ганн относились к нему несколько лучше. Бен Ганн все еще несколько побаивался прежнего своего квартирмейстера, а я был ему благодарен за свое спасение от смерти, хотя, конечно, имел причины думать о нем еще хуже, чем кто бы то ни был другой, – ведь я не мог позабыть, как он собирался предать меня вновь.»

Сильвер, на мой взгляд, наиболее интересный персонаж этой книги, потому что с остальными всё более или менее понятно. Они конечно тоже достаточно детально расписаны, но характеры у них весьма линейные: Про Джима я уже говорил, доктор – это просто добро с кулаками, а сквайр – это немного напыщенный и глуповатый чиновник, с рядом организаторских способностей. Сильвер и пираты представляют, как мне кажется, куда больший интерес, так как они постоянно мечутся, в отличии от статичных положительных персонажей.

Резюмирую, могу сказать, что я ни капли не пожалел о прочтении книги, возможно, в школе она зашла бы ещё лучше. Впрочем, и мой пятилетний сын остался доволен. Каждому возрасту что-то своё.