Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Дневник чувства. И. Гете. Страдания юного Вертера

Небольшой и отчасти автобиографический роман в письмах «Страдания юного Вертера» мгновенно превратил молодого Гете в одного из самых обсуждаемых писателей Европы. Рассказанная в романе история несчастной любви, кончающаяся самоубийством героя, имела множество поклонников, некоторые из которых восприняли трагическую гибель Вертера слишком близко к сердцу и решили поступить так же. Действительно, говорили, что после публикации по Европе прокатилась волна самоубийств. Влияние книги и на сильных мира всего было велико. Известно, что Наполеон не расставался с романом и даже встречался с автором. Сюжет книги может показаться банальным, но эта ранняя работа Гете по глубине оставляет далеко позади бульварные романы о любви. В ее центре по-настоящему сложный герой, который анализирует происходящее и свои чувства. Делает он этого с чрезвычайным максимализмом, но менее ценными его выводы от этого не становятся.

Итак, юный Вертер пишет другу, некоему Вильгельму письма. В них он подробно рассказывает обо всем, что с ним происходит. Он перебирается в некий городок, оставив позади старую жизнь и даже кое-какие романы. Это означает, что любовь, которую он вскоре встретит, будет у него не первой. В городке он быстро сводит знакомство с местной публикой. Оценивает он ее категорически. Многие известные люди ему не нравятся, тогда как крестьян и их быт он идиллически почти боготворит. Он художник-любитель и любит делать зарисовки на природе. Чуть позже он знакомится с девушкой Шарлоттой и влюбляется в нее без памяти. Шарлотта нянчится с детьми сестры и воплощает для него идеал женщины. Однако она помолвлена, и скоро должен приехать ее жених Альберт. Когда он появляется на сцене, Вертер его не избегает и на дружеских вечерах даже заводит ни к чему не обязывающие споры. И Вертер понимает - Шарлотте быть с ним не суждено. Он уезжает из городка, пытается получить место на службе, потом из-за дурных и ни на чем не основанных слухах его увольняют и он снова возвращается к мыслям о покинутой Шарлотте. Он безумно любит ее и готов положить к ее ногам весь мир. На на его пути стоит Альберт. Не находя выхода из положения, Вертер решается на самоубийство. Из одолженного у Альберта пистолета он стреляет себе в голову.

Сюжет, как видно, довольно примитивен, однако в дискуссиях и спорах Вертер демонстрирует особое, хорошо обдуманное романтическое отношение к жизни, которое делает его человеком далеко не простым, вовсе не героем рядового любовного романа. Начать можно с того, что Вертер особым образом идеализирует чувство и, в частности, любовь, наделяя ее фактически признаками болезни. Любовь для него страдание, если она не разделена, и высшее блаженство, если человек отвечает взаимностью. При этом он не считает, что любовное страдание можно вылечить или следует, например, исцелять временем. Как истощенному человеку бессмысленно пытаться помочь, говорит Вертер, так и подверженному мукам неразделенной любви не следует помогать. Таким образом он подходит к апологии самоубийства. Все в его суждениях предельно. Любовь исключительна, Шарлотта божественно красива, Альберт хорош, но очень уж сух и рационален, и, коль скоро любовь не разделена, нужно немедленно оборвать такую жизнь. Вертер связывает свою судьбу с чувством, вне чувства для него жизни нет. Шарлотта ему нужна немедленно. Правда, к чести Вертера надо сказать, что он не только не помышляет об убийстве Альберта, но и даже не намерен склонять возлюбленную к измене. Он остается человеком благоразумия и чести - если Шарлотта принадлежит другому, он не намерен это исправлять никаким радикальным образом. И вообще Вертер положительно прекрасный человек. Он легко находит язык с простыми людьми, а дети его обожают. У Шарлотты он часто играет с детьми. Конечно, Вертер оказывается жертвой своего чувства. Он был бы спасен, если бы мог хотя бы мысленно возложить надежды на будущее. Однако он живет только настоящим, даже гипотетически он не может взглянуть на себя глазами будущего Вертера. При это он довольно эгоистичен и убивает себя, совершенно не думая о родных. В своем романтическом отношении к жизни он стоит одинокой колонной, в сущности, никак не связанный с другими людьми - только с Шарлоттой, но лишь как с идеалом. Он вступает в дискуссии, доказывает свою правоту со всем усердием серьезности, но не способен даже попытаться понять чужую точку зрения. Он ослеплен слишком ярким светом. Других он судит очень жестко, называя многих никчемными людишками, погрязшими в трясине борьбы за теплое место под солнцем. Но разве сам он, столкнувшись с Альбертом, не борется за такое место? В общем, юношеский максимализм Вертера не прикрыт, тем более что молодой герой приходит к весьма радикальным выводам.

Сегодня «Страдания» смотрятся несколько старомодно. Гете не прибавляет к чувствам Вертера никаких тонких оттенков и пишет их грубой ослепительной краской. Понять сегодня Вертера нелегко, даже, пожалуй, и молодым читателям, да и в рассказанной истории нет ни шпионских страстей, ни предательства во имя любви, ни проникновений в спальню под покровом ночи - ничего остросюжетного. События происходят довольно ординарные и перемежаются они размышлениями. Вертер предельно искренен и открывает другу Вильгельму всю душу. Ответов Вильгельма мы не видим, хотя, наверное, в них могли бы содержаться слова утешения, способные отвратить Вертера от падения в бездну. Один раз, судя по всему, Вильгельм советует Вертеру отказаться от любви, если разделить ее невозможно, но для нашего героя эти слова бессмысленны, он не видит в них даже зерна разумности. В итоге «Страдания» - это одинокий дневник чувства, с горячим анализом всех переживаний, но без способности взглянуть на происходящее со стороны. Вертер предстает несчастным, но гордым человеком, решившим изменить правила игры, но платит он за это своей жизнью.