Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Сообщение об ошибке

Deprecated function: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls в функции _menu_load_objects() (строка 579 в файле /var/www/u0029083/data/www/noblit.ru/includes/menu.inc).

Аньхойские рассказы. Сборник китайской прозы «Двойной зрачок»

Двойной зрачок. Китайская проза конца ХХ-начала XXI века: пер. с кит. яз. Санкт-Петербург: Институт Конфуция в СПбГУ, КАРО, 2015. - 464 с.

Институт Конфуция вместе с издательством «Каро» продолжают традицию выпуска сборников современной китайской прозы. «Двойной зрачок» - это сборник из 12 произведений современных китайских писателей провинции Аньхой. Эта провинция является одним из центров литературной жизни Китая, и история знает много имен выдающихся литераторов, родившихся здесь. Аньхой небольшая провинция, располагающаяся на востоке страны в междуречье Хуайхэ и Янцзы. Природа провинции живописна и всегда привлекала творческих людей. В сборнике «Двойной зрачок» собраны разноплановые произведения. Некоторые кажутся неглубокими и даже проходными, другие впечатляют стилистическим мастерством или экзистенциальным погружением в человеческую душу. Процитируем предисловие: «В сравнении с предыдущим поколением аньхойских литераторов они (современные писатели – С.С.) отошли от политики, их больше волнуют вечные человеческие вопросы, вновь и вновь встающие в условиях меняющейся китайской действительности. Все, что они пишут, создано на китайском материале и глубоко национально, но вместе с тем общечеловечно не только из-за глобализации нашего мира, но и благодаря влиянию на китайских писателей современной западной литературы». На мой взгляд, большинству представленных в сборнике произведений далеко до уровня ведущих современных писателей России, но есть здесь и работы, претендующие на очень высокую оценку. Я бы отметил рассказы «Двойной зрачок» Пань Цзюня, «Нежный нож» Сунь Чжибао, «Небо над колодцем» Ша Юйчжун и «Жить как безмолвное дерево» Мао Лисиня. Но все-таки рассмотрим подробно каждый рассказ сборника.

1. Пань Сяопин. Юноша

Сяо Цзю работает массажистом у дяди в салоне. Он приехал из деревни и совершенно не знает городской жизни. Много разных посетителей наведывается к дяде в салон, среди них особенно выделяются Сяо Тао и Цайцай. Богатой Сяо Тао за тридцать, и она, устав от любовников, ищет кого-нибудь помоложе. Цайцай ровесница Сяо Цзю и занимается тем, что ходит на дискотеки в компании клиентов и принимает с ними наркотики. Между двумя этими женщинами разгорается борьба за Сяо Цзю. Сяо Тао идет напролом, она подкупает дядю Сяо Цзю, покупая ему торговое помещение, лишь бы тот не мешал ей встречаться с племянником. Цайцай же стремится приобщить подростка к ночной жизни. Парень не выдерживает атак и совершает попытку самоубийства, после чего возвращается в деревню. Его наивной душе трудно смириться с тем, что все в этом мире продается и покупается, и что даже родной дядя фактически продал его.

2. Сюй Чуньцяо. Без улова в сети

Чэнь Кун приехал в город. За несколько лет он сменил ряд работ, нигде особенно не задерживаясь. Работал он в патрульной службе, работал в конторе, организующей свадьбы и похороны, работал на сомнительных личностей, из-за которых едва не попал в тюрьму. В итоге он остался вообще без работы. По ночам он ходит в интернет-кафе, где играет в ролевые игры и знакомится с людьми. Его подруге, рассчитывавшей через пять лет оформить ипотеку и выйти замуж, безделье друга не нравится, и она уходит. А Чэнь Куну, кажется, все равно. Он и рад остаться один, вся его жизнь проходит в интернете. Там он все пытается найти другую девушку. Но, хотя в жизни нашего героя все беспросветно, похоже, выход все-таки есть. Чэнь Кун,с одной стороны, действительно бездельник, с другой, жертва своей совести, ведь работу он часто терял только из-за того, что не хотел унижать своё достоинство. Впрочем, вряд ли симпатии читателей будут на его стороне.

3. Пань Цзюнь. Двойной зрачок

Эта повесть рассказывает от реальном историческом деятеле Сян Юе, полководце и политике государства Чу конца третьего века до нашего эры. Рассказ ведется от первого лица, причем Сян Юй часто критикует официальные хроники о себе и в данной повести якобы рассказывает истинную правду. Он вспоминает молодые и ранние зрелые годы, так как умер он очень молодым, не дожив до тридцати одного года. В основном его рассказы касаются войны с набирающим силу будущим императором Хань Лю Баном. Сян Юй имел возможность убить Лю Бана, однако пощадил его. Это, как известно, кончилось для Сян Юя плохо - Лю Бан, на словах заключив мир, в итоге окружил Сян Юя и вынудил того совершить самоубийство. Естественно, что в описании Сян Юя Лю Бан предстает беспринципным человеком, недостойным называться мужчиной, однако история, наоборот, запомнила Лю Бана как объединителя Китая. Этот контраст, пожалуй, и составляет главную особенность повести. Также следует отметить стиль рассказа Сян Юя, который приведен в соответствие с древними хрониками. В итоге по стилю это самое выдержанное произведение сборника.

4. Цао Доюн. Мир с высоты эстакады

Чэнь Лайцай приезжает из деревни к братьям в Пекин. Братья неплохо зарабатывают в столице, каждый в родной деревне успел жениться и построить трехкомнатный дом, однако они скрывают, что один из них занимается сбором и продажей старья, а другой продажей овощей. Итак, младший брат приезжает к ним, и в первые дни занимается тем, что разглядывает город с высоты эстакады. Однажды он замечает девушку, а позже узнает, что она работает в салоне красоты, оказывая в том числе и интимные услуги. Чэнь Лайцай, хотя и был поначалу недоволен работой братьев, в итоге начинает эпизодически работать с ними, чтобы заработать на сеанс с девушкой. Впрочем, интимные услуги ему от нее не нужны. Ему хочется просто поговорить. Позже он становится свидетелем неприятной сцены. Дело в том, что один полубандит положил глаз на девушку, и наш герой увидел их перепалку. Он попробовал спасти девушку, но в итоге бандит всадил ему в грудь нож. Вот так печально закончилась эта прозаическая история. В общем-то ничего в ней особенно не впечатляет. Обычные китайские реалии: уход жителей деревень на заработки в крупные города, салоны с интимными услугами, мародерство (братья периодически воруют, подкупая сторожей). Банальная история с невероятно банальным концом.

5. Хэ Шихуа. Деревянный пистолет

Ван Шуйбао занимает пост в уезде, связанный с контролем над рождаемостью. Он хочет жениться, но непременно на девственнице. Найдя подходящую кандидатуру, он неожиданно приходит к выводу, что у девушки уже был парень. Та поначалу отнекивалась, но потом признала, что с ней переспал один молодой плотник, когда она еще была девочкой. В награду он подарил ей деревянный пистолет, очень качественно изготовленный. Через восемь лет этот пистолет становится предметом вожделения сына Вана Шуйбао. С помощью пистолета ему удается обрести популярность в классе и потеснить признанных заводил. Тем временем Вана Шуйбао не оставляет желание найти рокового плотника. Он размещает заказ на книжный шкаф и просит каждого приходящего плотника попробовать сделать пистолет. Так он находит того, кто переспал с его женой, и мстит. Это рассказ обычен во всех отношениях. История банальна, герои действуют закономерным образом, ничего неожиданного не происходит. Очередное блеклое творение в жанре реалистической литературы.

6. Сунь Чжибао. Нежный нож

Школьник Линьцзы живет без родителей, его мать пропадает месяцами, путаясь с богатыми ухажерами, и подросток предоставлен сам себе. Однажды он встречает прославленного местного игрока в го Сяо У, который, страдая от неудач в личной жизни, берет его себе в ученики. Линьцзы быстро и очень успешно учится, и вскоре он способен победить любого в округе. Сяо У считает, что талант Линьцзы еще надо воспитывать, но ученик уже рвется в бой. Сначала он отправляется на региональный турнир, а потом заявляет учителю (к его неприязни) о том, что хотел бы зарабатывать игрой в го. Учитель ничего не может поделать, и Линьцзы ставит столик для игры на улице, чтобы сражаться со всеми желающими за деньги. Через некоторое время, заработав достаточно, он вместе с матерью открывает магазин алюминиевых изделий и все больше начинает заниматься бизнесом. В этой повести, где делается попытка отразить сам дух игры го, автор одновременно ставит вопрос о соотношении таких разных материй как бизнес и искусство. Линьцзы не только совместил их, но кажется еще переступил некую грань добродетели, по крайней мере, так это видится его учителю. Дело в том, что однажды Линьцзы сыграл с одним пожилым известным игроком и победил, чем довел престарелого мастера до смерти. В этой ситуации, когда легко можно было не играть и проявить такт, Линьцзы повел себя дерзко, настояв на игре, чем превратил себя в очень противоречивый образ, с одной стороны, человека искусства, а с другой, бестактного наглеца, не знающего чувства меры. Одно это выделяет данную повесть сборника, напоминающую об известном произведении Ясунари Кавабаты о мастере игры в го.

7. Ша Юйжун. Небо над колодцем

Чжицзы не повезло, она родилась очередной девочкой в многодетной семье. Отец не любил ее, ведь ее надо было обеспечить приданым. Однажды он даже бросил ее в колодец, лишь бы избавиться. Небо над колодцем, которое тогда увидела девочка, навсегда осталось ее самым страшным переживанием. Но девочку вытащил сосед. Много лет позже отцу подвернулась отличная возможность сбыть дочь в богатое семейство без приданого да еще получить денег. Семья жениха пошла на такой странный брак только потому, что жених был умственно отсталым. Чжицзы перешла в новую семью. Счастья она там не нашла. Муж оказался и не мужчиной вовсе, даже не смог сделать ей ребенка. А ведь ребёнок, сын, был единственной надеждой Чжицзы подняться по социальной лестнице. В 1938 году на деревню, где она жила, напали японцы. Чжицзы к тому времени, как поговаривали, помешалась. Она забеременела от друга брата своего мужа, и стала неудобной в семье. Ведь если ребенок родится, семья не отмоется от позора. Подумывали даже о том, чтобы избавиться от девушки. Во время нападения японцев ей придется пережидать в погребе. Это будет так похоже на ночь, проведенную в детстве в колодце. Однако, несмотря на то, что богатая и родовитая семья мужа будет почти полностью уничтожена, Чжицзы сможет выжить и родить девочку. Ее она будет воспитывать как сына. Много лет спустя эта девочка сумеет найти отца и даже встретить в общем-то радушный прием.

Эта пронзительная повесть рассказывает трагическую историю женщины, которой не очень повезло в жизни. Она стала заложницей обстоятельств и никогда не была счастлива. Автор сумел на нескольких десятках страниц рассказать целую жизнь с всеми ее лишениями, которые были как в мирное время и происходили от жесткого традиционного китайского уклада, так и в военное время, когда японцы вероломно вторглись в беззащитную деревню.

8. Чэнь Биньсянь. Небесное счастье

Тецзы немолод и живет в деревне, где все считают его неудачником. Еще бы, денег у него нет, жениться он не сумел, друзей не нашел. Единственный человек, который с ним разговаривает, это подруга школьных лет Цзюйцзы, но она вышла замуж за чиновника и приезжает в деревню нечасто. Из родственников у Тецзы только жена умершего брата, но даже она с ним не разговаривает. Между тем власти собираются создать в деревне промышленную зону и хотят выкупить у Тецзы землю. Тот долго не соглашается, традиционно полагая, что без земли ему не выжить, но вскоре продает участок. Разжившись деньгами, он в одночасье становится желанным женихом. К нему приезжают свататься даже из соседней деревни, да и невестка теперь не прочь выйти за него. Однажды Тецзы отправляется навестить Цзюйцзы в город и теряет банковскую карточку с деньгами. Карточку он потом восстановит, но в деревне говорит всем, что потерял деньги. Все от него тут же отворачиваются, и уже никто не хочет за него замуж. Так Тецзы в очередной раз понял, что всем нужны только его деньги.

Этот рассказ располагается среди тех же ориентиров, что и большинство рассказов - деревня, традиционные ценности, деньги, отношения в семье. Автор приходит к неутешительному выводу, что деньги решают все. Искренне к Тецзы относится только давняя подруга Цзюйцзы, но такие отношения встретишь все реже.

9. Цю Сяомин. На перепутье

Подросток Гао Ан обучается в престижной школе. Обучение стоит очень дорого, однако отец Гао Ана может это позволить. Учиться нашему герою не нравится, ведь порядки в школе военные. Сон и подъем по расписанию, интернет запрещен. Гао Ан даже устраивает побег из школы, правда, потом ему приходится оправдываться и приводить в школу отца. Еще проблема в том, что его девушка перевелась из школы и уехала в другое место. Теперь Гао Ан совсем подавлен. Дерзкий и бойкий, он тем не менее несчастен, он не понимает, зачем нужно так усердно учиться, лишая себя радостей жизни. В школу тем временем приходит новая учительница английского. Гао Ан поначалу ведет себя с ней вызывающе, затем начинает брать дополнительные уроки, а в итоге приходит к тому, что хочет видеть ее вместе со своим отцом. Именно об этом он думает, стоя на перепутье.

В этом рассказе отражены реалии престижных частных школ Китая, где к ученикам относятся как к солдатам. Понятно, что не всем нравится такое положение дел, но, похоже, что большинству молодых людей приходится с этим смириться.

10. Цзя Хунбинь. Квитанция из ломбарда

Лоло недавно окончила университет и теперь работает в рекламном агентстве. Однажды она решила записаться на курсы повышения квалификации и там встретила парня Нюню. Нюню нигде не работает, но общителен и весел, чем и завоевывает сердце Лоло. Лоло теперь проводит с ним все свободное и даже несвободное время. Незаметно для себя она начинает прогуливать работу, что приводит к увольнению. Но пока Лоло не унывает, а тут еще и Нюню советует заложить цепочку в ломбард. В общем, много времени пройдет, прежде чем Лоло поймет, что с Нюню невозможно создать семью. Он сущий ребенок, не только не работающий, но еще и готовый жить за счет своей девушки. О работе за время знакомства он так и не подумает.

Это поверхностный рассказ написан как бы ни о чем. Опыт девушки Лоло банален, описан неглубоко и поэтому не вызывает сочувствия.

11. Чэн Инбин. Радость встреч

Рассказчик очень душевный человек. У него много друзей, и всех их он охотно встречает в своей квартире. Мало того что он дает им ночлег, он еще кормит и поит их за свой счет, а после провожает на вокзал и дает в подарок бутылку местного соуса. Рассказчику очень важно, чтобы о нем все были хорошего мнения, потому он так и старается. Однако вскоре он замечает, что на пирушки с друзьями уходит слишком много денег. Поэтому он решает на время завязать. Но не тут-то было, только он захотел уединиться, как к нему в гости заявилась девушка Фан Лин, представившаяся знакомой его знакомого. Рассказчик не в силах отказать. Фан Лин живет у него. После ее отъезда рассказчик рассчитывает вздохнуть свободно, но вскоре Фан Лин приезжает снова. Так повторяется несколько раз. И каждый раз Фан Лин наводит порядок в его доме, что ему как раз не нравится, ибо он привык жить в окружении окурков и банок из-под пива. Однажды Фан Лин вызывает полицию, и рассказчика забирают по обвинению в домогательствах. Правда, вскоре выпускают. Зато, кажется, теперь Фан Лин уехала навсегда. Правда, на смену ей приезжает ее знакомый, тот самый, которого рассказчик едва знал.

Этот веселый и добродушный рассказ легко читается. Здесь нет философских глубин и никто не открывает вселенских истин. Такие рассказы хорошо читать, когда нечем себя занять и хочется поднять настроение.

12. Мао Лисинь. Жить как безмолвное дерево

Этот рассказ – произведение в нечастом жанре «исповедь неудачника». Главный герой смирился с неудачами в своей жизни, стал паразитом на шее у больной жены и тем не менее уверен, что живет правильно. Жена больна, наш герой не работает и не хочет работать, его главное увлечение в жизни – это азартные игры, но на них нужны деньги, вот он и просит их у жены. Доходит до абсурда – он готов отвести жену в больницу только если она ему заплатит. Главный герой абсолютно безволен, но обладает уникальной способностью защищать свое право на такую малосимпатичную жизнь. Например, он считает, что опека над ребенком формирует у последнего лень и несамостоятельность, поэтому детей воспитывать не надо. И все в таком духе. На каждый довод, который приведет разумный и ответственный человек, у героя есть контраргумент, защищающий лень с особых, почти философских позиций. «Жить как безмолвное дерево» - очень яркий и глубокий экзистенциальный рассказ, который может даже вызвать симпатию к его герою-неудачнику. Все-таки расписываться в своей несостоятельности тоже надо уметь, а этого у нашего героя не отнять. Антигерой «Безмолвного дерева» оказывается небезынтересным философом, и к концу рассказа ловишь себя на мысли, что у него есть дар убеждать.

Сергей Сиротин