Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Сообщение об ошибке

Deprecated function: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls в функции _menu_load_objects() (строка 579 в файле /var/www/u0029083/data/www/noblit.ru/includes/menu.inc).

Женская месть. Кикути Кан. Портрет дамы с жемчугами

Кикути Кан. Портрет дамы с жемчугами. М.: Художественная литература, 1977.
 
Кикути Кан - важнейшая фигура в японской литературе первой половины двадцатого века. Дело здесь, может быть, не столько в собственном творчестве писателя, сколько в той общественной роли, которую он занимал в японском литературном процессе. Ни один значимый спор по вопросам литературы не обходился без участия Кикути Кана. Но и творчество его важно, даже несмотря на то, что писатель после ряда книг добровольно избрал стезю коммерческого автора и стал писать для широких масс. Одно из главных произведений писателя - это роман «Портрет дамы с жемчугами», в котором он вывел образ женщины, независимой от традиционных японских представлений о подчинённой роли слабого пола. В этой книге проводится попытка освободить женщину от пут традиции, впрочем, эта попытка оказывается двусмысленной, потому что никому не приносит счастья.
 
Главная героиня книги - очень молодая девушка по имени Рурико. Однажды она вместе с таким же молодым возлюбленным оказывается на приеме в доме одного богатого господина по имени Сёда. Господин Сёда сделал себя сам. В начале пути у него не было ничего, но ему удалось удачно взять заём в банке, купить корабли и сделать сверхприбыльный бизнес на транспортных перевозках. Теперь он ворочает миллионами. Он влияет на общественную жизнь в Токио и все с ним считаются. На своём приеме господин Сёда случайно подслушал разговор Рурико и ее возлюбленного, которые, думая, что их никто не слышит, с презрением отзывались о нем и его деньгах. Хозяин приема оскорбился до глубины души и решил отомстить. Отец Рурико, бывший и некогда могущественный политик, сейчас был по уши в долгах, став жертвой своего благородства и желания бескорыстно помогать другим. Этим господин Сёда и решил воспользоваться. Он скупил долговые обязательства отца Рурико и начал его шантажировать. Он сказал ему, что простит долги, если Рурико выйдет замуж за него или хотя бы его слабоумного сына. Отец Рурико готов скорее покончить жизнь самоубийством, чем продать дочь, когда вдруг Рурико сама добровольно решает выйти за Сёду, но, разумеется, лишь для того, чтобы в браке сделать его жизнь невыносимой. Таков был задуманный ею план мести. Рурико действительно выходит замуж и в браке начинает изводить богатого мужа. В частности, она отказывается с ним спать. Поначалу господин Сёда это терпит, но потом, обуреваемый желанием, хочет взять жену силой. В одну из таких попыток он погибает - с желанием и выпитым предварительно алкоголем не справляется сердце. Теперь Рурико богатая вдова. Она устраивает приемы, заводит многочисленные связи с мужчинами, обещает им взаимность, а потом бросает. Она цинична и лицемерна и следует заранее избранному плану - всегда и везде мстить мужчинам. Любым. Она кружит головы как студентам, так и женатым. Очаровывает их, обещает любовь, а потом бросает. Некоторых она доводит до самоубийства. Но ей все равно. Ее любовь разрушили и теперь она мстит.
 
Но Рурико не просто мстит из личных побуждений. Она подводит под своё поведение жизненную философию. Почему мужчинам, спрашивает она, дозволено относиться к женщине как к вещи, а женщинам к мужчинам - нет? Собственно, вся прогрессивность ее мышления заключается в том, чтобы исправить такое положение дел. Она хочет равных неписаных прав для обоих полов. Но, конечно, только такая молодая женщина как Рурико может посвятить себя подобной борьбе. Она умна, начитана, может поддержать любой разговор, она настоящая светская львица. Сегодня такая женщина, без сомнения, сделала бы головокружительную карьеру в политике или бизнесе. Ее природный дар очарования настолько силен, что, кажется, за один только этот талант ей можно многое простить. Впрочем, для многих встреча с Рурико оборачивается трагедией. Одного из героев книги, только что женившегося, она очаровывает настолько, что он мчится к ней в салон побеседовать о литературе. Каково же его удивление, когда он узнает, что был не единственным приглашенным! Именно такими мелкими уколами, обещая, например, приватную беседу, а на деле приводя человека на сборище литературных критиканов, где его, а точнее, его взгляды к тому же почти унижают, Рурико и идёт к победе женщины над мужчиной. Слезы, истерика, даже самоубийство - для нее это ничего не значит. К конце концов, она еще никому не обещала или под венец. Обещала только подумать над этим.
 
Трудно сказать, на чьей стороне Кикути Кан. В его романе у всех своя правда, общей правды для всех нет. Рурико вроде бы и осуждается, с другой стороны, ее можно понять. Ее месть очень понятна, даже если её не хочется принимать. Даже для защиты взглядов господина Сёды автор сделал немало. Хотя в его лице он изобразил беспринципного человека, одержимого деньгами и полагающего, что раз без денег сделать ничего нельзя, то они мерило всего. Господин Сёда отталкивает, но есть искренние сцены, где ему почти веришь, когда он говорит о чувствах или о том, что иметь деньги непредосудительно. В образе Сёды отражается важнейшая дилемма книги - могут ли деньги давать подлинное достоинство или нет? Капиталы, возникшие в результате удачи и честного труда, они портят людей или, наоборот, возвышают их? Так ли уж плох вообще господин Сёда, не просто положивший глаз на Рурико, а вступивший с ней в законный брак, а значит, готовый передать ей часть своего состояния? По сути, все поведение Сёды направлено только на то, чтобы объяснить тем, кто деньги презирает, что их следует уважать. Это не самая популярная точка зрения для русской культуры, да и сам Кикути Кан своего героя вряд ли любит, тем не менее книга его обманчиво проста. Главная тема ее - освобождение женщины - уже не так актуальна для сегодняшнего дня, но вот тема мести, тема фальшивых чувств, фальшивого очарования и вообще фальши, которую никто не может распознать и которая оказывается помноженной на двусмысленный характер богатства, - эта тема и сегодня найдет читателей.

Сергей Сиротин