Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Новое Евангелие. Олег Зоберн. Автобиография Иисуса Христа

Олег Зоберн.Автобиография Иисуса Христа. М.: Эксмо, 2018. 

Московский писатель Олег Зоберн в 2004 году стал лауреатом премии «Дебют», а в 2016 лауреатом премии «НОС». В обоих случаях награду он получил за рассказы. Несмотря на более чем десятилетний путь в литературе, «Автобиография Иисуса Христа» - это его первый роман. Не нужно думать, что к христианской теме писателя подтолкнул чисто праздный интерес. У Зоберна есть помимо литературного ещё и богословское образование, поэтому можно ожидать, что его книга будет произведением очень знающего человека. Так и оказывается в действительности. По глубине исторического объема этот роман, на мой взгляд, оставляет позади «Евангелие от Иисуса» нобелиата Жозе Сарамаго. Эти две книги похожи, так как в обеих авторы стремились изобразить Иисуса обычным человеком. Но Зоберн пошел дальше, его Иисус оказывается совершенно неприемлемым для ортодоксальных верующих.

«Автобиография Иисуса Христа» - это абсолютный вымысел, практически ничего общего не имеющий с Евангелиями. Вольностей здесь столько, что даже апокрифом эту книгу назвать трудно. Иисуса зовут Йесус, родом он из Нацерета. Тщательно прописанный исторический фон выглядит очень достоверным. Пожалуй, отчасти книгу Зоберна можно даже назвать исторической. Реалии Палестины двухтысячелетней давности подаются автором очень детально и выдают в нем подлинного знатока. Чем была Палестина в те времена? Провинцией Римской империи. Римляне не очень-то любили эту местность, потому что не понимали иудейскую монотеистическую религию. Кроме того, здесь часто вспыхивали восстания. Поэтому встретить римского легионера на улице Иерусалима было делом привычным. Иерусалимские первосвященники не стремились выступать против Рима и находились в двойственном положении, вроде бы и желая свободы для народа, но одновременно боясь мести Рима. Но главное, они боялись конкуренции за духовное владычество над умами простых людей. Поэтому они жестоко преследовали бродячих проповедников. Преследовали их и римляне, видя во всяком популярном человеке угрозу своему господству. Йесус Нацеретянин как раз такой проповедник. 

Что про него можно сказать? Он родился в семье плотника. Отца он не считал себе родным и всегда думал, что родился от кого-то другого. Мать свою он не любил и даже называл полоумной. Как видно, Зоберн сразу стремится отказать в святости тем, кто окружал Иисуса. Для него это почти земная история, хотя и с элементами мистики. Йесус рано постиг иудейский Закон и так же рано в нем разочаровался. У него были учителя, но он не оставался с ними надолго. К тридцати годам он нашел свой путь. Он начал странствовать и нашел последователей, ставших его учениками. Было их не двенадцать, а в два раза меньше. Иуда - самый преданный. Йесус предстает почти эпикурейцем, если понимать учение Эпикура в вульгарном смысле. Он любит хорошо поесть и выпить, любит женщин, любит покурить дурманящую траву. За годы путешествий он освоил ремесло лекаря и теперь нередко зарабатывает тем, что лечит болящих. На все услуги строгие расценки, Йесус Зоберна далеко не бессребреник. Чудес он совершает не так много, хотя они случаются. Когда он хочет опьянить толпу собой, он натурально даёт людям выпить своей крови. Когда нужно оживить Лазаря, он изготавливает похожего на него глиняного голема. Вроде и чудо, но и не совсем. Йесус однозначно не Бог, хотя иногда и чувствует себя его сыном. Его подлинный дар, который не отнять, - это способность понимать священный смысл еврейских букв и слов. Понимая слова, он распознает судьбу. Так, например, он помогает секте аскетов ессев, говоря им, что закрываться в себе - это не путь, угодный Богу. Нужно, наоборот, быть открытым людям. С Марией Магдалиной история вообще на грани фола. Чтобы спасти ее от побития камнями, Йесус прилюдно с ней совокупляется. Жозе Сарамаго такой жёсткой прямолинейности позволить себе не мог, хотя тоже писал о земной любви Иисуса. Есть у Йесуса из Нацерета и коммерческая жилка. Он, например, подсаживает легионеров на дурманящую траву, а потом закупает ее целый мешок, чтобы перепродавать дороже. У торговца он покупает ее в долг, но потом долг отдавать не спешит, хотя зарабатывает на траве в десять раз больше. Одновременно Зоберн не стесняется выставить Йесуса апологетом муже- и даже скотоложества. Причем плотские отношения с козами он почти восхваляет, объясняя это тем, что коза в отличие от женщины не претендует на то, чтобы завладеть умом мужчины, а потому дело это духовно более полезное.  Ученики Йесуса, в свою очередь, выглядят натуральными ворами, крадущими еду для учителя. Впрочем, когда Иуда умудряется украсть овцу, Йесус не испытывает мук совести, ведь для него хозяин овцы не пастух, а сам Бог, в существовании которого он, правда, иногда сомневается.

Йесус из Нацерета за годы странствий вырабатывает свое учение. Смысл его в том, что жизнью нужно наслаждаться. Дурацкий иудейский Закон ни к чему. Йесус несёт абсолютную свободу и, как он говорит, «восторженное сомнение». Иерусалимский Храм должен быть разрушен. Даже несмотря на то, что его строила почти пятьдесят лет тысяча избранных священников, которой помогали десять тысяч занятых на вспомогательных работах. Главное - практический ум. Зачем нужен Храм и жуткие жертвоприношения животных, если это не помогает исцелить больного? Исцелить его помогает медицина, поэтому ею и нужно заниматься. Йесус - реформатор. Он хочет построить справедливое общество с бесплатными школами. Еврейские законы только угнетают людей и должны быть изменены. Понятно, что для священников Йесус представляет огромную опасность. За ним начинается охота, но развязка христианского сюжета у Зоберна совершенно неожиданна.

В «Автобиографии» сильны элементы постмодернистского мировоззрения. Автор пишет, что манускрипт автобиографии нашел в разрушенном Дамаске российский военный. Но, конечно, настоящий Иисус ничего не писал. Зоберн отчасти выступает продолжателем линии Ницше, который говорил о том, что Иисус учил не вере, а блаженству жизни. Йесус из Нацерета как раз такой. Земной, порочный, меркантильный и похотливый, но любящий и славящий жизнь, в которой он признает высшую ценность.

Сергей Сиротин