Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

История торговли. Анно Масаки. Нагасаки - город иезуитов

Анно Масаки. Нагасаки - город иезуитов. Общество Иисуса в Японии в XVI века. Пер. с яп. В. Онищенко. СПб.: Гиперион, 2018.

Петербургское издательство «Гиперион» обычно радует нас художественной литературой из Азии, а также публикациями памятников древности. Но в 2018 году оно выпустило фактически научный труд – монографию японского историка Анно Масаки о небольшом периоде в истории города Нагасаки, когда он стал собственностью ордена иезуитов. Очень увлекательной эту книгу не назовешь, она скорее для узких специалистов. Говорит об этом и ее тираж – всего 500 экземпляров. Однако все интересующиеся историей Японии могут смело ее приобрести, чтобы побольше узнать об отношениях европейцев и японцев в 16 веке, когда Япония впервые вступила в контакт с Европой.

История этих контактов начинается в 1543 году, когда португальский корабль причалил из-за шторма к острову провинции Сацума. Через шесть лет в Японию прибывают миссионеры во главе с Франциском Ксавье. Начинает свою деятельность Общество Иисуса, то есть орден иезуитов. Ордену удается привлечь на сторону христианства некоторых феодалов-даймё, впрочем, те в своем новообращении видели скорее возможность расширить торговые связи. Первым таким христианским даймё становится Омура Сумитада. В 1571 году в подконтрольном Омуре городе Нагасаки открывается порт заморской торговли. А в 1580 году Омура, понимающий, что у него не хватит сил вести противостояние со всеми своими феодалами-противниками, безвозмездно передает Нагасаки в собственность иезуитам. Через год иезуиты издают указ о запрете посещения города нехристианами. Семь лет они управляют городом. Они не только расширяют торговлю, но и превращают город в военное укрепление. Однако в 1587 году один из объединителей Японии Тоётоми Хидэёси издает «Указ об изгнании священников» и иезуиты теряют власть над городом. В своей монографии Анно Масаки чрезвычайно подробно обсуждает хозяйственные отношения между японцами, иезуитами, португальскими и испанскими торговцами, налоги, пошлины, систему размещения экипажей, систему распределения прибыли и так далее. Эта книга преимущественно написана об экономике Нагасаки и ее правовом поле до и во время прихода иезуитов в город.

В Нагасаки на мысу была сооружена христианская церковь, так называемая «Церковь на мысу». Некоторое время ни город, ни церковь не имели вооруженной охраны из португальцев, однако позже стала ясна необходимость укрепления города. При церкви было построено складское помещение, где хранились товары, привозимые португальцами на судах. Торговля шла в основном между португальским городом в Китае Макао и португальским городом в Японии Нагасаки. Из Китая везли шелк-сырец, который скупали японские торговцы за японское же серебро, а потом развозили по Японии. Правила торговли, размер пошлин, выгодополучатели – все это неоднократно менялось, и все это автор анализирует очень подробно по годам.   

В истории Японии некоторые особенности развития схожи с таковыми в Европе, и, возможно, именно контакты с европейцами повели Японию по этому пути. Например, в Средневековье храмы и святилища могли взимать сбор с проезжающих грузов. Ода Нобунага этот сбор отменил, и Анно Масаки полагает, что он действовал по рекомендации иезуитов. Отсутствие сборов привело к развитию транспорта и стремительному росту городов. Впрочем, не везде европейцы шли на либерализацию торговых правил. Когда португальцы открыли морской путь в Индийский океан, они обнаружили, что здесь всем заправляют купцы из мусульманских стран. Тогда португальцы просто вытеснили их, применив военную силу, и стали брать таможенные сборы со всех судов. Так Португалия стала «империей торговых пунктов», то есть представлять собой нацию купцов, которые отправляются торговать вооруженными. В мусульманском же мире понятия «пошлина» вообще не существовало. Первый миссионер в Японии Франциск Ксавье хотел подчинить таможенные пошлины Обществу Иисуса и тем самым сделать его финансово независимым от португальской короны. И действительно, со временем Общество Иисуса участвовало почти в каждой сделке, совершаемой в Нагасаки, и со всего имело процент. Это несколько противоречило идеям нестяжательства основателя ордена Игнатия Лойолы, поэтому не все миссионеры, пришедшие после Ксавье, разделяли взгляды этого пионера. Здесь противостояние накалялось уже внутри ордена и приводило к перестановкам в должностях. Например, когда Омура решил передать Нагасаки ордену, глава миссии был против, считая, что иезуиты не должны быть собственниками. Иное мнение имел Валиньяно – куратор христиан в Азии. Он выступал за действие сообразно обстоятельствам, за уважение японских правил поведения и одновременно хотел ввести в Японии европейскую систему школьного образования. Валиньяно считал, что орден для поддержания своей деятельности может и должен участвовать в торговле. Так же когда-то дзэнские монахи Японии торговали с династией Мин в Китае в период Муромати (1337-1573). Противостояние Валиньяно с теми, кто мыслил иначе, один раз привело даже к запрету торговли между Макао и Нагасаки. Про Валиньяно, хорошо знавшего как каноническое, так и римское право, также известно, что он сожалел, что иезуиты не могут применять по отношению к японцам смертную казнь, потому что те, по его мнению, часто ее заслуживали.

Впрочем, иезуиты Нагасаки стремились превратить в глазах торговцев фактически пошлины в разного рода сопутствующие платы, осуществляемые не по необходимости, а как дар. Более того, Анно Масаки пишет о том, что у ордена существовала даже неофициальная бухгалтерия, не отражаемая в документах. Иезуиты умудрялись брать плату всегда, и до того как Нагасаки стал их собственностью, и после того как город был конфискован Хидэёси. До них плату брали и японцы. Существовали разные способы собрать прибыль с торговцев. Один из них – это так называемая плата за охрану. До объединения Японии такую плату взимали пираты, и только Тоётоми Хидэёси издал «Указ о запрете пиратства», монополизировав право государства на насилие. Это тоже очень похоже на практику абсолютистских стран в Европе.

Со временем иезуиты начали участвовать не только в торговле шелком-сырцом, но также и амброй, мускусом и золотом. Позже Нагасаки начинает экспортировать пшеницу на Филиппины и для этого пшеницей засеваются территории вокруг города. Португальские корабли не платили налоги и оплачивали только якорную стоянку в порту. Налоги взимались с японских торговцев, выкупавших привозимые португальцами товары. Свидетельства современников показывают, что во времена господства в Нагасаки иезуиты превратились в аристократов, зажиточных феодалов и вели себя не так, как подобает монахам нищенствующего ордена. Анно Масаки указывает, что, может, и не стоит пытаться ловить иезуитов на противоречиях. Предки Игнатия Лойолы и Франциска Ксавье были рыцарями и владели замками. Принцип иезуитов – действовать ради цели любыми средствами. В Японии «средство» заключалось в том, чтобы быть похожими на японцев, одеваться в шелковые одежды и не бедствовать. Так можно было заслужить больше уважения.

В период закрытия страны для иностранцев (1620-е – 1640-е), сегунат перевел торговлю в Нагасаки под контроль государства, только прибыль от нее доставалась не государству, а распределялась между жителями города, которые превратились в служащих. Такое решение было ответом на запрос общества о социальной справедливости. Закрытие Японии в 17 веке не было мгновенным. В 1633 году был издан указ о запрете христианства, в 1634 – открыт искусственный остров Дэдзима в Нагасаки (для будущей торговли с голландцами), в 1639 – издан запрет прибывать португальским судам. В стране распространяется конфуцианство, укрепляется отношение к Японии как к «стране богов», а к европейским торговцами как к «варварам».

Это издание монографии Анно Масаки завершается трактатом упоминавшегося уже куратора Алессандро Валиньяно о том, как следует вести себя членам ордена в Японии. Европейский куратор очень подробно останавливается на нормах этикета, на том, как приветствовать того и иного человека, где кому сидеть, как и кому подавать вино и подавать ли вообще, как ехать на лошади и ходить пешком, во что одеваться, как строить храмы и так далее. Поражает в этих записях одно. Если следовать указаниям Валиньяно, то складывается впечатление, что задача ордена – это не приближение Царства Божьего на земле, а поддержание доброй репутации, чтобы не дай Бог тебе не оказали меньше почтения, чем ты заслуживаешь, или, наоборот, больше. Забота иезуитов о собственном достоинстве, судя по всему, была чрезвычайной. Даже проповеди и добрые дела их, вероятно, заботили меньше.

Монография «Нагасаки – город иезуитов» - это самый настоящий научный труд с обширной цитируемой библиографией. Тема взята узкая, но интересная – контакт западной и восточной цивилизаций. Сам автор в конце признается, что уважает христианство и не считает, что иезуиты принесли Японии зло или угрожали ее суверенитету. Через несколько лет его книга в России наверняка станет библиографической редкостью.

Сергей Сиротин