Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

За пределами религии. Джон Шелби Спонг. Вечная жизнь. Новый взгляд

Джон Шелби Спонг. Вечная жизнь: новый взгляд. За пределами религии, мистики и науки. Пер. с англ. У.В. Сапциной. М.: Эксмо, 2019.

Церковь, как известно, - это одна из самых консервативных организаций в мире. Религии строятся на догматах, а догматы нужно защищать, чем церковь и занимается. Тем более удивительно встретить человека, который пытается провести обновление религиозного мировоззрения, но делает это не со стороны, а изнутри. Таков Джон Шелби Спонг. В течение 21 года он занимал должность епископа Ньюарка, штат Нью-Джерси, и принадлежал к Епископальной Церкви. Ключевым в его становлении как личности и церковного иерарха стал момент, когда он осознал, что Библию нельзя понимать буквально. Это запустило в нем сильное желание переосмыслить идеи христианства и привело к длительному и упорному самообразованию. Спонг самостоятельно изучал философию и основы современной науки и за годы церковной службы и преподавания написал больше двух десятков книг. В предисловии к работе «Вечная жизнь: новый взгляд» он сообщает, что это, вероятно, его последняя книга. Она вышла в 2009 году, когда автору было 79 лет и он, по собственному признанию, уже был готов к смерти. Но пессимистичные прогнозы не оправдались, в 2020 году Джон Шелби Спонг живет и здравствует, а после 2009 года у него вышло еще несколько книг.

В «Вечной жизни» Спонг касается целого ряда тем и, в частности, пытается проследить происхождение религии. И уже в этом вопросе видна вся его неортодоксальность. Его, судя по всему, вообще нельзя назвать верующим в церковном понимании. Спонг сразу же утверждает, что религия – это человеческое творение. Концепция Бога возникла как желание обрести безопасность, и она постоянно менялась в ходе развития человеческого общества. Сначала был анимизм, потом культ Матери Природы, потом усиление маскулинного начала в связи с растущей важностью мужчин как защитников племени. Затем пришла мифология и после авраамические религии. Этот путь отражает эволюцию человеческих потребностей. Никакой сверхъестественный Бог не создавал Священные Писания, это сделано человеком для своих нужд.  А главное, что нужно человеку, - это безопасность, компонентом которой является и вечная жизнь. Религия – это не более, чем инструмент обуздания страха смерти. Человек обращается к Богу, живущему на небесах, с просьбой защитить его и прибегает к массе уловок, чтобы склонить божество на свою сторону. В ход идут и самоуничижение, и лесть, и клятва в верности – все, лишь бы Бог исполнил наши желания. Идея вечной жизни тоже существовала не всегда. В древних иудаистских текстах жизнь после смерти вообще не является тем, к чему нужно стремиться. И лишь во II веке до нашей эры появляется идея вечного существования как награды, в частности, за стойкость веры. А за нестойкость полагается ад. Спонг приводит пример того, как эта идея, вероятно, родилась. В книге Иисуса Навина описана долина Еннома. Эта была мусорная свалка, где часто полыхали костры. Матфей превратил ее в геенну огненную, которая у других религиозных лидеров в итоге превратилась в олицетворение Божьего гнева. Спонг считает такое отношение к религии просто смехотворным в наши дни. Никакого Бога, который мог бы вторгнуться в наш мир и что-то в нем изменить, просто не существует. И нет никого, кто накажет или подарит что-то человеку после его смерти. Более того, религия постоянно выступает в роли отстающего, когда речь идет о накоплении реальных знаний. Автор приводит такой любопытный пример. В 1854 году папа Пий IX провозгласил догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Зачем это потребовалось? Дело в том, что к этому времени ученые обнаружили, что женские яйцеклетки содержат половину генетического кода, который передается будущему ребенку. Если так, то Дева Мария, запятнанная первородным грехом, должна была передать этот грех и Иисусу. Поэтому, чтобы этого не допустить, Деву Марию объявили непорочно зачатой. Все это говорит о том, что религия не обладает реальной истиной. Истина, нуждающаяся в постоянной защите, - это не истина. Настоящая истина говорила бы сама за себя.

Реагируют на достижения мысли также культура и поведение. Спонг приводит предположение преподавателя английского языка Эллиота Энджела о том, что религиозной реакцией на идеи Дарвина в Англии стали пуританские нормы и застольный этикет. Цель пуританского этикета – увеличить расстояние между человеком и животными, которое Дарвин как раз сократил. Человек похож на животное тем, что он тоже занимается сексом и тоже принимает пищу. Поэтому первое стали подавлять, а второе облагораживать. Доходило до того, что части куриной тушки даже стали называть «белым мясом» и «темным мясом», «окорочками» и «филе», чтобы не произносить слов «ножка», «бедрышко» или «грудка», которые имели сексуальные коннотации. Сервировка стола стала долгим и продуманным ритуалом – человек должен был отличаться от животных как можно сильнее.

Но почему же так сильна потребность в Боге, что человечество добровольно тысячелетиями втискивало себя в религиозные рамки? Ответ связан с особенностями человеческой природы. Спонг принимает идеи эволюции Дарвина и сравнивает человека с животными. Животные имеют сознание, но не имеют самосознания. Для них нет прошлого и будущего, только вечное настоящее. Поэтому если вчера им чудом удалось спастись из лап хищника, они не будут целенаправленно избегать встречи с ним сегодня. Они боятся опасности только когда она перед глазами, но они не будут ожидать ее заранее, потому что памяти о прошлом у них нет. Точно так же они не задумываются о будущем и, следовательно, не имеют жадности. Человек совсем другое дело. Главное, к чему привела эволюция, - это появление самосознания. Человек помнит прошлое и поэтому может бояться будущего. А что ждет его в будущем рано или поздно? Смерть. Это знание о неизбежной смерти порождает экзистенциальную тревогу, которая как раз является побочным эффектом самосознания. Особенно она усиливается потому, что у всего живого есть упорное свойство – желание жить как можно дольше любой ценой. Поэтому, чтобы эту тревогу унять, и были созданы все религии. Человек боится смерти и поэтому обращается к придуманному Богу с просьбой о защите. В 21 веке, по мнению Спонга, это никуда не годится.

Он предлагает следующее. Во-первых, нужно отказаться понимать Бога как некую внешнюю сущность. Во-вторых, не нужно считать Христа проводником воли этой сущности. В-третьих, нужно перестать понимать Библию буквально и, например, считать чудеса Христа реальными. В Библии слишком много противоречий. Как же тогда следует понимать Бога? Спонг говорит: и мы, люди, и вся Вселенная созданы из одного и то же строительного материала. Поэтому наше сознание – это часть сознания Вселенной. Приход к Богу поэтому можно понимать, как переход на другую ступень сознания, которая, по-видимому, будет следующим шагом эволюции после образования самосознания. Путь к нему пролегает не через внешнюю проекцию наших потребностей, а через глубинные измерения человеческого опыта. И Христос не столько Бог, сколько самый человечный человек, и эта его предельная человечность, готовность жертвовать и жить для других – и есть новое понимание божественности как достижения вселенского сознания. Спонг пытается это доказать, анализируя Евангелие от Иоанна, считая его самым подходящим для нового «правильного» понимания Библии. Нужно просто понимать, что «объяснения» в Библии выражены языком объективной реальности, но он не подходит для описания опыта преображения сознания. Так и возникли чудеса Христа, которые со временем становились все более материалистичными. Спонг, в свою очередь, предлагает признать единство человеческого и божественного и в нем видит возможность прикоснуться к вечности. Самосознание учит нас сохранять жизнь любой ценой. Но если мы откажемся от цели выжить, может, это и будет новый виток эволюции? Цепляться за жизнь, если она стала бессмысленной вследствие тяжелой болезни, Спонг не считает нужным и выступает за эвтаназию. Добровольный выбор своей смерти он как раз считает высшим проявлением человечности. И вера в традиционном понимании больше не нужна, более того, автор называет ее «духовной смертью».

В «Вечной жизни» рассыпаны интересные идеи, но все же эта книга скорее напоминает сборник эссе, чем настоящий философский труд с жестким напряжением мысли. Многое, как кажется, автор берет у других (чего и не скрывает) и многое упрощает. Например, мысль о том, Бог-отец должен в представлении людей выступать небесным защитником, развивалась у Фрейда, который откровенно считал религиозных людей инфантильными. Спонг убежден, что все религии понимают Бога исключительно как внешнее существо, влияющее на мир людей. Но разве в каком-нибудь дзен-буддизме вообще есть подобное понятие Бога? Или даже в рамках христианства некоторые мыслители далеко уходили от такого упрощения, например, Спиноза, который обожествлял саму природу. Кроме того, Спонг совершенно упускает из виду бессознательное. Когда оно прорывается в сознание (при психических расстройствах, медитации или после приема психоделиков), человек может увидеть вполне реальных Бога и Дьявола, попасть в рай или ад. Такие религиозные сущности, рожденные человеческим мозгом, уже трудно объявить «внешней сверхъестественной сущностью», на чем настаивает автор при разговоре о Боге.  

Впрочем, Спонг анализирует не только человеческие идеи, но отчасти и самого себя. Поскольку автобиографию он уже написал ранее, то «Вечную жизнь» он называет своей «личной драмой». В детстве, когда умер отец, маленькому Джону объясняли, что папу забрал на небо Бог и папа теперь счастлив. Ребенок не мог понять, почему тогда, если папа счастлив, все вокруг плачут? Теперь, многие десятилетия спустя он прослеживает свой путь в религии. Сначала он был буквальным почитателем библейских текстов. Он все принимал за чистую монету и не задавался вопросами вроде того, откуда Каин взял себе жену или почему Марк и Матфей по-разному рассказали истории о чуде умножения хлебов. Позже он стал смиренным служителем Церкви, убежденным, что только она имеет право толковать Писание. То есть заменил авторитет Библии на авторитет Церкви. И лишь позже зрелый Джон Шелби Спонг приходит к критическому осмыслению. Библию нельзя понимать буквально, время изменилось. Теперь нужно искать новые подходы к религии, которые не будут противоречить современным достижениям мысли. Бога нет, говорит Спонг и тут же признает, что «ловит себя на эмоциональном конфликте». Конечно, нужно мужество, чтобы идти вперед к новым горизонтам и отказываться от представлений, которые доминировали тысячелетиями. Но идти в этом направлении нужно непременно, и автор, возможно, отчасти и не очень скромно, считает себя одним из первопроходцев. 

Сергей Сиротин