Богоматерь Нильская. Схоластик Мукасонга. Перевод Серафимы Васильевой
Несколько лет тому назад мне довелось посмотреть фильм Тони Кэя «Американская история X», который по молодости произвел неизгладимое впечатление. В картине демонстрировалась эволюция героя, приведшая его к катастрофе. Но началом.. началом служили разговоры с отцом. Именно он вложил в голову героя идеи расовой ненависти. А дальше уже социальная среда всё сделала сама. В результате пострадали невинные люди, а герою пришлось заплатить жизнью брата за свершенные проступки.
На пустом месте конфликты не возникают. Всегда есть какой-то идеолог, несомненно «великий», который вдруг решает по каким-то ему понятным критериям, что одни люди лучше других. Так и в нашем случае, в 1957-ом году ученые-хуту поделили народ Руанды на несколько рас: хуту, тутси и пигмеи-тва (так называемый Манифест Бхуту). Кроме того согласно их статистике хуту должны править страной, ведь они ж «национальное большинство», как любила повторять одна из лицеисток произведения Глориоза.
Действия разворачиваются в женском лицее Богоматери Нильской для воспитания элиты страны. Большинство учениц – хуту, но по квоте сюда же поступают и тутси, правда, мест дается не так много, ущемляя права последних. Среди преподавателей две руандийки, остальные европейцы из Франции и Бельгии. С одной стороны преподаватели вкладывали идеи о пренебрежении собственной историей в головы учениц:
Среди преподавателей лицея Богоматери Нильской было всего две руандийки: сестра Лидвина и, естественно, учительница языка киньяруанда. Сестра Лидвина преподавала историю и географию. Она четко разделяла эти два предмета: по ее мнению, история – это про Европу, а география – про Африку.
С другой стороны находились европейцы вроде Фонтенайля, которые любили обожествлять тутси и вести споры об их происхождении. К тому же в правительстве также была партия хуту. Всё это привело к жестокому конфликту, который спровоцировала главная активистка лицея Глориоза. В результате пострадало множество невинных людей, чье массовое убийство было поддержано политикой невмешательства со стороны местных европейцев и политикой поддержки со стороны властвующей партии хуту.
There are 3 Comments
Геноцид в Руанде и его масштабы европейцы, кажется, так и не осознали до конца. И главное, непонятно, должны ли были европейцы и американцы вмешиваться, чтобы его остановить? В вопросе усмирения колоний вмешательство происходит молниеносно, а тут долго медлили. "Бремя белого человека" оказалось, как сегодня модно говорить, примером двойных стандартов. Также неясно, где искать противоядие от ненависти к иным. Неужели ксенофобия заложена генетически? И где проходит граница между ксенофобией и желанием просто сохранить свою идентичность?
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Европейцы скорее всего не осознали масштаб до конца. А двойные стандарты есть у европейцев и американцев, да. Об этом тоже в романе есть. Когда европеец европейца убивает, тогда это дело высокой важности. А, когда в Африке междуплеменной междусобойчик, тогда это так, что-то там в Африке опять подрались племена. Сложность этого геноцида ещё была в том, что это всё началось после утверждения независимости в Руанде и в то время, когда были сильны расовые предрассудки на Западе, да и в мире. Отсюда возможно двойные стандарты.
А ксенофобия, частично заложена с чувством собственничества, частично прививается средой. Идентичность же не должна утверждаться за счет угнетения других, но вопрос интересный. Может как раз язык и искусство и есть часть ненасильственного метода её утверждения.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Отсутствие угнетения тоже не совсем точное определение. Возьмем актуальный пример. Есть на севере Европы кое-какие маленькие страны. И есть страна чуть южнее, где происходят нехорошие события. Люди из страны с нехорошими событиями массово начинают ехать в маленькие северные страны, где им вдруг закрывают границу. Выглядит как ксенофобия, но по сути просто защита национальной идентичности, потому что число приезжих может оказаться сопоставимым с коренным населением. Тот же пример из 19 века описан в романе Си Памжань "Сколько золота в этих холмах". Автор выставляет приезжих искать золото китайцев жертвами несправедливых американских законов, упуская из виду, что американцы на тех территориях оставались уже в меньшинстве и просто защищали себя. Сложный вопрос с ксенофобией. Я склонен считать, что есть здесь какая-то биологическая основа. Даже Меркель официально признавала, что проект мультикультурализма в Германии провалился.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии