Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Путь философа. Сигэки Каидзука. Конфуций. Первый учитель Поднебесной

Мы уже писали о книге Сюй Фаньчэна «Конфуцианство» и говорили о том, что эта работа плохо годится для первого знакомства с древним китайским философом. А вот книга «Конфуций. Первый учитель Поднебесной» Сигэки Каидзуки, которую мы рассмотрим сегодня, для этой цели подходит идеально. Обстоятельно, последовательно, с описанием исторической ситуации автор этого труда повествует о пути Конфуция и его взглядах. Можно было назвать эту книгу научно-популярной, но лишь с той точки зрения, что понять ее можно без предварительной подготовки. В действительности объем информации в ней большой, что не препятствует ощущению ясной картины в голове после прочтения.

Автор начинает с того, что обрисовывает исторический контекст Китая VI века до нашей эры, когда Конфуций родился. Это был последний отрезок периода «Чунцю» или «Весен и Осеней». Формально власть в стране принадлежала царскому дому Чжоу, но фактически Китай был раздроблен на 12 отдельных княжеств, которые боролись друг с другом. Наблюдалась постепенная трансформация системы управления. Сначала власть принадлежала вассалам царского дома Чжоу, потом аристократическим семьям, поставлявшим кандидатов на ключевые управленческие должности, а затем начало казаться, что она вот-вот перейдет подчиненным этих семей, которых переводчик этой книги на русский назвал словом «служилые». Об этих процессах можно узнать из летописи «Чунцю», которую, согласно традиции, редактировал Конфуций.

С точки зрения общественного устройства Китай представлял собой множество городов-государств, территория вокруг которых образовывала княжества. Автор рассматривает такую систему как переходный этап от общности, базирующейся на кровном родстве, к общности, базирующейся на праве на землю. Но, по его мнению, лучше видеть в такой социальной организации даже не феодализм, а универсальную полисную структуру Древнего мира. Феодализмом Сигэки Каидзука вслед за китайской традицией называет особую китайскую ситуацию, когда чжоуский царский двор разрешал княжествам наследование власти от отца к сыну, но не вмешивался во внутреннее управление. При этом вассалы и царь принадлежали к одному роду. Соответственно, главной силой, которая удерживала такое общество, было совместное отправление культов общему предку. В хозяйственно-экономическом отношении у вассалов было много обязанностей. Они должны были наносить визиты царю, платить дань изделиями, производимыми на их землях, давать рабочих и содержать армейские подразделения, к помощи которых царь мог прибегнуть в случае угрозы. Распад именно этой системы и происходил во времена Конфуция. Собственно, вернуть такой феодализм и хотел Конфуций, считая идеалом времена основания царства Чжоу.

О жизни Конфуция можно судить по изречениям самого философа, записям его учеников и работам историков древности. За основу не только биографии Конфуция, но и исторического труда как такового в Китае были приняты «Исторические записки» Сыма Цяня, который писал в правление ханьского императора У-ди (140-81 до н.э.). Все последующие историки были так сильно очарованы этой работой, что ни у кого не возникло даже мысли подвергнуть пересмотру сказанное этим историком. Лишь в последнее время начали предприниматься попытки пересмотреть биографию Конфуция.

Отец философа происходил из недавно выдвинувшегося класса воинов, а мать, вероятно, была из простонародья. Быть военным значило принадлежать к более высокому классу, чем крестьяне. Тем более что были свидетельства храбрости, проявленной отцом Конфуция. Боеспособность армии оценивалась по числу боевых колесниц и главной задачей военного было управление такой колесницей. В обществе военная стезя была призванием, которое еще требовалось заслужить. Дети аристократов могли стать военными, но не дети крестьян. Но, конечно, сыном аристократа назвать Конфуция, по-видимому, было нельзя. Кроме того, будущий философ рано потерял родителей, поэтому скорее всего познал в жизни нужду.

Уже в подростковом возрасте Конфуций обратил свой взор к учению и с тех пор не переставал учиться. Позже он будет занимать государственную должность в родном княжестве Лу, которое не играло значительной роли в Китае, будет путешествовать, а на закате жизни обратится к педагогике и письменным трудам и предположительно будет комментировать официальную хронику своего княжества. У него будет множество учеников, но его главную идею о возрождении китайского золотого века периода основания династии Чжоу современники не поймут. Лишь 350 лет спустя в объединенном Китае идеи Конфуция лягут в основу государственной бюрократической системы.

Путь Конфуция – это путь рациональности. Известно, что династия Чжоу пришла на смену династии Инь. Для Конфуция, идеализировавшего первого государя Чжоу-гуна, новая династия ознаменовала отказ от дурманящих магических искусств Инь в пользу зрелого культа и пути разума. Здесь следует сказать об особом характере рационализма философа, который вовсе не отказывался от культов. В Древнем Китае были сильны представления о Небе, которое обладает некоей волей, но похожей на волю не отдельного человека, а скорее природного духа. И хотя раньше Небо персонифицировали и его волю уподобляли воле одного человека, уже в период Чунцю стало понятно, что воля Неба проявляется во всем человечестве. В период Инь, предшествовавший Чжоу, волю Неба узнавали с помощью магических практик, например, гаданием на черепашьих панцирях. Эта традиция не до конца ушла и во времена Конфуция. Но большее распространение получало гадание по тысячелистнику, потому что такое гадание было проще организовать. Так вот Конфуций не поддерживал это магическое ремесло. Он занимался только тем, что было доступно разуму, и именно в этом плане являлся рационалистом. Все загадочное он отбрасывал. Впрочем, от культов он не отказывался, хотя, в частности, и говорил, что духов следует почитать, но держаться от них нужно подальше. Ритуал играет важнейшую роль хотя бы потому, что ограничивает человека и не дает ему развратиться. В этом плане Конфуций не в полной мере рационалист. Тем не менее, по его мнению, управление государством должно быть отделено от религии. Само понимание религии у Конфуция было особым, потому что в центре ритуала был человек, а не какие-то сверхъестественные силы. Конфуций отрицал исторический путь, который видел своими глазами, однако хорошее знание прошлого позволяло ему понять закономерности истории и потому судить о будущем. В этом плане Конфуций обогнал свое время, увидев в истории своего рода науку. Современность его не устраивала и он имел свое видение, поскольку призывал вернуть золотой век полисов. Но речь шла не столько о возрождении феодализма, сколько о новой совершенной бюрократической системе. Поэтому, хотя Конфуций обращался к прошлому, фактически он был прогрессистом.

В центре системы Конфуция находятся добродетели, которые нужно воспитывать в себе каждому благородному мужу. Он строго разделял человечество на «аристократов» и «мелких людей». Идеал аристократа – это Цзы Чань, министр княжества Чжэн и представитель «мудрых правителей», о котором мы еще скажем несколько слов. Профессиональные навыки, необходимые для заработка на жизнь, Конфуций считал неприемлимыми для аристократа, которые должен был обучаться исключительно управлению другими. Тем не менее до нас дошли реплики Конфуция, из которых следует, что он, вероятно, все же обладал какой-то «низменной» профессией подобно простолюдину. Однако понятие аристократа или благородного мужа у Конфуция шире. Такой человек, хоть и не должен заниматься низким профессиональным трудом, должен одновременно стремиться к скромности, избегать роскошной жизни и желать знаний. Конфуций первым сформулировал идеал человека, который должен посвятить всю жизнь нравственному совершенствованию. Человек должен постоянно учиться. Сам Конфуций, по-видимому, занимался самообразованием и объектом его интереса была древность. Но учение необходимо не само по себе, а чтобы применять знания. Поэтому важна не теория, а именно практика нравственного действия.

Теперь следует сказать несколько слов о Цзы Чане, министре княжества Чжэн, которого Конфуций считал идеальным аристократом. Этот человек принял решения, повлиявшие на весь исторический путь Китая. Он ввел писаные законы, регулирующие отношения разных кланов, что стало нововведением. До этого единых правил не было и все споры решались на собраниях представителей кланов. Переход к писаным законам обозначают термином «легизм». Позднейшие конфуцианцы выступали против легизма, считая прежний клановый порядок идеальным. Однако значение Цзы Чаня для истории Китая состоит не только в переходе к системе законов. Он еще оказалал сопротивление традиционным магическим представлениям о судьбе, которую якобы можно узнать гаданием. Фактически своими деяниями он показал, что волю Неба невозможно предвидеть. То есть в мире не все познаваемо. Это был переход к рационализму и осознание границ человеческих возможностей. Конфуций придерживался той же точки зрения, хотя и выступал против легизма. Если вводить законы, как на том настаивает легизм, но человек все равно будет их нарушать. Вместо писаных законов должно быть построено добродетельное управление, воспитывающее народ. По Конфуцию, нужно возродить клановую систему, но при этом отказаться от органичений индивидуальной свободы для отдельных людей. Он возводит свою теорию на идее личности, а не группы.

Конфуций почитал основателя царства Чжоу-гуна, поэтому правитель ему даже снился. Текстами, которые он изучал, были «Стихи» и «Писания», в которых были зафиксированы ритуалы царства. В них Конфуций видел не просто совершенство древнего мира, он видел его совершенство как отражение совершенной личности Чжоу-гуна. При этом «древнее» не значило «лучше». Династии Инь и Ся были древнее Чжоу, но идеал Конфуций видел именно в Чжоу. Фактически Конфуций следовал особой форме классицизма. Но в обычном классицизме главное – это традиция, которой подчинены гуманистические ценности. В случае же Конфуция традиция имела такую же ценность, как и гуманизм. Впрочем, есть один дискуссионный вопрос в биографии философа. Некоторые допускают, что Конфуций был готов поддержать восстание подчиненного против господина, что шло вразрез с моралью его времени, но только в том случае, если это привело бы к возрождению идеалов дома Чжоу.

Главная добродетель у Конфуция – это человечность («жэнь»). Сюй Фаньчэн в книге «Конфуцианство» писал о том, насколько сложно передать точный смысл «жэнь» на европейские языки, тем не менее переводчик на русский выбрал «человечность». Сигэки Каидзука делает попытки уточнить его смысл и ссылается на ученика Конфуция Цзэн-Цзы, который определял человечность как верность и взаимность. Верность означает следование пути реализации своей личности. А взаимность – это расчет на объединение с другими людьми в исполнении идеала нравственного служения. Знание в конечном счете должно стать действием. Иными словами, главная добродетель «жэнь» требует рассматривать человека как социальное существо. Тем не менее такое понимание «жэнь», по-видимому, следует приписывать ученикам Конфуция, потому что из слов философа это непосредственно не следует. Также в конфуцианстве важно, что добродетель человечности должна быть пробуждена и начать нужно с осознания себя как единицы сначала семьи, потом государства, а затем и всего мира. При этом Путь открыт каждому. С одной стороны, Конфуций строго разделял мудрых и мелких людей, видя у первых особое врожденное нравственное чутье, но с другой, допускал, что любой человек мог измениться и обрести знание. В этом плане философ делал акцент на фундаментальной роли воспитания. И в этом же берет начало совершенно демократичный характер школы, которую основал философ. Он никому не отказывал в обучении, хотя учил, по-видимому, только способных. Образование было развивающим, Конфуций не давал готовых ответов, а намеками заставлял учеников искать их самостоятельно. Хотя автор книги таких параллелей не проводит, здесь уместно вспомнить Сократа, который жил на другом краю света и тоже не давал ответов, а только наводил собеседников на тот или иной путь.

Книга Сигэки Каидзуки является превосходной работой для знакомства не только с Конфуцием, но и Древним Китаем. Написанная доступна и информативно, она дает широкий обзор жизни и взглядов древнего философа, позволяя лучше понять его революционные идеи, которые, согласно уже Сюй Фаньчэну, позволяли Китаю выживать тысячелетиями.