Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Россия

Психологическая победа. Михаил Турбин. Выше ноги от земли

Анонс материала редакторской колонки

Роман «Выше ноги от земли» Михаила Турбина, серебряного призера премии «Лицей» сезона 2022 года, вышел в «Редакции Елены Шубиной». Когда организаторов премии «Дебют» в начале 2000-х спрашивали про основную тенденцию в молодежной прозе, они отвечали одним словом: чернуха. С тех пор прошло много лет. Считается, что за это время уровень жизни в стране сильно вырос, равно как и международный авторитет России. Однако так ли это, если смотреть на вещи глазами простого человека, который ничего не может изменить?

Привычное будущее. Юлия Идлис. Гарторикс. Перенос

Анонс материала редакторской колонки

Юлия Идлис известна как поэтесса, критик и журналист, причем за критические работы ей еще в 2000-х присудили престижную премию «Дебют» для молодых литераторов. В 2022 году она попробовала себя в непривычном амплуа в качестве сочинителя фантастической прозы и выпустила роман «Гарторикс. Перенос». Заявлено, что это только первая книга, то есть ожидается продолжение. «Гарторикс» вышел в непрофильном издательстве «Редакция Елены Шубиной», что только подогревает интерес.

Рука и варежки. Михаил Шишкин. Венерин волос

Анонс материала редакторской колонки

Михаил Шишкин, наверное, самый титулованный российский писатель. Ему были присуждены премии «Русский Букер», «Большая книга» и «Национальный бестселлер». При этом он давно не живет в России, а лучше даже сказать порвал с Россией, во всяком случае он высказывался против российского внешнеполитического курса. Элементы русофобии, которые можно было бы мягче назвать «взглядом, полным ужаса, на события русской истории», прослеживаются и в его книгах. Но ему можно предъявить и обвинения иного рода.

Любовь к книгам. Татьяна Толстая. Кысь

Анонс материала редакторской колонки

Роман Татьяны Толстой «Кысь» входит во всевозможные списки современной классической литературы. В связи с этим автора часто спрашивают: почему вы не написали ничего крупного со времен публикации «Кыси»? Очевидно, что и написание дебютного романа далось Толстой нелегко – он создавался в течение 14 лет. В книге чувствуется эта колоссальная и длительная работа. Толстая мастерски работает со словом, находя и подбирая такие выражения, которые мы не сразу вспомним на родном языке.

Короткое замыкание. Дмитрий Данилов. Саша, привет!

Анонс материала редакторской колонки

Небольшой роман Дмитрия Данилова «Саша, привет!», получивший премию «Ясная поляна» в 2022 году, ощущается как глоток свежего воздуха для любителей нестандартной литературы. В большинстве отзывов на эту книгу так или иначе упоминается термин «антиутопия» и, казалось бы, что сегодня может быть стандартнее? Тем не менее, если это и антиутопия, то очень оригинальная. Строгий контраст добра и зла в традиционных антиутопиях у Данилова заменен на экзистенциальную акварель, только краски не теплые и светлые, а угрожающие.

Монументально о смерти. Михаил Елизаров. Земля

Анонс материала редакторской колонки

После прочтения «Библиотекаря» могло создаться впечатление, что Михаил Елизаров пишет «трешовую» литературу, рассчитанную на массового читателя, то есть нечто вроде бульварных боевиков. На мой взгляд, с такими оценками нужно быть осторожным. Во-первых, писатель ставит серьезные задачи и не мельчит с темами, во-вторых, «треш» в его книге имеет метафизическую окраску, а в-третьих, чрезвычайно выразительный язык позволяет говорить о тщательной работе со словом.

Между двумя взрывами. Сергей Беляков. Парижские мальчики в сталинской Москве

Анонс материала редакторской колонки

Всегда бывает желание видеть в родственниках и друзьях знаменитых людей как бы тени последних. Когда за семью выдающегося человека берутся историки и журналисты, для них она часто оказывается не более чем источником информации о главном герое. Так могло бы стать и с сыном Марины Цветаевой и Сергея Эфрона Георгием. Георгий родился в 1925 году в Чехословакии, до четырнадцати лет жил в Париже, потом с матерью вслед за сестрой и отцом переехал в СССР.

Война с бублимиром. Павел Крусанов. Мертвый язык

Анонс материала редакторской колонки

После выхода романа «Укус ангела» петербургского писателя Павла Крусанова называли «имперцем». Однако он такой же «имперец», в какой и нонконформист, причем первое, возможно, вытекает из второго. При этом его нонконформизм – это не отказ от общепринятой моды в пользу чего-то альтернативного, но тоже по-своему модного. Такой нонконформизм в представлении Крусанова как раз бессмыслен, ведь это то же потребление только вид сбоку.

Эрос Истории. Юрий Буйда. Сады Виверны

Анонс материала редакторской колонки

Революцию 1917 года в России часто рассматривают как глобальную метафизическую трагедию. Иногда в ней даже видят библейский масштаб. Однако можно увидеть в «желании революции» общественно-психологическую категорию, не привязанную исключительно к России. Именно такой взгляд можно обнаружить в романе Юрия Буйды «Сады Виверны». На страницах этой книги в русской революции нет ничего исключительно русского. Революция – это не национальный пейзаж, а надмирный архтетип.

Выбор свободы. Марина Степнова. Сад

Анонс материала редакторской колонки

Лауреат премии Большая Книга за роман «Женщины Лазаря» Марина Степнова с грустью констатирует, что великая русская литература 19 века уходит от нас, сохраняя интерес только для специалистов. А что если обратить этот процесс, написав книгу, где темы современные, а декорации 19 века? После девяти лет медленной и вдумчивой работы, прерванной на время рождением ребенка, Марина Степнова как раз представила на суд общественности такую книгу. Она называется «Сад», и это четвертый роман писательницы.

Страницы

Подписка на Россия