Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Лауреаты Нобелевской премии

Рытье ямы. Кэндзабуро Оэ. Личный опыт

Анонс материала редакторской колонки

Книга «Личный опыт» (1964) с элементами автобиографии ознаменовала переход Кэндзабуро Оэ к зрелому периоду творчества. В начале 1960-х у писателя родился ребенок с повреждениями мозга. Патология была настолько серьезной, что врачи были настроены пессимистически. Однако после нескольких операций ребенок выжил. Он на всю жизнь останется человеком с умственной отсталостью, хотя, строго говоря, выражаться так было бы неверно. Родители рано обнаружили у ребенка способности к музыке, и в зрелом возрасте Хикари (так назвали сына) превратится в одного из ведущих композиторов Японии. 

Бракосочетание земли с человеком. Клод Симон. Дороги Фландрии

Анонс материала редакторской колонки

Роман «Дороги Фландрии» Клод Симон выпустил в 1960 году, до этого он уже опубликовал полдюжины произведений. Симон участвовал в Второй мировой войне, попал в плен к немцам, бежал, добрался сначала до оккупированной зоны во Франции, потом и до свободной. В Париже был участником Сопротивления. Имея такой опыт, невозможно не отразить его в творчестве. Поэтому «Дороги Фландрии» - книга прежде всего о войне. Но не только. Здесь нет почти ничего присущего «типичной» военной прозе, то есть описаний боев, перемещений войск, массовых ранений и смертей.

Кочевники 21 века. Ольга Токарчук. Бегуны

Анонс материала редакторской колонки

Российское книгоиздание научилось оперативно реагировать на события в мировой литературе. По-русски регулярно и быстро выходят книги Нобелевских и Букеровских лауреатов, а иногда просто известные авторы переиздаются, если появляется новый информационный повод. Последнее – случай польской писательницы Ольги Токарчук. Ее книги выходили в России еще в 2000-х, но, кажется, особым вниманием критиков похвастаться не могли. В 2010 году издавался и роман «Бегуны», написанный в 2007 году. 

Трон Дракона. Перл Бак. Императрица

Анонс материала редакторской колонки

Американская писательница Перл Бак существенную часть жизни прожила в Китае. Неудивительно поэтому, что она много писала об этой стране. Она искренне пыталась постичь опыт китайцев, и высокомерие, свойственное многим иностранцам, которые откровенно пытались захватить Китай или, по крайней мере, поработить его экономически, для нее не характерно. Это особенно видно на примере ее позднего романа «Императрица», написанного в 1956 году уже после получения Нобелевской премии.

Белые в гостях у черных. Надин Гордимер. Народ Джулая

Анонс материала редакторской колонки

Надин Гордимер была свидетельницей конца политики апартеида в Южноафриканской Республике. Но конец этот был очень затянутый. Выступления чернокожих, недовольных подчиненным положением, в той или иной степени продолжались всегда. Случались отдельные особо масштабные восстания вроде событий 1976 года в Соуэто, которые имели долгое политическое эхо. Апартеид, его восприятие белыми и черными – главная тема творчества Надин Гордимер. В небольшом романе 1981 года «Народ Джулая», получившем мировую известность, писательница сталкивает представителей разных рас и пристально следит за тем как они пытаются понять друг друга. На русский язык роман не переводился.

Человека победить нельзя. Папапа. Современная китайская повесть

Анонс материала редакторской колонки

В настоящий сборник вошли пять повестей крупных китайских писателей, написанные в 1980-е и 1990-е годы. Среди авторов лауреаты престижных премий, включая нобелиата Мо Яня. Все пятеро родились в 1950-е годы, и, как можно предполагать еще до прочтения, главной темой их творчества будет «культурная революция», свидетелями которой они были в юности. Однако это не совсем так. Никто из них «культурную революцию» непосредственно, в общем-то, не описывает. Как следствие, нет и темных красок. Наоборот, героев этого очень разнопланового сборника объединяют любовь к жизни и оптимизм.

«Это у нас уже есть». Гарольд Пинтер. Карлики

Анонс материала редакторской колонки

Гарольд Пинтер хорошо известен как драматург, но создавал он и прозаические произведения. Еще в 1950-х он написал абсурдистский роман «Карлики». Тридцать лет текст пролежал в столе, и только в 1980-х Пинтер решил взяться за него снова. Он его сократил и слегка отредактировал, большую часть сохранив неизменной. «Карлики» - очень странный текст. Не настолько странный как проза Беккета, но по части запутанности тоже весьма незаурядный. Рассказывается в романе о трех друзьях Марке, Пите и Лене и подруге Пита Вирджинии. Весь текст друзья выясняют, что они думают друг о друге, о мире и своем месте в нем.

Новое варварство. Дорис Лессинг. Воспоминания выжившей

Анонс материала редакторской колонки

Часть творчества Дорис Лессинг связана с проблематикой, характерной для популярного в 20-м веке массового и даже коммерческого жанра научной фантастики. Лессинг написаны целые научно-фантастические циклы. Немного особняком стоит роман «Воспоминания выжившей» (1974), который в циклы не входит. С одной стороны, его можно назвать типичной антиутопией, поскольку повествует он о печальном будущем человечества, которое само разрушило свою цивилизацию. С другой, есть в нем черты, в антиутопиях встречающиеся нечасто.

Землепашец в пустыне. Кнут Гамсун. Соки земли

Анонс материала редакторской колонки

С формальной точки зрения роман «Соки земли» можно считать вершиной творчества норвежского писателя Кнута Гамсуна, ведь он стал основанием для присуждения ему Нобелевской премии. Впрочем, наверное, это не вершина, а всего лишь новая грань творчества писателя, ведь «Голод» и «Мистерии» ничуть не слабее. В этих более ранних произведениях Гамсун был сосредоточен на мире внутреннем, на коллизиях «я» и его конфликтах, тогда как «Соки земли» - книга о мире внешнем, о его преобразовании. Герои этого романа люди грубые, они не способны к изяществу и тонким ощущениям.

Два мира. Александр Солженицын. Раковый корпус

Анонс материала редакторской колонки

Роман «Раковый корпус» Александр Солженицын написал в 1960-х. Книгу должны были опубликовать в Советском Союзе, но в последний момент хода публикации не дали. Набор был рассыпан. Причина понятна: неудобная лагерная тема. Слишком явно, слишком подробно вырастают перед глазами читателя образы вчерашних заключенных и ссыльных. Нужно ли это было в СССР 1960-х тем, кто определял культурную повестку? Наверное, нет. Впрочем, тема лагеря в «Раковом корпусе» не основная. Не менее важна тема болезни и борьбы с ней.

Страницы

Подписка на Лауреаты Нобелевской премии