Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Лауреаты Нобелевской премии

Бог мяса. Мо Янь. Сорок одна хлопушка

Анонс материала редакторской колонки

В нобелевском дипломе китайского писателя Мо Яня написано, что премия ему вручается за «галлюцинаторный реализм, который объединяет народные сказки с историей и современностью». Однако «галлюцинаторность» Мо Яня не имеет ничего общего с опытом душевнобольных. Его проза – это вовсе не рассказы о монстрах или порабощении человечества инопланетянами в маргинальном духе Уильяма Берроуза. Эта «галлюцинаторность» сводится к набору небольших фольклорных преувеличений, а назначение таких рассказов состоит в том, чтобы обнажить и выразить жизнь народа.

Животворные поучения. Кнут Гамсун. Женщины у колодца

Анонс материала редакторской колонки

Роман «Женщины у колодца» вышел в 1920 году, то есть в год, когда Кнуту Гамсуну присудили Нобелевскую премию. В этой книге мы познакомимся с обитателями маленького портового городка, но не нужно думать, что страсти здесь тоже маленькие. Все как раз наоборот. Гамсун называет городок «муравейником», где все готовы переступать друг через друга. У этих провинциальных жителей есть амбиции, подозрения и желания. Они плетут интриги, дают пощечины и живут в атмосфере постоянных сплетен. 

Копия и оригинал. Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце

Анонс материала редакторской колонки

Иногда бывает, что писателю, даже крупному, сложно освободиться от плена единственной избранной темы и подняться над ней. А бывает и наоборот, что каждая новая книга открывает новый горизонт. Случай британского автора Кадзуо Исигуро, лауреата Нобелевской премии 2017 года, как раз последний. Его творческое воображение обладает потрясающей широтой и может быть направлено как в прошлое, так и в будущее.

Пора умирать. Ольга Токарчук. Правек и другие времена

Анонс материала редакторской колонки

«Правек и другие времена» - третий роман Ольги Токарчук, впервые опубликованный в 1996 году. По-русски он выходил в издательстве «Новое литературное обозрение» в 2004 году еще до того, как писательница получила широкое международное признание, а в 2021 году был переиздан «Эксмо». Из романа в роман у Токарчук кочуют одни и те же темы, главные из которых смерть и движение как антитеза смерти. И тянется поверх этих тем какая-то особенно пессимистическая аура.

Здесь и сейчас. Петер Хандке. Второй меч

Анонс материала редакторской колонки

Нобелевский комитет часто обвиняют в предвзятости, осуждая за премирование не самых достойных писателей. Однако присуждение премии австрийскому автору Петеру Хандке можно считать одним из бесспорных. Речь здесь именно об художественных достоинствах его творчества, поскольку политические взгляды Хандке как раз вызывают много критики. Говорят, что Салман Рушди никогда не получит Нобелевскую премию из-за «Сатанинских стихов», однако Хандке, выступивший в поддержку Слободана Милошевича, премию все-таки получил.

Парадоксальная любовь. Жан-Мари Гюстав Леклезио. Африканец

Анонс материала редакторской колонки

Лауреат Нобелевской премии 2008 года французский писатель Жан-Мари Гюстав Леклезио всегда писал на французском языке, но означает ли это, что Франция – это его родина? Ответ, если искать его не в фактической плоскости, будет отрицательным. В детстве, сразу после войны, писатель некоторое время провел в Африке, где его отец работал врачом. Это не было обычным путешествием туриста, потому что Африка вошла в плоть и кровь мальчика. 

Месть животных. Ольга Токарчук. Веди свой плуг по костям мертвецов

Анонс материала редакторской колонки

Прочитав роман «Бегуны», сборники рассказов «Последние истории» и «Диковинные истории» мы неоднократно могли убедиться, что Ольга Токарчук неравнодушна к теме смерти. В ее книгах всегда кто-то умирает, и для живых это служит напоминанием о неизбежности конца. Не стал исключением и роман 2009 года «Веди свой плуг по костям мертвецов», который вышел по-русски в издательстве «Эксмо» в 2020 году уже после получения писательницей Международной Букеровской и Нобелевской премий. Здесь тоже есть старость и смерть, однако звучит и другой голос, что-то вроде экологической совести. 

Феноменология смерти. Ольга Токарчук. Последние истории

Анонс материала редакторской колонки

Вскоре после того, как польская писательница Ольга Токарчук получила Международную Букеровскую премию, в России вышло переиздание ее романа «Бегуны». А чуть позже мы узнали, что ей присудили Нобелевскую премию. В «Бегунах» мы увидели, что темы, волнующие писательницу, - это путешествия и смерть, уродство материи, разложение тела и анатомия, все с налетом легкой, впрочем, вполне безобидной извращенности, не ставящей под сомнение реалистический характер повествования.

Исследование пространств. Петер Хандке. Уроки горы Сен-Виктуар

Анонс материала редакторской колонки

В 2020 году «Эксмо» издало сборник из четырех произведений Нобелевского лауреата 2019 года Петера Хандке. Правда, это переиздание, тексты уже выходили ранее в 2006 году. В этих повестях много размышлений, и они не могут похвастаться остросюжетностью. Даже прочитать их быстро, по диагонали, не получится. Медлительный стиль, погружение во внутренний мир героев, многостраничные описания природных ландшафтов – все это часто вызывает желание вернуться на предыдущий абзац или страницу и прочитать их еще раз

История акушерки. Мо Янь. Лягушки

Анонс материала редакторской колонки

Современная литература Китая, если судить по тому, что выходит по-русски, не признает ничего, кроме реализма. Однако есть в Китае писатели, которые, сохраняя реалистический метод, тем не менее вводят в него элементы гротеска. Таков Нобелевский лауреат Мо Янь, чьи эксперименты с гротеском мы могли видеть еще в романе «Страна вина», вышедшем по-китайски в 1992 году, а по-русски в 2012 году. В 2009 году Мо Янь выпустил в Китае роман «Лягушки», где снова в реалистическую канву вплетались игры с противоположностями, с живым и неживым, с человеческим и животным. 

Страницы

Подписка на Лауреаты Нобелевской премии