Приветствуем вас в клубе любителей качественной серьезной литературы. Мы собираем информацию по Нобелевским лауреатам, обсуждаем достойных писателей, следим за новинками, пишем рецензии и отзывы.

Британия

«Это у нас уже есть». Гарольд Пинтер. Карлики

Анонс материала редакторской колонки

Гарольд Пинтер хорошо известен как драматург, но создавал он и прозаические произведения. Еще в 1950-х он написал абсурдистский роман «Карлики». Тридцать лет текст пролежал в столе, и только в 1980-х Пинтер решил взяться за него снова. Он его сократил и слегка отредактировал, большую часть сохранив неизменной. «Карлики» - очень странный текст. Не настолько странный как проза Беккета, но по части запутанности тоже весьма незаурядный. Рассказывается в романе о трех друзьях Марке, Пите и Лене и подруге Пита Вирджинии. Весь текст друзья выясняют, что они думают друг о друге, о мире и своем месте в нем.

Новое варварство. Дорис Лессинг. Воспоминания выжившей

Анонс материала редакторской колонки

Часть творчества Дорис Лессинг связана с проблематикой, характерной для популярного в 20-м веке массового и даже коммерческого жанра научной фантастики. Лессинг написаны целые научно-фантастические циклы. Немного особняком стоит роман «Воспоминания выжившей» (1974), который в циклы не входит. С одной стороны, его можно назвать типичной антиутопией, поскольку повествует он о печальном будущем человечества, которое само разрушило свою цивилизацию. С другой, есть в нем черты, в антиутопиях встречающиеся нечасто.

Два камня. Дэвид Линдсей. Утес Дьявола (David Lindsay. Devil's Tor)

Анонс материала редакторской колонки

Самый известный роман шотландского писателя-мистика Дэвида Линдсея – это «Путешествие к Арктуру», однако при жизни автора популярностью он не пользовался. Что говорить о других его книгах? Если «Путешествию к Арктуру» посчастливилось стать культовым после смерти Линдсея, то это, наверное, благодаря динамичному и ни на что не похожему мистическому, а в чем-то даже трансцендентному сюжету. Фантазия Линдсея – это нечто поистине уникальное. Книга «Утес Дьявола» (1932), не переводившаяся на русский, в этом отношении гораздо беднее. 

Метания между мирами. Видиадхар Найпол. Полужизнь

Анонс материала редакторской колонки

Роман «Полужизнь» Видиадхар Найпол опубликовал в 2001 году. Хотя книга вошла лишь в длинный список Букеровской премии, в этом году автор был удостоен Нобелевской премии. Основная тема творчества Найпола - это трудности самоидентификации. С такой трудностью столкнулся сам писатель. Имевший индийские корни, родившийся на Тринидаде и живший в Англии, Найпол, очевидно, пытался для себя ответить на вопрос кем же он является. Герой «Полужизни» тоже мечется между мирами. 

Вещь в себе. Дебора Леви. Заплыв домой

Анонс материала редакторской колонки

Современная британская писательница и драматург Дебора Леви родилась с Йоханнесбурге. Ее отец был знаком с Нельсоном Манделой, участвовал в Африканском Конгрессе и даже просидел четыре года в тюрьме как политический заключенный. Позже семья перебралась в Англию. Дебора Леви училась в Дартингтонском колледже искусств, позже начала сочинять пьесы. Она также автор нескольких крупных прозаических произведений. Небольшой роман «Заплыв домой» в 2012 году вошел в короткий список Букеровской премии, но премию не получил. 

Английское лицемерие. Ричард Олдингтон. Смерть героя

Анонс материала редакторской колонки

Поэт и прозаик Ричард Олдингтон имел все шансы стать весьма непопулярным автором в родной Англии, и отчасти так и произошло. Причина тому - его «непатриотичные» взгляды. Олдингтон ненавидел пуританский уклад викторианской Англии и поведение англичан в Первой мировой войне. С яростью он осуждал своих соотечественников за ханжество и лицемерие. В романе «Смерть героя» (1929) он показал, как чистая и неиспорченная душа страдает в удушающих условиях, как она рвется к свободе и нигде не находит ее.

Экзистенциальный кризис. Дэвид Солой. Каков есть мужчина

Анонс материала редакторской колонки

Дэвид Солой родился в Канаде в 1974 году, но всю сознательную жизнь прожил в Англии. Он автор нескольких романов и радиопьес для BBC. В 2016 году его роман «Каков есть мужчина» вошёл в короткий список Букеровской премии. Впрочем, это не совсем роман, скорее самый обычный сборник рассказов, которые сюжетно никак не связаны. Есть лишь одна небольшая связка между первым и последним рассказами. Но все девять частей (именно так автор называет свои 50-ти страничные тексты) можно объединить тематически. В их центре всегда мужчина и всегда в кризисной ситуации.

Мальчик и старик. Редьярд Киплинг. Ким

Анонс материала редакторской колонки

Хорошо известно, что Киплинг был страстным певцом британского империализма. Но его знаменитое «бремя белого человека» подразумевало не только владычество Британии в колониях, но и ответственность за них. Не меньше, чем Британию, Киплинг любил Индию, искренне восхищаясь этой страной. В романе для юношества «Ким» Киплинг взглянул на Индию влюблёнными глазами. Он не забывает о великой роли англичан в объединении страны, но умеет с любовью рассказать об обычных жителях, которых называет туземцами.

Место под солнцем. В. Найпол. Дом для мистера Бисваса (V. Naipaul. A House for Mr. Biswas)

Анонс материала редакторской колонки

Эту книгу, пока еще не переведенную на русский язык, пожалуй, можно назвать первым крупным успехом Видиадхара Найпола. До этого уже были написаны романы и рассказы, но они не были так замечены, как был замечен «Дом для мистера Бисваса». Роман по-прежнему не сделал его коммерчески успешным писателем, однако признание писатель получил. В этой книге, вышедшей в начале 1960-х, он рассказал о жизни своего отца на Тринидаде. Это вымышленная история о том, как трудно человеку без образования и особых талантов встать на ноги. Символ успеха для героя этой книги - это собственный дом. Но оказывается, что и целой жизни может быть мало, чтобы купить дом.

Взросление двадцатого века. Грэм Свифт. Материнское воскресенье

Анонс материала редакторской колонки

Грэм Свифт (р. 1949) – один из самых заметных и признанных английских романистов современности. В 1996 году он был удостоен Букеровской премии за роман «Последние распоряжения». Многое из написанного им выходило по-русски, кроме того, интерес к нему проявляет российская академическая наука. В России защищали диссертации на темы вроде «феномен «английскости» или «человек и история» в прозе Грэма Свифта. В центре его творчества – человек: иногда сам по себе, иногда в исторических обстоятельствах. Потому развитие в его прозе получают сопутствующие темы – природа времени и воспоминаний, роль мечтаний и фантазий, вопросы этики и прочее. 

Страницы

Подписка на Британия